Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обратная связь |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Трегубович |
сценарий: | Александр Гельман |
видеооператор: | Эдуард Розовский |
композитор: | Алексей Рыбников |
художник: | Грачя Мекинян |
монтаж: | Маргарита Шадрина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 апреля 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Удивительно, что тот стильный производственный фильм не ставят как пример в современных бизнес-школах. А между тем в ней показана вечная ситуация. На производство в самый канун досрочной сдачи первой нити объекта назначают молодого руководителя. Мужчина после тяжелого развода. Кажется, что это назначение для него путевка в «большую игру». Едва ли представится второй шанс. Да и получает он самые убедительные рекомендации.
Стоп. Давайте сразу отметим — что такого особенного в этом молодом человеке? Почему опытные мужчины именно его поставили? Они же знали, что нет ни опыта особого аппаратной борьбы, ни багажа достижений, ни друзей в коллективе. На кого ему опираться? Или, как раз так было и задумано, чтобы он совершил непоправимые ошибки или сидел тихо и не высовывался. Но почему? Причем тут конспирология?
Все просто. Досрочная сдача объекта несет в себе скрытую угрозу существенных убытков. Об этом знают все, но как признать? Как доложить наверх? А как реагировать на все это молодому человеку? Чью сторону занять? Да и возможно ли обострить, если корни возникшей проблемы заложены на самом верху — среди тех, кто его назначил.
И это лишь точка отсчета с которой начнется этот незаурядный фильм. Авторы предложат нам достаточно сложное, кажущееся невероятным для многих, но между тем действительно действенное решение. За простыми разговорами Олега Янковского, Михаила Ульянова и Кирилла Лаврова так много неподдельного напряжения. Великие артисты сделали памятное исполнение, а сам фильм в отличие от многих желчных картин выдал неподдельную любовь к своей стране и стремление к развитию. Вообще, ленты тех лет я делю на две категории. Одни скептически высмеивали все происходящее. Как Вы знаете такой подход позже, в годы перестройки, как раз и заставил формироваться «советский нуар» - безрадостную чернуху. А вот другие как раз верили в лучшее будущее. Думаю, что создатели этой ленты как раз и относились к этой категории. В их работе много конструктива.
Потому так реалистичны герои. Каждый из них вполне актуален и в нашей реальности. Тот же герой Янковского — в наши дни вполне мог бы быть руководителем крупного производства, Кирилл Лавров — губернатором или мэром. Ну а такие персонажи, как те кого сыграли Ульянов и Гурченко всегда в избытке. Это и восторженная помощница большого руководителя, являющаяся по совместительству его любовницей близкой подругой, и готовый на все производственник, не вникающий в детали.
- Представьте себе, что я Вас старый друг и дороже меня у Вас никого нет.
- Допустим, если останемся в Новогубинске.
- Тогда скажи мне, дорогой друг, ты действительно считаешь, что во всей этой истории я виноват?
- Да. Считаю.
- А почему я виноват?
- Игнат Максимович, тебе многого не хватало, чтобы сдать комбинат в срок. Но для того, чтобы сказать «нет» у тебя было все. Сказать «не будет никаких досрочных пусков». Не в срок не будет. Для этого не нужно ни механизмов, ни кирпичей, ни цемента. Никаких материальных ценностей для этого не требуется.
- Ну и что изменилось бы, если бы я сказал «нет».
- Ну если ты такой для меня дорогой друг, запомни — на свете ничего не меняется до тех пор пока кто-то не начинает менять. И других способов что-либо изменить просто не существует. А ты все сгладил, всех успокоил своей липой.
- Да если бы я действовал так, как ты... комбинат строили еще бы десять лет.
- Да... Ты мощный человек. О... Силища. Сильней, к примеру, меня. Способен на большее, только действуешь, как карлик.
Специально привожу этот диалог без купюр - гениально, лаконично, в корень. Замечательное пособие-игровая задача для молодого руководителя.
8 из 10
10 мая 2024
Конечно, данная картина, как уже было сказано предыдущими рецензентами, носит ангажированный и абсолютно заказной характер. И про партийных боссов всё правильно. Но все, безальтернативно критикующие советскую экономику вообще, либо судят о ней предвзято, либо не изучали историю России ХХ века. Да — к 1970-м годам СССР из динамично развивавшегося государства усилиями кукурузных королей и бессарабских агрономов разного розлива превратился в необратимо дряхлеющий организм, подвижность которого обеспечивалась наигранными партийными лозунгами, которые уже не имели под собой никакого основания. Но никто не вспоминает о периоде построения советской государственности, когда и производства стремительно росли, и цены на продукты общественного потребления неуклонно снижались, т. е. о периоде с 1922 по 1954 года (прим. — цены снижались в период 1945—1953 гг.). С теми, кто станет разбрызгивая слюной утверждать, что это делалось под дулами карателей из ВЧК-ОГПУ-НКВД — все, думаю, понятно — Гайдар с Чубайсом вам рукоплещут, а Эхо Москвы нервно ждет вашего интервью.
