Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смена пола |
английское название: |
Cambio de sexo |
год: | 1977 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Висенте Аранда |
сценаристы: | Висенте Аранда, Карлос Дюран, Хоаким Хорда |
видеооператор: | Нестор Альмендрос |
композитор: | Рикард Миральес |
монтаж: | Марисель Баутиста |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 мая 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
Одна из самых талантливых и востребованных актрис второй половины двадцатого века неожиданно удивляет своей первой главной ролью. Молодая актриса держит на себе весь фильм с грустным надрывом рассказывая историю смены пола молодым человеком. Висенте Аранда показывает безысходность и одиночество человека, его неприятие своим полом, самостоятельный путь неумолимо приближающий его к той самой операции. Получается затянутая личная драма, которая ближе к концу все больше начинает походить на пропагандистский ход — других альтернатив развития событий просто нет. Но все ли так однозначно?
По сути, Аранда как раз демонстрирует тот случай, когда фрустрированный человек бежит из своей реальности прикрываясь половыми несоответствиями. Его бунт против властного и неумного отца продолжается даже после того, как он оставил родительски очаг. Попытка суицида только подчеркивает хрупкость и незрелость его внутреннего мира. Всю свою роль Виктория Абриль строит через постоянные нервные срывы и разочарования. У нее это превосходно получается — вопросов к актерскому мастерству нет. Но с каждой выходкой сюжет все больше виляет в сторону «смелого бегства». Противоречия настолько обостряются, что единственным навязываемым выходом остается окончательная операция героя по смене пола.
Безусловно этим фильмом Висенте Аранда привлек к себе внимание и здорово шокировал тогдашнюю Европу. Но это все из-за ангажируемой темы. Фильм поверхностен, как и образ главного героя. Режиссер даже и не пытается понять причину, выделяя лишь множество следствий. Точно также и уважаемая мною Абриль — выдающаяся игра во второй половине ленты оказывается смазанной началом. Все дело в том, что женственность актрисы попросту не позволяет выделить в ней мужское. Другими словами — с самого начала понятно, что перед нами девушка, а не женственный парень.
Так что, на сей раз провокация оказывается пшиком. Аранда как подросток делит все на «белое и черное», создавая однополярную пропагандистскую ленту. Но, возможно и не без ее участия, более чем через тридцать лет спустя появилась замечательная «Кожа в которой я живу» Альмодовара. Постмодернизм — это ведь просто постмодернизм, а не культурное хулиганство, которому свойственны ханжество и поверхностность (которых, как я полагаю, не лишена лента Аранды).
4 из 10
15 июля 2014
Смена пола давно стала очень прибыльным бизнесом. Цены на подобного рода услуги просто заоблачные. Многие транссексуалы готовы распродать всё своё имущество, влезть в долги для того, чтобы осуществить давнюю мечту — стать бабочкой, вылетевшей из кокона, обрести новую жизнь в новом теле. Ну, во всяком случае, им это обещают разные дяди и тёти, как в своё время лиса Алиса и кот Базилио обещали доверчивому Буратино огромное дерево с золотыми монетами вместо листьев. Надо только зарыть свои монеты в потаённом месте, и сказать волшебное слово: Крекс-пекс-фекс. Но для того, чтобы привлечь наивных буратинок нужна реклама. С этой целью в интернет вбрасывается огромное количество видеороликов, на которых прыщавый подросток чудесным образом превращается в эффектную блондинку. В середине семидесятых годов интернета ещё не существовало, поэтому приходилось снимать полнометражные фильмы. Один из них мне и хотелось бы рассмотреть.
На роль главной героини (Марии Хосе) режиссёры выбрали биологическую женщину. Это очень удобно — женская внешность без дополнительных усилий. Девушка понятия не имеет, кто такие транссексуалки и чем они отличаются от всех остальных. Но это и неважно. Играть девушку в мужской одежде оказывается вполне достаточно.
