Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Трудная роль |
английское название: |
Bhumika |
год: | 1977 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Шьям Бенегал |
сценаристы: | Сатьядев Дубей, Гириш Карнад, Шьям Бенегал, Ханса Вадкер |
продюсеры: | Лалит М. Биджлани, Френи Вариава, Бхишам М. Биджлани, Silloo F Variava |
видеооператор: | Говинд Нихалани |
композитор: | Ванрадж Бхатия |
художник: | Шама Зайди |
монтаж: | Бханудас Дивакар |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 ноября 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 22 мин |
«Уша, пой! — Не хочу, не буду, сами пойте!» (Весь фильм думала — ну где здесь хоть одна Бхумика?)
Из всех фильмов Бенегала, который я сподобилась увидеть, этот — самый спокойный, что ли. Ни тебе ни накала страстей, ни драм. Хотя что я, драму мы как раз тут и наблюдали. Но драму обыденную, таких драм я вам в своем подъезде насобираю — неделю рассказывать. Подумаешь, девочку Ушу в детстве взяли в оборот и принудили быть актрисой, чтоб семью из нищеты вытащить — не на панель же продали, и не в рабство. А могли бы. А то что, ребенок в 10 лет уже стал главой семьи и всех кормил — так что ж, это жизнь. Подумаешь, вышла замуж за человека, который старше ее в два раза, да и не любит ни граммулички — это жизнь. Она актриса. Ей надо роли играть. А что там у нее дома, никому не интересно. И любит Уша вообще другого парня, тоже актера, но ее престарелый жених (Амол Палекар, вообще отвратный тип, но очень хороший актер, которого я помню по фильму «Все дело — в усах!») регулярненько напоминает ей, что именно ему вся ее семейка обязана по гроб жизни, что именно за него она должна выйти, и вообще, в попу его целовать, ноги ему мыть и воду пить. А сам на крысу похож, ну ей-Богу. Как его обработали гримеры, чтобы он стал таким мерзким?…
Девушка в цепях. В цепях долга перед матерью (с которой, кстати, я так и не поняла, были ли у ее женишка какие-либо любовные отношения, по-моему, все-таки были, крутили они шуры-муры, пока Уша маленькая была), в цепях долга перед своим женихом, для которого она — всего лишь выгодный проект. Он быстренько делает ей ребенка, рождается дочка в браке и все- никуда Уша не денется. Вроде бы. Восходящая звезда кино и бабки огребает хорошие. Хочет еще ребенка — куда-там, муж заставляет аборт делать. Как же, денежки пропадут. Вообще, вся атмосфера фильма, не смотря на всю свою обыденность — вся какая-то мерзкая и липкая. Как в паутине, застревает героиня, в своей жизни. И деться бы куда-нибудь рада, да куда? К своему партнеру по фильмам? Но тот вообще по жизни порядочный парень, и любовник — это не про него. Попробовала пообщаться с одним режиссером (Нассируддин Шах) — так и тому не нужна. Всем от нее нужно либо деньги, либо ее красота, либо ее слава, а она, сама себе не нужная — кому она нужна? Режиссер, оказывается, мягко говоря, странным. Придумал, что не справляет праздник Холи, потому как в этот день у него умерла дочка. Потом оказывается, что это выдумка. Ну и он нормальный человек? Можно на такую тему так врать?
Потом появляется еще один товарищ — влиятельный помещик, богатый человек (Амриш Пури). Там вообще Уша попадает в золотую клетку. Ни выйти из дома, не войти. Зачем было убегать из одной клетки, чтобы так попасть в другую? Уму непостижимо. Кстати, обалденная роль Амриша Пури, где он не сверлит никого орлиным взором, и не злодействует — просто усталый мужик, которому предложили — именно предложили, вернее, она сама себя предложила — красавицу-актрису плюс сиделку за его парализованной женой, плюс няню для его маленького сына. Чего ж не согласиться?… В общем, мужчины менялись, толку ноль. Болото… Женщина, и ее внутренние демоны. Кто ж ее разберет? Как только она получала то, чего хотела — ей срочно это переставало быть нужным. Все искала идеала — не нашла. Бог ей судья. Но счастливой она точно не была.
Это, как говориться, мое личное субъективное мнение, которое мало кого интересует. А фильм хорош, очень интересно выстроен — имеет две цветовые гаммы, черно-белые кадры повествуют о детстве героини, а яркая, многоцветная часть — о ее бурном настоящем. Конечно, это, так называемое, «параллельное» кино, как и большинство фильмов Бенегала, которое сильно отличается от традиционных фильмов Индии с их сказочностью. Показывают жизнь, так сказать, во всей ее правде. Все основано на контрасте — яркой иллюзии на экране и серых будней дома, из которых не вырваться, ни-ни. Конечно, это одна из наиболее ярких ролей Смиты Патиль. Она вообще для меня, как и Шабана Азми — это совершенно особый пласт индийского кинематографа, который даже я, со своим многолетним опытом, не всегда понимаю. Но о чем данный фильм, в принципе, понятно. Опять о том, что весь мир принадлежит мужчинам, и женщина, даже если она работает и содержит семью, не имеет права решать за себя и быть счастливой. Мужики все равно будут творить произвол. И вся эта бестолковая реакция Уши на все, что происходит в ее жизни — это от полного, беспросветного несчастья. Тоска, после просмотра на душе остается тоска… Но смотреть все равно надо, потому как это Ш. Бенегал.
8 из 10
7 мая 2019