Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Этот смутный объект желания |
английское название: |
Cet obscur objet du désir |
год: | 1977 |
страны: |
Франция,
Испания
|
слоган: | «Luis Bunuel's Masterpiece» |
сценаристы: | Жан-Клод Каррьер, Пьер Луис |
продюсер: | Серж Зильберман |
видеооператор: | Эдмон Ришар |
художники: | Пьер Гюффруа, Сильви Де Сегонзак, Пьер Лефайт |
монтаж: | Элен Племянников |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $55 261 |
Мировые сборы: | $56 070 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 августа 1977 г. |
на DVD: | 19 сентября 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
На первый взгляд, перед нами – камерная история без всяких обобщающих коннотаций, однако, подлинной тенью сюжета становятся упоминания то и дело о тех или иных террористических актах (вспомним, что год выхода фильма на экраны – время лютования «Красных бригад» и им подобных), одним из которых лента собственно и завершается. Видимо, для Бунюэля террор во всех формах – выражение подавленного человеческого либидо, которое будучи неудовлетворенным, проявляется чрезвычайно деструктивно. «Этот смутный объект желания» - картина не только и не столько психоаналитическая, сколько рифмующая социальное с личностным: герой Рея, замученный регулярными сексуальными фрустрациями, добивается уважения и понимания от женщины, лишь применив насилие. Последний фильм испанского мастера – о том, что постоянно ускользает от нас, но то, что мы не перестаем преследовать и желать. То, что Жак Лакан называл «объект а» - некая бытийная полнота, которой не обладает ни один человек, ибо он – всегда экзистенциальная нехватка, но то, что он ищет в других.
По этой причине для мужчины желание интимной близости с женщиной – это всегда попытка компенсировать нехватку, хотя бы на некоторое время забыть о неполноте своего существования. Для женщины же, по Бунюэлю, само осознание того, что она имеет власть над мужчиной, достаточно для ощущения этой полноты, оттого она, как часто бывает, пудрит мужчине мозги, то и дело откладывая момент близости. Конечно, в фильме сексуальная прокрастинация приобретает отчетливые гротескные черты (в жизни так редко бывает), однако, режиссеру это нужно для того, чтобы заострить проблему. Кинокритики и простые зрителя уже десятилетия спорят о том, для чего нужны были Бунюэлю две актрисы на одну роль, сходясь на концепте двуличия женственности.
Действительно, Кароль Буке в своей роли почти фригидна, ей свойственна несколько ледяная, недоступная красота, которой можно наслаждаться лишь дистанционно (годы спустя Бертран Блие снимет собственное размышление о женской двойственности, некий оммаж последней ленте Бунюэля – картину «Слишком красивая для тебя»). Анхела Молина напротив, работает раскрепощено, делая свою героиню максимально доступной (в пределах сценария, разумеется). Опытные психоаналитики увидят здесь обозначение именно того, что вынесено в заглавие фильма, - неприступность и двусмысленность сексуального объекта, его раздвоенность на противоречащие друг другу составляющие. Именно поэтому он и становится неуловимым.
Психоанализ годами разрабатывает тему зависимости человеческих желании от фантазий, снов и разного рода фантомов воображения: влюбленный, тем более мужчина, никогда не любит реального человека, но всегда то, что он о нем напридумал. В этом понимании состоит одна из непреходящих истин психоанализа, тем более близкая гению Бунюэля, что он, начиная с самого «Андалузского пса», в своем кино исследует взаимодействие дня сознания и ночи бессознательного, разума и воображения, желаний и внешней благопристойности. Может быть, нигде раньше и именно в «Этом смутном объекте желания» ему удается продемонстрировать выводы из десятилетий своего творческого исследования человеческой природы. Эти итоги лишь внешне неутешительны (финал последнего фильма Бунюэля неслучайно напоминает концовку «Забриски-пойнт» Антониони): да, раскрепощение человеческой сексуальности подобно высвобождению атомной энергии.
Однако, отдельный человек по-прежнему находится в плену своих комплексов и маний, вытесняя собственные желания в бессознательное при помощи разума и социальных норм, но иррациональное то и дело проявляет себя, порой катастрофично для человечества. Вожделения людей, их сны, фантазмы, галлюцинации, грезы продолжают оставаться тенью (иногда удачно скрываемой, иногда не очень) большинства человеческих поступков и изнанкой благопристойной буржуазности. Поединок этих двух сторон человеческой природы Бунюэль и пытался в своем кино показать, иногда грубо (как в первых двух своих фильмах, но это была бескомпромиссность молодости), но чаще деликатно и изящно заостряя онтологические, этические, религиозные и эстетические проблемы, делая странное и необычное обыденным и привычным. В этом сочетании несочетаемого, видимо, и состоит специфика бунюэлевской гениальности, восхищающая самых разных зрителей и многие десятилетия спустя.
4 апреля 2024
Подсказал один из рецензентов здесь, что политико-социальный фон в этом кино неспроста, и вся эта псевдолюбовная эпопея - суть иллюстрация общественных отношений. Что ж, соглашусь, иначе совсем непонятно, зачем в фильме все эти взрывы и перестрелки.
С творчеством Бунюэля до данного просмотра я не был знаком, романа, на котором основан фильм не читал и о политических реалиях Франции 70-х имею смутное представление.
Но даже относясь к фильму поверхностно и отметя в сторону все эти загадочные сюрреалистические аллюзии, я получил от просмотра огромное удовольствие! При всей банальности сюжета и отсутствии в нём каких-либо сверхзигзагов, смотрится кино на одном дыхании до уровня самозабвения даже. Две актрисы на одну роль - отличная находка. Игра актёров такая, что 'не прикопаешься'. Образ иронично-прямолинейного слуги - как вишенка на торте.