Но факт остается фактом: с приходом кукурузников и оных гениальных агрономов к власти, СССР покатился в тар-тарары. Для начала эти «антирепрессанты», параллельно обвешивая себя медалями о орденами, загубили Целину, посчитав сталинские планы предупреждения эрозии почв посредством высадки заградительных лесов бреднями возомнившего о себе «старика», потом, когда стало ясно, что кровавый диктатор был не такой уж дурак — развели жирными, кривыми, партноменклатурными руками, в то время, когда северный Казахстан уже нещадно опустынивался. Затем «взялись» за обводнение Средней Азии, уничтожив впоследствии Аральское Море. Отменили планы по построению Трансполярной железнодорожной магистрали, которые еле-еле возрождены только сейчас. Начали переносить все передовые и высокотехнологичные производства в окраинные республики — в ущерб РСФСР. Загубили планы кровавого Берия по построению крупного авианосного флота, ведь «от-морали-Горшки» знали лучше что им надо; теперь 11 АУГ сами знаете кого безраздельно господствуют в мировом океане, а наши ура-патриоты хвастаются тем, что у нас крейсер «Москва», и парочка «Орланов» («Петр Первый» да «Адмирал Нахимов»), с силовыми установками которых «не всё так просто»; да и вообще судостроение — пока что ахиллесова пята наших ВМФ, мы до сих пор не можем строить военные корабли водоизмещением больше 45000—50000 тонн. Ко всему прочему, плановики, которые кроме «Капитала» и устава КПСС ничему не верили, в угоду погони за изживанием пережитков капитализма, уничтожили то, что при большевиках почему-то сохраняли — артельные объединения, и вообще рыночный сектор экономики, который существовал в СССР до середины 1950-х; это «икнулось» им в виде неуклюжих попыток Косыгина и ко что-то наколдовать в середине 1960-х. О совхозах и логистике дружно помолчим. Когда инерция первых «дохрущевских» пятилеток кончилась, настало время думать, что для лысоголовых очкариков было не по силам: кандидатские и докторские защитить — это пожалуйста, но только в русле линии Партии.
Что магией кукурузники и экономисты от Маркса владели плохо, видно хотя бы по фильму, к которому пишется рецензия. Подобных, кстати, снимали немало, и «Премия» (1974), и «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), и «Заседание парткома» (1977) — что это, я уже по-своему описал в рецензии к «Премии»: типичное «отвлекалово», мол «не беспокойтесь», «не думайте», «мы сами знаем, что мы криворукие», «мы все исправим, потерпите, видите, даже в кино самих себя высмеиваем». Толку только от них было ноль — лицемерие, которое тогда отражалось в подобных картинах, дало о себе знать после 1985-го, когда партийные князьки сбросили плакатные ипостаси и показали жителям Союза свое настоящее мурло. К слову о том, что кадровый состав на местах изменился не сильно даже после 1991-го, там и по сей день сидят потомки вовремя смимикрировавших, «демокранувшихся» троцкистов.
То, что происходило с «элитой» СССР после 1953—1956 годов можно иносказательно увидеть в новелле Проспера Мериме «Таманго», где тот самый, безмозглый, но властолюбивый и расположенный к стяжательству вождь Таманго и есть образ партноменклатуры, развенчавшей в 1956-м не только «мульт своих личностей», но и фундамент СССР, который, тем не менее, оказался настолько крепок, что его понадобилось ломать аж до 1991 года.
6 из 10
30 июня 2015
Совершенно ангажированный, абсолютно заказной фильм стоит посмотреть из-за ярких актёров, которые даже такие проходные для себя роли отрабатывают на совесть. Особенно хорош Янковский в необычном для себя амплуа секретаря горкома — выглядит нескладно, но чертовски обаятельно. В отличие от советской экономики.
Парадоксально, но этот заказной фильм не оставляет советской экономической модели шанса — невольно, конечно. Партийные боссы и красные директора на протяжении всего действия решают вопрос: что лучше — спасти «честь мундира» или потерять 20 миллионов рублей.
Фильм держит и «подковёрными» интригами, в которые вовлечены далеко не мыши от бюрократии, а весьма маститые, остро характерные фигуры в мощном исполнении Михаила Ульянова и Кирилла Лаврова.
31 января 2009