Мария Хосе помогает обслуживать посетителей в маленьком ресторанчике своего отца. Одета она в мужскую одежду и никаких признаков желания переодеться в женскую, нет и в помине. Мария — транссексуалка, женщина, родившаяся в мужском теле. Одноклассники считают её геем и не хотят, чтобы она училась в их классе. Директор вызывает её мать и вынуждает забрать Марию Хосе из его школы, мотивируя это слишком женственным поведением «ученика».
Вы думаете, что родители Марии Хосе решили бороться за права своего ребёнка? Как бы ни так! Отец решил сделать из неё «настоящего мужика». А какое самое эффективное средство для этого? Правильно — заставить рубить дрова. А ещё свозить к проституткам в бордель. Там из неё сделают настоящего мужчину. В борделе Мария Хосе видит трансвестит-шоу, и очень этим заинтересована.
Потом её принуждают заняться сексом с женщиной, но она категорически отказывается. Отец говорит ей, что на следующие выходные они снова поедут туда же. Если снова неудача, он её выпорет. Мария Хосе собирает вещи и уезжает в Барселону. Дорогие школьники, если у вас есть некоторые проблемы с гендерной идентичностью, если вас считают геем, если у вас есть проблемы с девушками, несите свои золотые монетки Алисе и Базилио. Ой, что я говорю! Несите свои сбережения тайским пластическим хирургам, и они решат все ваши проблемы. Но перед операцией не забудьте сказать волшебное слово: Крекс-пекс-фекс.
В Барселону Мария Хосе забирает одежду своей сестры и в новом городе мы её видим уже в «новом» облике, видим её прекрасную женскую фигуру, женское лицо, женские манеры. Откуда это всё у транссексуалки, если она не принимала гормонов и не тренировалась? Не спрашивай, достопочтенный зритель! Тебе не положено задавать лишних вопросов. Просто смотри и наслаждайся.
К Марии Хосе тут же подкатывает парень. Она прикидывается глухонемой. Парень предлагает найти жильё, и она соглашается. Жильё они находят, но от парня она ловко избавляется. Мария Хосе находит работу женского парикмахера. Однажды к ним в салон приходит Биби Андерсен, трансвестит, которого она видела в борделе. Героиня делает причёску своему кумиру и в тайне мечтает быть такой же смелой, как он.
Мария Хосе в баре знакомится с неотразимым мужчиной (на вид — прожжённым ловеласом). Она от него без ума. Он приглашает её к себе, и когда видит её половые органы, называет геем и прогоняет. Мария Хосе в отчаянии пытается себя кастрировать и оказывается в больнице. К ней приходит Биби Андерсен. Он рассказывает ей про визит в Лондон с 25 чемоданами денег, и о том, что оттуда вернётся без этих чемоданов и без одной штуки, которая ему не нужна. Представляю, как обрадуются кот Базилио и лиса Алиса. Такой куш плывёт прямо в руки…
Биби Андерсен добрый и отзывчивый человек. Он обещает помочь Марии Хосе.
Мария Хосе на время возвращается домой, но очень скоро понимает, что не может там жить, и снова едет в Барселону. Поработав в парикмахерской, она однажды уходит оттуда в надежде стать участницей шоу трансвеститов. Девушка приходит к Биби на репетицию в надежде получить работу. Они вместе идут к Дюрану, руководителю шоу и тот действительно берёт её к себе.
Надо заметить, что во время просмотра я ни на секунду не сомневалась в том, что Мария Хосе это биологическая женщина. И когда её заставляли говорить о себе в женском роде, и пить гормональные пилюли это выглядело просто смешно.
В результате Мария Хое принимает участие во многих представлениях и по ходу дела влюбляется в шефа. Парочка ссорится и мирится, как это бывает со всеми влюблёнными в мире.