Этот садомазохизм на уровне чувств - штука, казалось бы, фантастическая и нереальная, но и опыт и сторонние наблюдения, подсказывают, что в жизни подобное, как ни странно, случается и нередко. Влюблённость вообще тяжёлая болезнь, а если дело осложняется такими, как в этом фильме, вывертами и ухватками - дело к полной потере разума ведёт. Отношения полов, сексуальные отношения, вопрос взаимопонимания - штуки чрезвычайно сложные. Фильмов на эти темы наснимать-напереснимать можно великую гору, но сделать это так, как сделал в частности в этом фильме Бунюэль далеко не каждый способен.
8 из 10
9 ноября 2023
В фильме Бунюэля «Этот смутный объект желания» представлена выверенная метафора взаимоотношений полов в современном мире: главный герой пытается добиться расположения молодой женщины, которая постоянно от него ускользает, более того, по задумке режиссера, ее играют две актрисы. Перед нами — притча об объекте а в понимании Жака Лакана. Согласно психоанализу Лакана, любовь вообще и мужское желание в частности — это комедия, это безуспешная погоня за фантазмом, идеалистическим представлением о том, что другой человек обладает неким драгоценным объектом а — набором черт, которые нам представляются драгоценными, однако то, чего нам самим не хватает (онтологическая нехватка, вызванная бытием внутри языка и разрывом с природой), этого же не хватает и любимой нами женщине.
Смутный объект желания в фильме Бунюэля — это героиня, а именно ее раздвоенность, смутность ее облика, ее инаковость по отношению к герою. Другой желанен, сама наша нетождественность самим себе привлекает другого человека. То, что для нас самих является онтологической проблемой — негарантированность нашего бытия, наша заброшенность в мир, именно это зияние привлекает нас в других людях, нам мнится, мерещится, что мы можем эту бездну вместе преодолеть в любовной страсти.
27 февраля 2020
Конечно, если знать, что режиссером фильма является сам… Можно даже испугаться, что не осилишь такой шедевр, где за каждой мухой в стакане вина — многослойный намек, а правильно понять кино можно лишь вооружившись томами по киноискусству, истории, психологии…
Но мне было проще. Перед началом просмотра я не знал ничего об этом фильме. Я нашел его просто потому, что здесь играет обворожительная Кароль Буке. Что же я увидел после дебютного просмотра? Конечно, всех смыслов я мог не уловить, но я рад, что понял хотя бы то, что фильм — глубже, чем забавно рассказанная история о старом ловеласе и молодой стервочке.
Итак, перед отправкой поезда солидный месье обливает из ведра утонченную девушку с пластырем на лбу, пытавшуюся поговорить с ним о чем-то. После этого он со спокойной душой возвращается в купе и, словно Эркюль Пуарро, охотно рассказывает попутчикам все детали этого странного «праздника Нептуна». Мы узнаем, что на старости лет он втрескался в эту молодую особу на перроне, а она, зараза, водит его за нос и так, и эдак, но в доступе к плотским утехам в их полном объеме отказывает с завидным постоянством.
Рассказ месье (то, что воспроизводится на экране) довольно прост, а через некоторое время даже начинает надоедать своей зацикленностью: она его то к сердцу прижмет, то подальше пошлет (предварительно изъяв очередную сумму денежек), а он, дуралей все на что-то рассчитывает… Так и хочется воскликнуть «Так тебе и надо, дурак!» и выключить фильм, ибо и так ясно, чем это все закончится. Но есть некоторые вещи, которые делают повествование не таким простым, как кажется на первый взгляд.
К примеру, главную героиню играют две актрисы. Зачем? Показать, что в женщине сидят две разных личности? Да, но всё ещё сложнее: дело в том, что эти два женских образа не есть полярными, что упростило бы понимание. Каждая из них сама по себе — объект для исследования психологов. (Кстати, не затем ли среди слушателей находится психоаналитик? Как легкий намек на свою необходимость быть здесь и сейчас. А «легкий» — потому, что карлик…). Зачем нужно было настолько усложнять эту молодую искусительницу? Вспомним название фильма — смутный объект желания — может в этом подсказка?
Ведь мы толком и не понимаем, в какую именно из этих двух влюбился наш месье! Известно лишь одно — его тянет к ней (к ним?). И это после счастливого брака, который у него был. После множества женщин, с которым у него были связи. То есть, это человек, у которого имеется солидный опыт в понимании женщин. Так почему же он позволяет себе вновь попасться в эту ловушку? Может быть он ищет вовсе не физической близости с девушкой, а вот именно этого: взлетов, падений, любви, ненависти, счастья, горя, чего-то необъяснимого до конца? Жизни.
Я специально употребил слова «может быть», поскольку уверен, что фильм и его герои имеют несколько интерпретаций. Ведь в своей версии я еще не учел ни странных террористов, сопровождающих нас весь фильм, ни поросенка в роли младенца, ни «обладателя награды за лучшую роль второго плана» — холщовый мешок…
15 октября 2016
«Этот смутный объект желания» — последний проект величайшего режиссёра Луиса Бунюэля, взявшегося творить ещё в начале прошлого века. Он начал своё восхождение к киноолимпу со значительного «Андалузского пса» (сценарий над которым разрабатывал, кстати, вместе с ещё молодым тогда художником Сальвадором Дали) в 1929 — пример того, как может сюрреализм картин перейти на киноэкран.
К 1977-му — году выхода «Этого смутного объекта желания», когда Бунюэлю было уже 77, он возглавил работу более чем над тремя десятками успешных киноработ, стал обладателем множества наград и вошёл в списки влиятельнейших людей мирового кинематографа.
Сюжет фильма повествует о пожилом мужчине Матье, который попадает под очарование юной танцовщицы Кончиты, устроившейся служанкой в его дом из-за денежной нужды. Расчётливая и испорченная, она умело пользуется несчастным стариком, не подпуская его слишком близко. Он, ведомый слепой страстью, верит всем абсурдным объяснениям и ужимкам девушки и выполняет все её прихоти. Череда событий не единожды разводит и снова соединяет героев. Финал же картины остаётся открытым, давая зрителям возможность подвести свои собственные итоги.
