Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нос |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ролан Быков |
сценаристы: | Ролан Быков, Николай Гоголь |
видеооператор: | Анатолий Мукасей |
композитор: | Николай Сидельников |
художники: | Марксэн Гаухман-Свердлов, Наталья Катаева |
монтаж: | Н. Кокорева, Г. Владимирская, Т. Пахомычева |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 декабря 1977 г. |
на DVD: | 20 января 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
«Нос», СССР, 1977
Режиссером экранизации одноименной повести Гоголя выступил известный и очень талантливый и режиссер, и актер — Ролан Быков. Он же сыграл в этом телефильме одновременно три роли: самого майора Ковалева, его сбежавшего Носа и пьяницу цирюльника. Фильм для закрепления именно литературного произведения Гоголя идеален, поскольку, за исключением концовки и нескольких сцен, следует прямо за повествованием писателя. Ролан Быков мало того, что прекрасный режиссер, так и на роль гоголевского персонажа очень подходит: характерность и свойственная Р. Быкову какая-то особая гротескность в очень многих его ролях.
О самом гоголевском «Носе» говорить не буду, написаны целые монографии. Отмечу, что в фильме удалось показать всю особую значительность этой «фигуры». А особый символический смысл этого Носа, который совершенно не случайно превращается в статского советника, безусловно, имеется. Нос как наш социальный статус, имидж, с потерей которого в этот мир можно и не соваться. Вся многозначность и значительность носа отражена в известных пословицах и поговорках: «не вешай нос», «задрать нос», «водить за нос», «утереть нос», «с гулькин нос», «оставить с носом» и т. д.
Из плюсов:
- прекрасная операторская работа. Очень хороши крупные планы, показывающие чрезвычайно характерные, именно «гоголевские» лица персонажей фильма, а также и общие «очень русские» планы: пейзажи, церкви, петербургские улицы.
- именитый и блестящий актерский состав: Ролан Быков, Г. Бурков, Ю. Богатырев, И. Саввина, Е. Санаева, Б. Брондуков, Л. Дуров, Е. Евстигнеев, В. Басов. А также, может быть, менее известные, но талантливые мастера эпизодов: В. Никулин, З. Шарко, З. Славина.
- Потрясающая сцена с зеркалом, в котором изображение майора Ковалева начинает жить собственной жизнью.
- Хорошо показана социальная составляющая гоголевской повести: критика как нравов николаевской России (взяточничество, раболепие), так и убогой жизни простого народа.
-Концовка, конечно, совершенно иная, чем у Гоголя. Но у Гоголя в конце — многоточие. Что случится с майором Ковалевым в дальнейшем неизвестно. Концовка, предложенная Р. Быковым, вполне гоголевская и, исходя из фантасмагоричности повести, вполне возможная.
Из минусов:
- Мне фильм показался несколько затянутым. Главной причиной этой затянутости является желание авторов очень точно следовать за размеренным гоголевским рассказом (практически прямо по тексту). Гораздо лучше смотрятся вольные интерпретации гоголевской повести.
- Текст от автора подается то через рассказ самих героев, то текстом в кадре. Причем, текст в кадре используется только на протяжении четверти фильма, а затем и вовсе исчезает.
8 из 10
25 декабря 2018
2 из 10Когда читаешь Гоголя, то непременно погружаешься в описываемую атмосферу загадочного Петербурга, Невского проспекта с его лавочниками, дрожками, статскими советниками, иностранцами и дамами… Литературный стиль, Николая Васильевича, как одного из признанных мастеров, безукоризнен.
По какой-то причине режиссёр данного фильма решил сделать из короткой и ёмкой повести полнометражный фильм.
Уж не знаю какой была причина: освоение бюджета, личные режиссёрские амбиции или тупо эго, но фильм не получился и слава богу, что Николай Васильевич этого не видит!