В какой-то момент они решили, что ей надо поменять пол. Для непросвещённых буратинок в фильме организована научно-познавательная лекция об идеях и принципах смены пола. И не важно, что про некоторые очень важные вещи там не было сказано. И не надо! Самое главное — внушить мысль, что после операции ты выпорхнешь бабочкой из кокона, будешь новым человеком в новом теле. Откуда оно образуется? Откуда в мужском теле женский клитор? Да что вы пристали со своим занудством! Надо свято верить в то, что вам говорят и готовить золотые монетки. И через полгода после операции у вас вырастет дерево с монетками вместо листьев, и вы испытаете первый женский оргазм! Крекс-Пекс-Фекс!
22 апреля 2013
Фильм, с которого фактически началась кинематографическая карьера Виктории Абриль, одновременно стал и одним из первых в мировом кино, поднявших проблему транссексуальности. По крайней мере, в Испании при Франко уж точно ничего подобного не снимали. Впрочем, 70-е годы еще и не такие табу разрушили, куда уж там тактичному и очень аккуратному фильму Висенте Аранды. Ведь тем, кто ждал от картины с названием «Смена пола», «клубнички» или хотя бы яростного преодоления норм «буржуазной» морали, пришлось изрядно разочароваться, поскольку камерная история преображения несчастного юноши Хосе Мари в счастливую, обретшую смысл жизни и любовь девушку Мари Хосе рассказана с максимально возможным тактом и без какого-либо смакования интимных подробностей.
Висенте Аранда сосредотачивается (особенно в первой половине ленты) исключительно на психологических переживаниях своего героя/героини, оставляя за кадром их физиологическую составляющую. Хосе Мари — девушка, по ошибке природы, заключенная в тело юноши, и он/она прекрасно это понимает. Все попытки его/ее отца выбить из сына эту «дурь» обречены на провал, поскольку Хосе Мари — не гомосексуалист, не извращенец, а человек, практически с самого рождения ощущающий себя женщиной. Он не бунтует, не пытается противиться родительской воле, но как бы он не пытался смириться, его сущность оказывается выше его. Однако и побег из дома, и попытка жить в женском образе в большом городе ни к чему не приводят — только к новым душевным и физическим травмам.
Всю первую половину фильма в кадре сгущаются мрак и безысходность, а Виктория Абриль в образе Хосе Мари вызывает жгучее желание защитить его персонажа — настолько он беспомощен, растерян и на удивление (памятуя о последующих ролях актрисы) безэмоционален. Но затем происходит чудесное превращение… Хосе Мари становится Мари Хосе: сначала на сцене варьете, а затем и в жизни. И мы видим уже совсем другую Викторию Абриль, ту, которая будет позднее в «Высоких каблуках» и «Кике» — яркую, плещущую через край эмоциями, живую и непосредственную. На этом контрасте, собственно, фильм и построен: серые будни глубоко несчастного юноши и брызжущая красками жизнь молодой актрисы, которой по счастливой случайности, удалось вытащить выигрышный лотерейный билет, настолько не похожи, что напоминают очередную вариацию сказки про Золушку и вызывают некоторые сомнения относительно серьезности разговора, затеянного поначалу Висенте Арандой. Начинавшаяся так драматично история становится в концовке чем-то вроде банальной мелодрамы, но ради чудесного преображения Виктории Абриль можно простить и не такое.
Висенте Аранда — вообще режиссер довольно противоречивый, и многие его фильмы оборачивались не тем, чем казались вначале (достаточно вспомнить «Если они скажут, что ты чувствуешь»), и «Cambio de Sexo» в этом отношении не исключение. Поначалу он обещал гораздо больше, нежели получилось в итоге. Но назвать его неудачей не повернется язык хотя бы потому, что он открыл одну из лучших актрис современного кино. А бывает ли так в жизни и является ли шоу-бизнес спасением для тех, над кем жестоко пошутила природа — на эти темы можно спорить бесконечно.
6 из 10
9 июля 2010
Вот не ожидала, что этот фильм, сможет мне так понравиться. Одна из лучших ролей Виктории Абриль, как она здесь играет, восторг и восхищение. Да и сюжет интересный, без чрезмерной пошлости, раскрыта довольно противоречивая тема не соответствия внешнего внутреннему.
8 из 10
18 марта 2010