Фильм имеет несколько интересных особенностей: повествование ведётся от лица главного героя — он рассказывает свою историю незнакомым попутчикам в поезде, отправляющимся из испанского города Севилья в Париж. Его рассказ — это события недавнего прошлого, которые неожиданным образом обретают своё продолжение на глазах у слушателей. Вторая особенность — это выбор актрисы на роль обольстительной и недоступной Кончиты. Её сыграла не одна, а целых две актрисы — жгучая испанка Анхела Молина и утончённая француженка Кароль Буке. И удивительное дело — зрителю не сразу удаётся отметить подмену, несмотря на то, что девушки совсем не похожи друг на друга. Очевидно, режиссёр использовал этот приём, дабы показать двойственность натуры Кончиты, обозначить всю глубину страданий Матье. В целом, этот художественный трюк имеет и философский подтекст — Кончита символизирует загадку сложной и изменчивой женской души, воспеваемой поэтами тысячелетиями.
Картина поистине метафористична и поэтична, наполненная символами — протянутые красной нитью через весь фильм сообщения о взрывах и террористических актах, финальная сцена с женщиной, сидящей в витрине магазина и зашивающей окровавленное белое одеяние. Фильм, безусловно, будет интересен тем, кто любит копаться в символах и образах и искать им собственную трактовку.
7 из 10
17 июля 2016
«Этот смутный объект желания» — фильм-ода женщине, созданный уже зрелым и мудрым мужчиной. Для того, чтобы лучше раскрыть всю загадочность женщины, её противоречивость и многоликость Бунюэль использует достаточно рискованный, но эффектный приём — приглашает играть роль главной героини сразу двух актрис.
Впрочем, как можно было поступить иначе, ведь сложно представить, что в одном человеке может умещаться такое множество противоположных черт: она то нежная, то жестокая, беззаботная и вдруг рассудительная, открытая и неприступная, страстная и тут же сразу холодная, но во всех этих ипостасях неизменно желанная и прекрасная. И даже не важно, что её избранник умудрённый седовласый мужчина, а ей всего-то восемнадцать лет. Женщина всегда женщина, она на то и создана, чтобы восхищать, удивлять, покорять мужчину. Она способна дразнить, играться, крутить им как ей в голову взбредет, и он будет абсолютно беспомощен во власти её чар. Герой шаг за шагом, кадр за кадром пытается усмирить, покорить её, но женщина — это загадка, которую невозможно разгадать, сколько бы лет жизни на это дело ни было положено.
Фильм весь соткан из восхищения и поклонения удивительной тайне по имени Женщина. Тайне, которая испокон веков будоражила умы мужчин, и во все времена будет будоражить, ведь это заложено самой природой. Насколько же тонко, деликатно и с каким знанием дела режиссер повествует о сложностях отношений своих героев. С какой любовью Бунюэль насмехается над незадачливым влюбленным седовласым господином, каким изяществом и изобретательностью награждает юную героиню.
Фильмом «Этот смутный объект желания» Луис Бунюэль будто бы публично признается, что он не возьмет на себя ответственность изучать женскую натуру, признав скорее эту натуру чем-то смутным и неизведанным. Однако ж Луису как никому другому удалось прочувствовать и передать всю суть женской природы, всё её коварство и изворотливость, а порой даже жестокость и нахальство, но и вместе с тем хрупкость, очарование, нежность. В общем всё то, за что Женщина так любима и дорога своему мужчине.
10 из 10
30 марта 2014
Правда жизни в одном фильме. Чем больше мы желаем, тем больше желаем ЖЕЛАТЬ. И только вечный поиск удовлетворения нас заставляет жить, ведь если желание удовлетворить, то что искать?
Фильм соотностится с теориями спихоанализа Жака Лакана: субъект является жаждущим (желающим) субъектом. Желание, эта центральная в любом человеческом опыте функция, НЕ есть желание чего-либо именуемого. И в то же время именно это желание лежит у истоков всего, что делает существо одушевленным.
И правда, если мы чего-то хотим, значит у нас «этого» нехватает. Как главный герой фильма, в силу самой нехватки, он оказывается существующим так долго и так бодро.
Кто знает, осталась бы вожделенная таковой, в случае их совместного слияния? Смысл в неполучении, в ускользании…
Сюрреалисты очень хорошо понимали из чего структурируется реальность, поэтому и рассказывали свои истории из угла НАДреального обзора.
10 февраля 2014
Во-первых, изначально отчетливо ясно, что громадная разница в возрасте между мужчиной и женщиной не приведут к гармоничным взаимоотношениям. Выносить на экран картину влюбленности пожилого мужчины странно, но после становится понятно, что возможно идет речь о том, что богатому буржуа скучно. Ведь стал бы человек в довольно преклонном возрасте думать о каких-то любовно-иллюзорных переживаниях, если бы ему надо было просто суметь обеспечить себя жильем, едой, и еще отстаивать свои права в суде? Нет. Вот и показано отношение к женщинам приблизительно такого же по возрасту слуги: когда хозяин его спрашивает о том как он относится к женщинам, он отвечает что о них никогда не думает, но его друг говорит что это «мешок с дерьмом». Это возмущает хозяина, но слуга говорит что это не его слова, а его друга. Ему же, (слуге), все равно, что слушать на этот счет, и он просто говорит что говорят другие.
Аморально, не то, что вызывает возмущение буржуа на предмет высказывания о женщинах, т. е. не высказывание (хотя это тоже, но в очень малом смысле, не относится к фильму), а именно то, что он задал этот вопрос будучи под влиянием страсти к 18-летней девушке; что он выносит на обсуждение абстрактный вопрос о женщинах, будучи влюбленным (вернее он думает что он влюблен) в «дочь».
