Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гитлер — фильм из Германии |
английское название: |
Hitler, ein Film aus Deutschland |
год: | 1977 |
страны: |
Германия (ФРГ),
Франция,
Великобритания
|
режиссер: | Ханс-Юрген Зиберберг |
сценарий: | Ханс-Юрген Зиберберг |
продюсер: | Бернд Айхингер |
видеооператор: | Дитрих Ломанн |
художники: | Ханс Гайллинг, Barbara Gailling, Brigitte Kuehlenthal |
монтаж: | Ютта Брандстадтер |
жанры: | драма, военный, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 ноября 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 7 ч 22 мин |
Гитлер — «самый обожаемый и ненавидимый человек 20 века». Название фильма опирается на магистральный тезис идеологии национал-социализма — «Гитлер — это Германия», невероятным образом воплощающей выведенный еще Фрейдом механизм Идентификации с Лидером. Впрочем, сразу стоит оговориться — не стоит в фильме «Гитлер, фильм из Германии» искать присущих игровому кино черт. Это авангардное театрализированное действо, нечто вроде масштабного, пышно декорированного перфоманса подручными средствами, привлекающее зрителя в качестве полноценного участника, к чему, к тому же, располагает семичасовой хронометраж. Такая стилистика соответствует и философии нацизма, в каждое публичное выступление и партийное мероприятие, вносившей опереточный размах, стилистические изыски, повторяющие на глубоко символическом уровне национальные культурные традиции немцев, цитируя Томаса Манна, «единственного народа, владеющего как глубиной содержания, так и формой».
В анамнезе духа времен, скрепившего вокруг стержня личности Гитлера, нацию «композиторов и философов», легко обнаружить квинтэссенцию характерных черт восприятия человека предыдущего столетия. И музыка, конечно, побеждает философию, дух, торжествуя над разумом, обнаруживает дееспособность мысли перед лицом глубочайшего кризиса, подчиняя все ее ресурсы стремлению к уничтожению. Разочаровавшись в своих идеалах, немцы из последних сил и за каких-то 6 лет (плюс еще 6 война), приняли на себя обличье последней утопии «Фаустовской культуры», задавшись целью развернуть время вспять и остановить закат Европы. Так же как и коммунизм, концепция национал-социализма рассматривалась тогда в качестве альтернативы обществу купли и продажи, как гигантскому базару, населенному Ницшеанскими «последними людьми».
И создатели фильма предлагают нам рассмотреть явление нацизма в качестве акта самоубийства культурной традиции предшествующих веков, предопределившего пути, по которым пойдут следующие. Разум всегда не успевает за духом, а нацизм, цитируя Шпенглера, всегда опирался на романтическую экзальтацию. И эти чувства лелеяли юношеские идеалы, диссонирующие стремительно меняющемуся, даже в темпе течения времени, миру. Нацизм объявил войну модернистскому искусству и психоанализу, отрицая низменные человеческие инстинкты. Он возвел в ранг абсолютного культа античные представления об эстетике форм, хранящих нерушимое ядро духа, возносящее человека к сверх-существованию. На месте, где был возведен концлагерь «Бухенвальд», нацисты оставили стоять дуб, под которым Гёте 150 лет назад написал несколько стихов. Кнута Гамсуна, даже имевшего с Гитлером личную беседу, после войны заклеймили как нациста, а сошлись они лишь на любви к природе. Мышление того времени допускало существование колоссов, личностей, масштабов коллективного сознания. Воплощением этой идеи можно назвать легендарный замок Людвига Баварского. Грандиозная по воплощению фактура замка внедряется в хребты Альп, будто бы открывая портал к бесконечному вдохновению природой. А через оперы любимца короля Вагнера, основанные на архетипических сюжетах мифологии, эта витальная энергия становилась достоянием общественности, возвышая над террором и тем самым его оправдывая. Сама личность Людвига, полностью оторванного от действительности мечтателя, чрезвычайно характерна. Поглощенный диспропорциональными экзистенциальным реалиям иллюзиями, он, тем не менее, с методической последовательностью разума, воплощал их в материю, следуя за порывами духа, шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком.
Концептуальная борьба за свои мечты до последнего издыхания через «веру, которая движет горы» стала идеей фикс и для Гитлера. Ницшеанская библия также оправдывает убийство ради высших целей и замкнутая, погруженная в себя Германия, в лице своего лидера, надеялась воздвигнуть идеал общемировых масштабов, подразумевая под ним лишь самое себя. В мае 1945 года Гитлер сказал, что даже если война будет проиграна, жертвы будут не напрасны. И действительно, с тех пор, в национал-социализм можно смотреть как через призму, на всю историю. Создатели фильма вспоминают гонения на Эйзенштейна в СССР, унизительные условия Кодекса Хейса, уничтожившие Штрогейма и геноцид индейцев, на основе которого благополучно существует Американское общество. Именно в Германии впервые осознали мощь культурного контекста в формировании общественных настроений. При этом фильмы Лени Рифеншталь, в отличие от голливудских или советских пропагандистских поделок того времени, стали революцией в кинопроцессе, получив неоспоримый и поныне статус художественных шедевров.
