Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Степь |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Бондарчук |
сценаристы: | Сергей Бондарчук, Антон Чехов |
видеооператоры: | Леонид Калашников, Владимир Шевцик |
композитор: | Вячеслав Овчинников |
художники: | Юрий Фоменко, Виктор Петров, Надежда Бузина |
монтаж: | Елена Михайлова |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 мая 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 14 мин |
Крайне редко, но всё же случается так, что фильм помогает мне лучше понять книгу. Хорошо придумано, что в экранизации все события показаны глазами Егорушки, главного героя, в то время как у Чехова даётся своего рода панорамный обзор. Этого мальчишку всё вокруг увлекает, и он не особо-то хочет разлучаться с родными местами. Хотя, быть может, со временем он этот интерес к окружающему миру безвозвратно потеряет, и станет сухим «образованным» педантом.
Фильм снят очень правильно: спокойное такое, неторопливое повествование, но при этом без «воды». Да, особого динамизма не наблюдается, но так он здесь и без надобности. Здорово показана эта самая степь — с одной стороны захватывающая и полная жизни, а с другой — навевающая смертную тоску.
Из героев особо запомнился Соломон. Как не похож этот спокойный, полный достоинства, слегка ироничный персонаж на своего родича, до пошлости услужливого лизоблюда! Как он говорит, что ему сто лет не сдались власть и богатство! А уж его монолог о том, что кто кого влиятельней, тот тому и пятки лижет — просто на все времена.
И ещё Вася-Бурков — действительно, один из немногих, кто сохранил в себе человеческое, несмотря на трудности и лишения. По правде говоря, сначала его рыданья над убитым ужиком показались мне слегка наигранными, но, пересмотрев эту сцену, я поняла, что это как раз предельно искренне. И даже сомнений не возникает, что Георгию Ивановичу был близок его герой.
Дымов же как в книге, так и в фильме вызывал у меня исключительную неприязнь. Однако это его «Скучно мне!!!«всё объясняет. Вдруг и в самом деле всё это (в том числе и убийство того самого ужика) — не от худого умысла, а от скуки, а за его малоприглядной оболочкой кроется настоящая трагедия?..
А отец Христофор?.. Благообразный старец, довольный жизнью. Как передан формализм в религии: молится то он скороговоркой, затверженными фразами… Честно, ни секунды не думала о Трофимове в процессе чтения, но, узрев экранизацию, никого другого в этой роли больше не мыслю. Кузьмичов же внешне напомнил самого Чехова. Также удачным получился образ Константина. Луч света в тёмном царстве… Точь-в-точь как в повести: сначала улыбка появилась, а только потом её обладатель. Одним словом, фильм можно охарактеризовать как галерею психологических портретов на фоне бескрайней степи. А уж какая там песня…
17 мая 2016
Недавно, решив более основательно познакомиться с творческим наследием Сергея Бондарчука как режиссёра, наткнулся на фильм «Степь». Был немало удивлён тем, что данная картина ни разу не попалась мне на глаза. Как ни странно, никогда не видели фильма даже родители. Начал смотреть и не мог оторваться, буквально захваченный медленным ритмом этого фильма-размышления, наполненного дивной красотой и глубокими мыслями.
Не могу не отметить в этом фильме и целый ряд потрясающих актёрских работ, особенно Олега Кузнецова (Егорушка), который превосходно передаёт чувства и мироощущение маленького человека. Не только сразу же веришь маленькому актёру, но и с восторгом узнаёшь самого себя, вспоминая как в его возрасте точно так же с болью и тоской переживал начало неведомой новой жизни, точно так же размышлял о жизни и смерти!
Посмотрел картину на одном дыхании, временами даже плакал. Фильм просто великолепно воссоздаёт атмосферу безвозвратно ушедшей России XIX столетия. Люди, пейзажи и быт словно сошли с фотографий Прокудина-Горского. С восторгом любовался донской степью, которую безумно люблю. Глубоко и трогательно сыграна самим Бондарчуком роль несчастного человека с трагической судьбой, который живёт только воспоминаниями о своём прошлом. Боль в его глазах чувствуется неподдельная. А персонаж И. Смоктуновского (Моисей) просто уморителен, весьма неожиданная и оригинальная роль великого актёра.
После просмотра создалось ощущение недооценённого шедевра. Как жаль, что этого фильма почти никто не знает. Однозначно, одна из самых лучших и искренних работ Бондарчука.
10 из 10
13 августа 2014
Иногда великим режиссерам, после огромного количества великих фильмов, нужно заняться более скромными работами, ибо это отдых от славы. И Сергей Бондарчук, после своего самого лучшего фильма в своей режиссерской карьеры под названием Они сражались за родину, решил снять именно такой фильм. И выбрал он для этого малоизвестную повесть Чехова Степь.
Что же из себя представляет фильм Степь? На первый взгляд это Они сражались за родину, только в мирное время и действие происходит в середине 19 века, а не в середине 20 века. Это понимаешь потому что действие происходит в донских степях, и большинство актеров играющих здесь играли в Они сражались за родину, в то числе и Сергей Федорович. Но если копать по глубже, то мы увидим совершенно другой фильм. Мы видим философскую драму, в которой видим как меняется детство юностью. Это говорит нам сам сценарий, в котором мальчик переезжает из своего поместья в город учится в лицее. И можно считать, что его путешествия является последним мигом его детства. Однако мы видим не только это. Мы видим весь быт донских крестьян, помещиков и других людей этой части России живущих в 19 веке. Особенно радуют крестьяне, которые перевозят пшено на обозе. И напоминают чем то дальнобойщиков 19 века.
К сожалению, этот фильм все забыли. Несмотря на его великолепия.
Но этот фильм стоит посмотреть хотя бы один раз в жизни, и потом погрустить о своем детстве.
8 из 10
24 апреля 2014