Во-вторых, если Кончита так бережет свою «честь», то почему же она постоянно напоминает о ее лишении? Почему она постоянно попрекает своего «возлюбленно — ненавистного жениха» в его желании обладать ее телом? Постоянная демонстрация этого вопроса с ее стороны наводит на мысль, что скорее она хочет ему отдаться, нежели он хочет ее. Она же просто постоянно провоцирует его на эти мысли.
И если бы не провокация, вряд ли он был так долго с ней (что и говорит он своему другу в кафе).
Ему скучно. Ведь он, даже не замечает двуличности Кончиты (перемена актрис), он как бы воспринимает ее как целостный образ, подобный себе, а не две женщины в одной (темпераменты), он как бы сам смотрит фильм, будучи иллюзорно обремененный «смутным объектом желания»
17 июля 2013
У каждого из нас есть «объект-желание», в этой картине это девушка, точнее две, которые составляют часть целого. В общем картина может быть прочитана как поиск «материнского начала», в уходе от реальности, подобно процессу вскармливания младенца грудью и прикрыванием его материнской ладонью. Но найдёт ли герой в конце свою «ладонь», или как бы выразился Эрик Берн — своё «поглаживание»?
Луис Бунюэль сделал интересный ход, он расщепил «реальное» сознание главной героини, если прибегать к терминологии Лакана на следующие составляющие: Кароль Буке играет «воображаемую реальность», то есть фантазм, который входит и существует только во внутренних границах фантазий и юношеских переживаний главного героя (Фернандо Рея). Но когда он сталкивается с реальностью, как Титаник с айсбергом, один уровень реальности подменяется другим — «реальностью реального» которую играет Анхела Молина, которая обнажает скрытую себя. Обнажает на столько, что это действует как тест Роршаха — проявляя всю глубину человеческих страстей.
И не показывает ли это, что не только люди могут гоняться за страстями, но и страсти за людьми, пребывая в бесформенных формах, наполняя нас тем «животным влечением» которое нам необходимо.
4 июня 2013
«Смутный объект желания». Уже в самом названии можно разглядеть многое, еще не увидев ни единого кадра. Объектом (в самом же фильме без экивоков — «мешком с говном») обзывается женщина, самое красивое творение природы (максимум на что та способна), ради которой развязывались мировые войны (вспомним Гомера), торжествовало безумие, совершались самоубийства. Слово «смутный» ясно указывает на иллюзорный, непостоянный, не вполне реальный характер данного объекта. Не есть ли он и вовсе лишь порождение фантазии, разукрашенное «желанием»?
Знаменитый испанский режиссер создал данную киноленту уже на закате своей жизни (в творческом же плане — в эпоху самого расцвета), основываясь на богатом эмпирическом опыте, а также и на знании самого человека, его тайных пороков, страстей, желании. Пожалуй Бунюэль является самым знаменитым режиссером-сюрреалистом. Сам же сюрреализм предполагает отвержение законов логики, раскрепощение стиля, свободу от оков морали, нравственности, социальности, во многом интуитивен, также в нем большое значение придается душевным откровениям, «витальным порывам», исходящим или из бессознательного или от самого Господа! Несмотря на его кажущуюся парадоксальность, абсурдность и бесполезность, сюрреализм завоевал и завоевывает сторонников и учеников. Более того является ведущим направлением в искусстве!
Отсюда понятно сколь значительными должны быть творения сюрреалистов! Ведь они подобны оракулам древности (типа Пифии), вещают от лица божественного (т. е. бессознательного). И Бунюэль является одним из таких современных оракулов, смотрящих на мир глазами своей… души (как грустно и странно, что это удается столь немногим).
В данном случае взор его направлен на мужчину и его страсти. Уже пожилой, состоявшийся в обществе богатый господин влюбляется в горничную и признается в своем влечении… Но получает отказ… Снова… И снова!.. Не в силах ждать, он решается на смелые поступки, обманы, различные выдумки… НО! Женщина оказывается намного хитрее. Она сполна овладевает им самим, управляя и его желанием… Не удовлетворив свою страсть, он думает, что навсегда потерял свою любовь! Но тут-то, в отчаянии и гневе, он наконец и овладевает ею!..
Как это и водится у Бунюэля — каждая отдельная сцена имеет собственное символическое значение и зачастую вовсе не связана логическими узами с другой. Тем не менее, каждая из них требует расшифровки и осознания, ибо выражает совсем не то, что нам в ней видится. Без такой кропотливой работы фильм покажется ничем не примечательной комедией с легким «детективным» оттенком.
А между тем это по сути философская притча о сущности желаемого (женщины) и самого желания (страсти). Как часто смешиваются два этих понятия и одно выдается за второе. Сколь изобретательны женщины, умеющие носить различные маски — то пугающе-робкие, неприступные; то пылкие, раскрепощенные. Сколь грозны, суровы, страсти мужчины, попадающие в ловушку, любовно расставленную с легкой женской руки.
«Украсть ее, ту, что меня чарует?
Так рассуждает он… Она ворует»
Ницше
2 мая 2013
У меня довольно нетривиальная история знакомства с Луисом Бунюэлем: я посмотрел один за другим два его фильма — первый и последний — «Андалузский пес» (1929) и «Этот смутный объект желания» (1977). Две этих картины разделяют не только едва ли не полувековой промежуток, но и степень погружения в сюрреализм. «Андалузский пес» — это почти чистый сюрреализм, где почти не важно, да и невозможно наличие смысла. В «Этом смутном объекте желания» по большому счету остаются только обрывки неразгаданных и не разгадываемых символов — здесь почти все понятно и вряд ли что-то может подразумевать под собой возможность двойственных интерпретаций. Две эти работы объединяет разве что мотив схожести действительности со сновидениями.