Почему первые десять минут мы видим какие-то обрывки мужиков и лошадей, мне, как и автору предыдущей рецензии, не понятно, если рассказ явно начинается с происшествия — хлеба и носа в нем… Но как вариант прибавить 10 минут к хронометражу — ок…
Неужели нельзя было решить силами целой киностудии Главный технический вопрос — отсутствие носа на лице?? Этот ужасный макроплан, всплывающий то тут то там, с неумело зафотошопленным носом… Хотя позже на дальних планах мы вроде видим Ковалева без носа… Ну хоть как-то. Видимо это есть, описанные тут на Кинопоиске стяжки носа тряпками и грим.
Находка с озвучиванием актёрами слов автора хороша. В некоторых моментах даже смотрится очень органично.
Но почему? Почему я смотрю фильм, снятый на пленку, дающий возможность дублей, репетиций, поиска золотой середины… А вижу — театральное действо, причём не первого качества?
Мимики или никакой или она гипертрофированна так, будто это клоун-урод выступает перед детьми. Диалоги раскиданы как в школьной пьесе — в произношении реплик ну никакой естественности. Киноапликация! Первый слой декорации, второй — актёры, третий слой — текст. Слияния этих слоёв никакого.
Все реплики и в особенности длинные монологи, произнесены так бездарно и впопыхах, проглатывая буквы и целые, слова.
В них не чувствуется никакой осознанности, они тупо заучены наизусть и выстреляны, как из пулемета. Низачем. Просто потому, что есть текст и его нужно включить в фильм.
Попытки сценариста и режиссёра в одном лице рассредоточить слова автора по хоть какому-нибудь действию, убивают весь фильм.
Почему майор ходит по пятам за какими-то бабами? Почему слоняется с каким-то другом по Невскому туда-сюда?
Почему Подточина с дочерью, читая письмо Ковалева и сочиняя ему ответ, рыдают как бабки-плакальщицы на поминках??? Причём рыдают с такими «мхатовскими» паузами, битых минут 15…
Почему почти все сцены в городе, озвучены так, будто мы не на городских улицах, а в оперном зале или в жестяном ведре?? Шаги и вопли раскатываются эхом на сотни километров вокруг!
Если уж что-то вносить своё в великие произведения, то нужно 1000 раз подумать: а надо ли? И если решил, что надо — это должно быть что-то выдающееся: особая операторская работа или режиссёрские приемы или находки для актеров… Но здесь нет ни Гоголя, ни находок. Ужасно.
Короче говоря, экранизировать Гоголя надо уметь! Да и вообще нужно иметь вкус. И хоть чуточку уважения к бессмертной классике.
PS: все, что вам нужно знать о фильме и возможный тэглайн для него: «Режиссёр Ролан Быков, в главной роли Ролан Быков, сценарий Гоголь и Ролан Быков…»
11 августа 2016
Рассказ Гоголя «Нос» занимает 30 страниц. Конечно, это слишком мало для полноценного фильма. И господин Быков ничего умнее не придумал, кроме как растянуть рассказ, как кишку, на 100 минут. Если рассказ было читать интересно, то фильм смотреть скучно. Даже в игре актёров чувствуется какая-то медлительность.
Я повторюсь, этот фильм (как и множество других) является великолепным фильмом, но никчёмной экранизацией. Если бы фильм не был основан на рассказе Гоголя, я бы сказал, что он «неторопливый». Понятное дело, режиссёру нужно было снять полнометражный фильм. Но можно было «растянуть» как-то получше, без явных промахов. Мне, кстати, совершенно непонятна начальная десятиминутная сцена с показом местных крестьян. У Гоголя ни слова о крестьянах. Ну ладно, оставим сюжетные недостатки и перейдёт к актёрской игре.
Она, как я уже сказал, замедленная, однако актёры играют хорошо. Они восстанавливают абсурдную картину XIX века с такой точностью, словно сами там жили. Разумеется, это также заслуга сценариста и режиссёра. Декорации превосходны.
В остальном же фильм ничем не может выделиться. Нет там явных достоинств. К сожалению, Ролан Быков так и не смог приспособить гоголевский текст к экрану, даже в самом простой интерпретации. А жаль…
5 из 10
3 мая 2011