Киноаппарат Геббельса производил огромное количество картин, среди которых лишь ничтожная часть имела пропагандистский подтекст. Нацисты прекрасно понимали человека толпы и знали, что ему приятней всего — отдых и развлечение. Они сходу начали располагать к себе людей через льготы, облегчения прохождения по карьерной лестнице, пособия. Пуританской «Гуверо-Хейзовской» Америке тех времен предстояло многому научиться у Геббельса, синхронно наматывая на ус агрессивные методы Гитлера во внешней политике. И многие нацистские ученые, добившиеся успехов на ниве биологических экспериментов и создания оружия, успешно продолжили свою карьеру в США, миновав залы Нюрнбергского процесса.
Но все-таки главным вкладом нацисткой Германии в мировую истории остается создание точки невозврата, в которой, точно черной дыре, нашло свое пристанище искусство, культура и высшие сферы, в которые так стремились помыслы великих, пренебрегая личным комфортом представителя масс. По мнению создателей фильма, эти черты национал-социализма определили окончательный триумф общества потребления, проведшего ассоциацию между большим искусством и смертью. Гитлер победил, потому что не оставил ничего после себя, забрав в небытие образ сверх-человека, способного творить великое искусство. Заложив основы общества потребления, он уничтожил последние остатки «Фаустовской культуры». Дорога для постороннего, последнего человека, «самого презренного человека», свободна. И мы повсеместно можем наблюдать за следами «стада, в котором зато все равны» в стерильной, бескостной культуре, пятна которой похожи одно на другое, будто кляксы протоплазмы. Вне зависимости от формальной принадлежности, мы всегда имеем делом с продуктом, обезличенным, одномерным, выхолощенным и безопасным, эквивалентным валюте — измерительной системе величия пост-гитлеровского человека.
В числе образов, убитых Гитлером, этим великим комедиантом, создатели нашли даже труп Вечного Жида — ведь в Израиле, вдруг обретшем территорию, вовсе не обрели свое пристанище новые Кафки и Музили. Вместо них, в эту автономную колонию, подобную двойнику Майами, населенному, как известно, стариками, стягиваются из стран, где было холодно жить, практически мыслящие обыватели. «Мы нашли свое счастье» — говорят они, и моргают. А компанию им составляют завязшие в анахронических традициях, потерявшие почву под ногами, толкователи Талмуда, до сих пор пытающиеся осмыслить личность Гитлера, храня его наследие в годах, как психотравму. Искусство же в это время отсутствует за абсолютной ненадобностью. Таков рассвет после заката Богов.
Гитлер победил. Точнее победила его хтоническое предопределение. Но как же Гитлер-человек? Гитлер был помешан на кино и до наступления войны смотрел по три фильма в день. Оказывается, над его фуражками в обществе потешались. Его личный камердинер безуспешно вел войну с безвкусицей фюрера — тот никак не желал носить носки под цвет туфель и штаны под цвет кителя. У камердинера Гитлера всегда было ровно 25 секунд, чтобы завязать тому бабочку, иначе следовала сцена. От великого до смешного всегда один шаг, и чтобы понять великое, усилием воображения надо пройти эту дорогу назад.
8 января 2017
Говоря о Гитлере, как о том, кого нужно ненавидеть. Кого-то да нужно, и Гитлер с этой ролью справился на отлично.
Но не Гитлером едины, всё голографическое дерьмо, льющееся на нас — является развлечением. Политика, партия, порно, кинематограф. Единственное, что есть живым — музыка. Как известно, во время интеллектуальной нагрузки клетки мозга устают, и им, так же как и мышцам, нужен отдых, либо подзарядка. Один учёный открыл, что для подзарядки нужно прослушивать высокочастотные звуки — 5000—8000 Гц. Музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона. Кроме того, уже другие учёные определили, что во время прослушивания музыке того самого Моцарта у человека повышается уровень IQ. Рассуждать о пользе и вреде, о символах и образах. Всё это театр, огромный театр с минимумом актёров и максимумом зрителей. Как и остальной арт-хаус — он для немногих, для особенных, одарённых, его сложно найти, если не имеешь аккаунта на огромнейшем трекере Всея Руси, но сложно забыть.
Фильм представляет собой империю, созданную из символов. Порабощая чужие концепции за счёт своей «Гитлер — фильм из Германии» предстаёт перед нами в образе инопланетного существа, которого мы никогда не видели и ни когда уже не увидим. Это захватывающее семи-часовое зрелище созданное гениями. Однако, при всём при этом — оно утомительное и скучное. Так вот. Выдержите — расширите своё сознание до недосягаемых пределов, не выдержите — пожалеете о потраченном времени.
30 октября 2011