Если бы у вас на глазах немолодой мужчина облил водой из ведра хорошенькую девушку, вам бы стало интересно, что за этим кроется? Конечно! С помощью этой нехитрой, но довольно оригинальной завязки Бунюэль завлекает зрителя, интригует его и заставляет выслушать историю неудачливого героя-любовника. И зритель садится на поезд, который уносит Бунюэля в вечность…
Он и она. Он намного старше. Она чиста и невинна (по крайней мере, так кажется на первый взгляд). Сколько подобных историй уже было рассказано в мировом искусстве (мне на ум первыми приходят «Лолита» Набокова и «Вспоминая моих грустных шлюх» Маркеса) и все же Бунюэль развертывает совершенное не похожее на другие повествование. Понятно, что тут нужно плясать от оригинала — от романа «Женщина и паяц» Пьера Луиса, однако к отличному тексту (об этом можно судить хотя бы по частоте обращения режиссеров к этому материалу) Бунуюэль добавляет свое — неповторимое.
Здесь Он выступает не в роли опытного обольстителя, а в роли жертвы — бедного (не в плане достатка) и глупого паяца. Он мышка в ловких и беспощадных лапах кошки. Каждый раз, когда ему кажется, что все его грезы и желания, наконец, воплотятся в жизнь, он неизменно остается в дураках.
Бунюэль словно садится верхом, как на ослика, на своего нерадивого персонажа — графа Матье — и, пришпоривая его под бока, заставляет двигаться вперед, держа то на длинном, то на коротком (словно поводке) удилище сладкую и хрустящую морковку. Ослику хочется вгрызться своими крепкими зубами в веселую и яркую морковку, поэтому он продолжает и продолжает бег, не понимая, что одурачен.
Нельзя не отметить игру двух главных героинь, играющих роковую женщину Кончиту. Признаюсь, я не сразу понял, что Кароль Буке и Анхела Молина — это две разных актрисы. Конечно, он не слишком похожи, но они так здорово работают на изящную задумку режиссера, что на физическую переменчивость главной героини не сразу обращаешь внимания. Сперва бросается в глаза противоречивость натуры и характера юной Кончиты. Она то так кротка, нежна, сладка и томна, то так холодна, горделива и сильна, что невольно вспоминаешь есенинские строки: «Но коль черти в душе гнездились // Значит, ангелы жили в ней». Так и в Кончите (так и в любой другой женщине, говорит Бунюэль) живут ангелы и черти.
Это кино-метафора. Метафора отношений/игры между мужчиной и женщиной.
9 из 10
26 апреля 2013
Посмотрел очередной фильм Луиса Бунюэля — и снова остался под впечатлением, еще большим, чем от предыдущего фильма.
Очень интересна идея фильма, где главную героиню, Кончиту, играет две разные девушки — Анхела Молина и Кароль Буке — показывая разные стороны героини. Кароль Буке — это невинная сторона героини, воплощающая скромность и недоступность. Анхела Молина же — это символ страсти, кокетства, разврата.
В фильме затрагивается тема взаимоотношения мужчин и женщин. Матье хочет обладать Кончитой, владеть ею целиком и полностью — и в духовном плане, и в физическом. Кончита же, как она говорит — любит его, но хочет остаться невинной до свадьбы, поэтому если он согласен быть с ней, но не обладать ею — она будет с ним. Матье же это не устраивает.
Как любой мужчина, когда Кончита ускользает от него — он снова и снова стремится найти ее. И не может остановиться, понять, что они просто не созданы быть рядом, вместе. Его сексуальное влечение к ней берет верх над рассудительностью. Несмотря на многочисленные эпизоды, когда она дает понять, что забавляется с ним — Матье покупает ей дом, пытаясь указать серьезность своих намерений — но безуспешно.
В фильме можно заметить много различных элементов, эпизодов, заставляющих зрителя самого догадываться об их смысле. Так, периодически в кадре появляется мешок. Как написано на одном сайте, в одном из эпизодов также один из героев говорит, что «Женщина подобна мешку с экскрементами», что и объясняет замысел Бунюэля.
Также немаловажным мне кажется затрагивание в фильме террористических сцен, которые показываются на протяжении всего фильма. Отчасти это можно объяснить как желание режиссера показать, что любовь, страсть подобно течению жизни — спокойное, размеренное существование может сменяться террористическими вспышками, пожарами, взрывами. Мне так кажется, но каждый может по своему понять данный видеоряд.
И конечно же, главный вывод, который можно сделать по фильму — один человек любит, другой же — позволяет себя любить.
Так и есть. Матье любит, Кончита же лишь дает себя любить, всячески подогревая эту любовь… И как часто у нас в жизни происходит подобное — у кого-то в меньшей степени, у кого-то — в большей.
Если вы не смотрели данный фильм — обязательно пометьте его себе для просмотра!
21 октября 2012
Последний фильм Бунюэля представляет собой рассказ благочестивого графа Матье о его любовном романе со служанкой Кончитой. Пожилой повеса охотно предается воспоминаниям, которыми без стыда делится с попутчиками — случайными соседями по купе. За время поездки он во всех подробностях живописует свои злоключения с юной чаровницей. В итоге они предстают развернутой метафорой популярного двустишия: «Ах, обмануть меня не трудно — Я сам обманываться рад!».
За основу 77-летним мэтром был взят роман «Женщина и паяц» Пьера Луиса, ранее уже неоднократно экранизированный. Фраза «бледный объект желания», найденная в тексте, в несколько измененной форме стала в итоге названием картины — типично бунюэлевской истории о невозможности обладания женщиной. Непостоянность женской натуры с характерным противостоянием духовного и плотского начал (к этой теме маэстро обращался систематически — «Симеон-столпник», «Дневная красавица», «Тристана»), на этот раз подверглась совсем уж радикальной, если не сказать вызывающе-рискованной трактовке.
