Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обратная связь |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Трегубович |
сценарий: | Александр Гельман |
видеооператор: | Эдуард Розовский |
композитор: | Алексей Рыбников |
художник: | Грачя Мекинян |
монтаж: | Маргарита Шадрина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 апреля 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Конечно, данная картина, как уже было сказано предыдущими рецензентами, носит ангажированный и абсолютно заказной характер. И про партийных боссов всё правильно. Но все, безальтернативно критикующие советскую экономику вообще, либо судят о ней предвзято, либо не изучали историю России ХХ века. Да — к 1970-м годам СССР из динамично развивавшегося государства усилиями кукурузных королей и бессарабских агрономов разного розлива превратился в необратимо дряхлеющий организм, подвижность которого обеспечивалась наигранными партийными лозунгами, которые уже не имели под собой никакого основания. Но никто не вспоминает о периоде построения советской государственности, когда и производства стремительно росли, и цены на продукты общественного потребления неуклонно снижались, т. е. о периоде с 1922 по 1954 года (прим. — цены снижались в период 1945—1953 гг.). С теми, кто станет разбрызгивая слюной утверждать, что это делалось под дулами карателей из ВЧК-ОГПУ-НКВД — все, думаю, понятно — Гайдар с Чубайсом вам рукоплещут, а Эхо Москвы нервно ждет вашего интервью.
Но факт остается фактом: с приходом кукурузников и оных гениальных агрономов к власти, СССР покатился в тар-тарары. Для начала эти «антирепрессанты», параллельно обвешивая себя медалями о орденами, загубили Целину, посчитав сталинские планы предупреждения эрозии почв посредством высадки заградительных лесов бреднями возомнившего о себе «старика», потом, когда стало ясно, что кровавый диктатор был не такой уж дурак — развели жирными, кривыми, партноменклатурными руками, в то время, когда северный Казахстан уже нещадно опустынивался. Затем «взялись» за обводнение Средней Азии, уничтожив впоследствии Аральское Море. Отменили планы по построению Трансполярной железнодорожной магистрали, которые еле-еле возрождены только сейчас. Начали переносить все передовые и высокотехнологичные производства в окраинные республики — в ущерб РСФСР. Загубили планы кровавого Берия по построению крупного авианосного флота, ведь «от-морали-Горшки» знали лучше что им надо; теперь 11 АУГ сами знаете кого безраздельно господствуют в мировом океане, а наши ура-патриоты хвастаются тем, что у нас крейсер «Москва», и парочка «Орланов» («Петр Первый» да «Адмирал Нахимов»), с силовыми установками которых «не всё так просто»; да и вообще судостроение — пока что ахиллесова пята наших ВМФ, мы до сих пор не можем строить военные корабли водоизмещением больше 45000—50000 тонн. Ко всему прочему, плановики, которые кроме «Капитала» и устава КПСС ничему не верили, в угоду погони за изживанием пережитков капитализма, уничтожили то, что при большевиках почему-то сохраняли — артельные объединения, и вообще рыночный сектор экономики, который существовал в СССР до середины 1950-х; это «икнулось» им в виде неуклюжих попыток Косыгина и ко что-то наколдовать в середине 1960-х. О совхозах и логистике дружно помолчим. Когда инерция первых «дохрущевских» пятилеток кончилась, настало время думать, что для лысоголовых очкариков было не по силам: кандидатские и докторские защитить — это пожалуйста, но только в русле линии Партии.
Что магией кукурузники и экономисты от Маркса владели плохо, видно хотя бы по фильму, к которому пишется рецензия. Подобных, кстати, снимали немало, и «Премия» (1974), и «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), и «Заседание парткома» (1977) — что это, я уже по-своему описал в рецензии к «Премии»: типичное «отвлекалово», мол «не беспокойтесь», «не думайте», «мы сами знаем, что мы криворукие», «мы все исправим, потерпите, видите, даже в кино самих себя высмеиваем». Толку только от них было ноль — лицемерие, которое тогда отражалось в подобных картинах, дало о себе знать после 1985-го, когда партийные князьки сбросили плакатные ипостаси и показали жителям Союза свое настоящее мурло. К слову о том, что кадровый состав на местах изменился не сильно даже после 1991-го, там и по сей день сидят потомки вовремя смимикрировавших, «демокранувшихся» троцкистов.
То, что происходило с «элитой» СССР после 1953—1956 годов можно иносказательно увидеть в новелле Проспера Мериме «Таманго», где тот самый, безмозглый, но властолюбивый и расположенный к стяжательству вождь Таманго и есть образ партноменклатуры, развенчавшей в 1956-м не только «мульт своих личностей», но и фундамент СССР, который, тем не менее, оказался настолько крепок, что его понадобилось ломать аж до 1991 года.
6 из 10
30 июня 2015
Совершенно ангажированный, абсолютно заказной фильм стоит посмотреть из-за ярких актёров, которые даже такие проходные для себя роли отрабатывают на совесть. Особенно хорош Янковский в необычном для себя амплуа секретаря горкома — выглядит нескладно, но чертовски обаятельно. В отличие от советской экономики.
Парадоксально, но этот заказной фильм не оставляет советской экономической модели шанса — невольно, конечно. Партийные боссы и красные директора на протяжении всего действия решают вопрос: что лучше — спасти «честь мундира» или потерять 20 миллионов рублей.
Фильм держит и «подковёрными» интригами, в которые вовлечены далеко не мыши от бюрократии, а весьма маститые, остро характерные фигуры в мощном исполнении Михаила Ульянова и Кирилла Лаврова.
31 января 2009