После того, как актриса Мария Шнайдер («Последнее танго в Париже»), приглашенная на роль Кончиты, не смогла совладать с поставленной перед ней задачей, было принято решение заменить её другой исполнительницей. Две актрисы, пробовавшиеся на эту роль, 20-летняя француженка Кароль Буке и 21-летняя испанка Анхела Молина, одинаково приглянулись режиссеру, и он их обеих …утвердил на главную женскую роль. Первая стала воплощением кротости и смирения, вторая — неповиновения и гордыни.
Злопыхатели тут же пустили слух, будто бы плохо видящий и почти потерявший слух Бунюэль просто не разглядел и не расслышал, что перед ним разные актрисы, а когда ему на это намекнули, он представил всё как собственное гениальное прозрение, поскольку было уже поздно идти на попятную. Надо сказать, что такого рода легенды постоянно липли к этой незаурядной личности.
Таким образом, ангельская и дьявольская ипостаси разделились буквально, сделав графа Матье послушной марионеткой в руках не одной, а сразу двух роковых искусительниц. Распавшись на две составляющие (лед и пламень), Кончита в каждом из своих обликов одинаково ловко ускользает от старого ловеласа, который упорно не жалеет замечать, что общается с двумя разными женщинами.
Авторская ирония по поводу того, что граф превратился в слепца, воспринималась по-разному. Одним зрителям клонирование героини путало карты, заметно затрудняя восприятие фильма на уровне сюжета, другие сочли такую метаморфозу слишком умозрительной, третьи, не мудрствуя лукаво, решили, что кто-то здесь явно впал в маразм — либо автор, либо его герой…
После завершения «Призрака свободы» Бунюэль в который раз решил оставить кино, теперь уже навсегда, поскольку ему, ровеснику века, исполнилось 74 года. Но продюсер Серж Зильберман, который в нем «души не чаял», все же уговорил маэстро осуществить еще один проект. И эта картина сделала Бунюэля уникумом еще и в том смысле, что он стал в итоге единственным режиссером, который продолжал снимать великие фильмы на протяжении полувека: триумфально стартовав в 1928-м «Андалузским псом», он шедевром же завершил карьеру в 1977-м.
Эта лента лишь подтвердила правило, что слишком радикальные творения часто остаются без наград: даже специальный приз, полученный режиссером на МКФ в Сан-Себастьяне, сопровождался формулировкой «за творчество в целом». В некоторых справочниках о кино ошибочно утверждается, что «Смутный объект…» якобы был удостоен иноязычного «Оскара». На самом деле последний фильм Бунюэля, чьё название давно уже стало афоризмом, был только в числе пяти номинантов и уступил картине «Вся жизнь впереди», поставленной израильтянином Моше Мизрахи.
Бунюэль, чьи озабоченные пожилые герои постоянно грезили женским телом и желали им обладать, при этом пожизненно оставался верным мужем, 61 год (!) прожив с единственной супругой. Он принадлежал к той категории людей, что ни при каких обстоятельствах не желали сдаваться старости и до последнего дня сохраняли интерес к окружающему миру. Даже в 80 лет он продолжал делать зарядку по утрам, много гулял, выпивал за день несколько чашек кофе, пытался читать с большой лупой и, главное, — никогда не смотрел телевизор!
17 июля 2012
С одной стороны, это трогательная история любви бедной девушки к богатому старику, стесняющейся этой любви и боящейся ударить «в грязь лицом», а поэтому стремящейся поразить старика хитросплетениями своей любви, конечно же, более сложными, чем у королевы. Молодость, стеснительность и фантазия — вот то, что характеризует Кончиту и, в конце концов, ну конечно же, мужская грубость характеризует Матье. Роман, по которому снят фильм, называется «Женщина и паяц», но меня более заинтересовал как раз «паяц».
Со стороны же «паяца», это острая сатира на молодую девушку, которая строится с точки зрения давно постаревшего и искренне влюбленного ловеласа. То, что мы (ну уже не мы, но наши предки) называем похотью, брезгливо отстраняясь от нее, в фильме Бунюэля обретает трибуну. В самом деле, право возвысить свой голос, высмеивать, обличать приобретает сама Похоть в лице Матье. Он с искренностью и непосредственностью избалованного ребенка тычет пальцем на молодую девушку, обличая ее с той энергией, с которой религиозные фанатики когда-то изобличали ведьм. Из Испании, из которой всегда веяло холодом неподражаемой суровости во всем доносится до нас оригинальный монолог Луиса Бунюэля, променявшего имидж Старца, который он вполне мог бы создавать, на имидж существа, ежеминутно рискующего, что ему, в ответ на его не адекватные шутки, разобьют нос.
Луис Бунюэль всегда был очень рискующим человеком, начиная с юности, начиная с «Андалузского пса» и в старости остается верен юношеской отваге, с которой он шокировал общество, доводя зрителей до обмороков. На этот раз он высказывается от лица похотливого старика, надевающего на дряхлое и жирное тело доспехи, чтобы атаковать молодую девушку, обвиняемую им в сексуальном равнодушии к нему. Это и смешно, и грустно, и трогательно, и смело одновременно. Ловите каждое слово, смейтесь и гневайтесь вместе с Матье, потому что не скоро встретится еще такой «старец», с таким-то амплуа, с такой темой и с такими акцентами. Это надо иметь колоссальный дар для того, чтобы подойти к старости с таким сексуальным энтузиазмом и такой непосредственностью его демонстрировать. Старики ведь боятся этого, стесняются, и такой вот старик как Луис Бунюэль, он может один такой.
На мой взгляд фильм — откровение о том, что сексуальный темперамент старика, либидо старика может едва не превосходить либидо подростка, а Луис Бунюэль навсегда останется в памяти как отчаянно смелый … мальчишка.
Матье похотлив и не собирается в этом каяться.
3 августа 2011
Уже не в первый раз тема Бунюэля — недостижимость: повторяемость достаточная, чтобы звучать рефреном. Опять кому-то не по силам до чего-то добраться.
Юмор, близкий к эталонному — неброский, в меру горький, — искрится на фоне уходящей из-под ног реальности: плавающая муха, террористы, карлик… Господин очень средних лет, испытывая атаки беса в область сердца, имел неосторожность возжелать объект, смутность которого подчеркнута исполнением его роли сразу двумя актрисами — ход, кстати, — какими бы подтекстами его не наделяли по факту — абсолютно спонтанный и, вдобавок, замысленный под мухой. Он не может быть профильным. Естественно, эта двойственность женского начала, введенная поддатым Бунюэлем, всем понравилась, и не могла не понравиться: одна ипостась манит волшебными глазами, вторая — танцор фламенко в костюме Евы. Впрочем, Кончита — девушка честная, прямым текстом Матье все сразу объяснившая: хотеть — пожалуйста, владеть — ни-ни, разлюбишь. И чем он слушал?
Так уж повелось, что вещи и представления о них имеют необоримый разрыв. Иногда вещи опережают представления, но чаще — безнадежно тащатся позади в отставании разболтанного люфта. Их не достать: даже если — помечтаем — одну из них вдруг удастся захватить врасплох, окажется, что она не соответствует представлению о ней, то есть это будет совсем другая вещь. И так всегда: каждый раз представление будет ускользать подобно преследуемой тени. Синдром погони за хвостом, известный подзаборному полкану.
Поэтому господин очень средних лет никогда не будет счастлив, потому что все — не так, как он хочет. И девственность ему придется рассматривать исключительно в витрине, как музейный экспонат.
9 из 10
5 мая 2010
Классик испанского и всего мирового кино снял философскую сюрреалистическую историю о слабостях человека и недостижимости счастья и самого идеала. Собственно, о мужской слабости, которую в своих целях порой использует противоположный пол.
Вечный вопрос человеческого существования, который всегда будет задаваться. За что мужчина любит женщину? Ответов также много: за красоту, молодость, взаимопонимание, возможность проявить о ней заботу и тем самым самому реализоваться в личной жизни. Что ещё? За психологическое и физиологическое желание чувствовать себя рядом с ней. Быть счастливым и уверенным. Только понимает ли он её? Возможно, что сие ему всего лишь кажется, подобие иллюзии. Порой, когда женщина пытается рассказать о собственных переживаниях, это видится неглубоким и примитивным. Женщина играет пока ей не надоедает. Пока она видит в этом процессе смысл или какую-то выгоду.
Но иллюзии составляют суть счастливой части жизни. Без иллюзий она превращается в скучное добывание пропитания, т. е. человек становится похожим на растение.
Герой картины-пожилой и одинокий буржуа. Он влюбляется в юную лицемерную и порочную барышню, постоянно вытягивающую из него в первую очередь для себя а потом и для матери деньги. Она не спешит разделять супружескую жизнь со стариком. Он понимает собственную глупость, рассказывает о ней попутчикам в поезде, даже порой совершает «гордые» поступки, но…Поделать он с собой ничего не может…
Луис Бунюэль нашёл неожиданную форму выражения двойственности женской природы. Для этого он пригласил двух великолепных актрис- испанскую Анхелу Молину и французскую Кароль Буке. Обе актрисы играют одну и ту же героиню. Молина-отражает порок и страсть, а Буке — холодность и недоступность. Главного героя играет Фернандо Рей, который неоднократно сотрудничал с Бунюэлем. Как видим на экране, Рей прекрасно сработался и ловко показывает слабости своего героя.
Вывод
Фильм, как и все фильмы Бунюэля, сделан качественно и безусловно заслуживает просмотра. Хотя бы только за то, что снял его киноклассик и это его последняя режиссёрская работа. Больше всего мне понравилось то, как режиссёр придумал форму передачи женского поведения. Актёры, возможно, сыграли свои лучшие роли.
Относительно оценки говорить довольно странно, ибо это ясно…
10 из 10
13 декабря 2009
Это последний фильм Луиса Бунюэля. А ведь его могло и не быть…
После «Призрака свободы», когда ему исполнилось ровно 74 года, дядюшка Луис решил «завязать» с кино. Потребовались настойчивые уговоры друзей, и в частности серьезные возлияния родного испанского « Ribera del Duero», чтобы он снова взялся за работу.
Луис вернулся к старому замыслу — экранизации «Жены шута» Пьера Луиса и снял фильм в 1977 году с участием Кароль Буке и Анжелы Молины, которые играли одну роль. Большинство зрителей заметив это, впервые задумались о шизофрении…
Отталкиваясь от выражения Пьера Луиса «бледный объект желания», режиссер назвал фильм «Этот смутный объект желания». «Последняя сцена — где рука женщины в кровавых кружевах старательно чинит дыру на пальто (это был последний снятый мною план) — волнует меня, неизвестно почему, ибо сохраняет таинственный смысл до финального взрыва» — рассказывает Бунюэль в своих остроумных мемуарах.
Раскрывая, много позднее «Золотого века», историю невозможности обладания женским телом, Луис Бунюэль стремился на протяжении всего фильма создать атмосферу покушений и отсутствия безопасности, которая мучит нас всех, где бы мы ни жили. А 16 октября 1977 года в кинотеатре «Ридж тиэтер» Лос Анджелеса, где демонстрировался фильм, взорвалась бомба. Четыре бобины фильма были украдены, а на стенах обнаружены оскорбительные надписи в духе «На сей раз ты зашел слишком далеко». Одна из них была подписана «Микки Mayс». Кое что позволяло думать, что это нападение было совершено группой организованных гомосексуалистов. Гомосексуалистам фильм крайне не понравился. Я лично не пойму почему. А Бунюэль по-моему, даже и не пытался разобраться, ведь он знал, что снял отличную комедию. Комедию, которую спустя столько лет, без взрывов и остального негатива можно вновь посмотреть на большом экране на выходных на «Ночном показе» в «Художественном» (Москва).
10 из 10
1 ноября 2009
Сюрреализм Бунюэля именно в этой картине довольно доступен простому обывателю.
По сути, всё предельно ясно: небедный пожилой «мужчина» испытывает невероятную страсть к привлекательной юной особе со звучным именем Кончита и даже, как честный человек, желает взять её в жены. Но не тут-то было: дамочка вроде бы и испытывает некие чувства к стареющему ловеласу, а именно: страстно заглядывает ему в глаза, ведёт лестные речи, откровенничает по поводу своей жизни, допускает малоёмкие прикосновения, форсит перед ним в очаровательных кружевных трусах… И при всём при этом не оставляет ему никакого шанса на близость. Все его отчаянные попытки возобладать горячо любимой барышней терпят фиаско. Причем, она заявляет, что если она «даст ему то, что он хочет-то, он её разлюбит», потом, потупив глазки, сообщает, что она «Мочито»(возможно, неверное написание)- то бишь, девственница, в общем очень профессионально пудрит мозги несчастному господину Матье.
Всю эту душещипательную историю Матье рассказывает своим соседям (среди которых интеллигентный мсье, карлик, добропорядочная женщина и её малолетняя дочь) по купе, которые выказали явное любопытство, после того, как он вылил ведро воды на симпатичную девушку, стоящую на перроне.
Примечательный факт, что Кончиту играют две актрисы. Естественно, эта удачная находка показывает нам «две стороны одной медали»: Кароль Буке воплощает саму невинность (чего стоят одни «панталоны верности» со множеством шнурков и завязок!), а Анхела Молина — символ кокетства, обольщения и разврата. Недаром именно она показана в образе страстной танцовщицы, а Буке всего лишь трудится то прислугой, то гардеробщицей. И это-одна и та же девушка, смутный объект желания и страсти пожилого богача.
Стареющий Матье (Матэо — так неспроста на испанский манер называет его Кончита в исполнении Молины), судя по всему, испытывает гамму чувств: от любви, невероятного обожания и нежности до пренебрежения и ненависти. Но, по сути, это ничего не меняет. Эти странные отношения существуют вопреки здравому смыслу (а нужен ли он здесь?) и продолжат своё существование.
В фильме масса забавных эпизодов и символов, которые нет смысла описывать-пусть зритель сам прочувствует и отыщет эти моменты.
Ложка дёгтя: несмотря на недолгую продолжительность фильма, местами он показался мне нудноватым. Хотя, общее впечатление от фильма вполне положительное.
Как итог скажу: один любит, другой-позволяет себя любить… Проза жизни, господа!
7 из 10
30 октября 2009
Скорее представляется, что смутная двуликость женственности является одной из важных составляющих фильма, но далеко не главенствующей, а точнее сказать — это форма, в которой режиссер запечатлел основную суть содержания. «Мне кажется, что сценарий был хорошо разработан, каждая сцена имела начало, развитие и конец. Фильм сохраняет верность книге, но содержит ряд добавлений в тексте, позволяющих совершенно изменить интонацию», — писал мастер. Так какую же интонацию желал придать режиссер фильму? Что за смутный объект желания демонстрирует нам Бунюэль в форме двуличности женского естества?
Если изначально роман «Женщина и паяц» повествует о двуличной природе женщины, то «ряд добавлений» фильма заключается в том, что мужчина исполняет роль не только истового женолюбца, но и отъявленного буржуа, с манерами, рассуждениями и интересами истинного представителя этого класса общества. Т. е. совмещение роли пожилого ловеласа и представителя буржуазии создает образ отмирающего класса буржуазии: пожившего, опытного, излишне самоуверенного в собственной непогрешимой правильности, постоянно стремящегося к сохранению расслабленной жизни в достатке.
Кончита же, оставленная 6 лет назад отцом-военным, покончившим жизнь самоубийством (в 1970 г. Шарль Де Голь добровольно сложил с себя полномочия президента Франции), воплощает собой образ неимущего и бесправного европейского испано-французского пролетариата. Смутность Кончиты — проявляется в неясной двуличности ее внешнего образа, а также в том, что она совмещает в себе подчиненность и зависимость и женщины и пролетариата от соответственно мужчины и правящего класса, а также, прежде всего в том, что одной из черт ее характера является проявление собственной воли через внесение революционной смуты в отношения господства/подчинения между мужчиной и женщиной, элитой и массами. Революционеры — террористы, кстати, появляющиеся на экране с завидным постоянством, делают это аккурат в связи с бунтарским проявлением Кончитой капризности в постели с Матье/Матэо. Очень правильно отмеченная Бунюэлем связь актов сексуального и социального явлений вообще и в особенности насилия. Неразрывность метафизической связи сексуальной и социальной сфер жизни иллюстрируется режиссером следующим образом: чем ближе подбирается герой к любви героини, тем масштабнее ответные действия террористов-революционеров. Чем более он захвачен ложным суждением об обладании Кончитой, тем меньше шансов у него выжить. Еще одно явное проявление социальной сущности главной героини, которая не обманом, так революционно-бунтарским напором возьмет свое у правящего класса.
Отношения между главными героями фильма мы можем рассматривать как минимум в двух плоскостях: индивидуальной и общественной. В этом и проявляется сюрреалистический гений режиссера фильма. В каждом кадре перед нами изображается борьба двоих субъектов в двух ипостасях: людей — мужчины за обладание женщиной и женщины за равноправие с мужчиной, а также соответственно буржуазного правящего класса и класса бесправных пролетариев.
Ведь недаром Матэо/Матье имеющий возможность узаконить отношения с Кончитой, избегает этого, так как «если он на ней жениться, он будет полностью обезоружен», — поскольку власть элиты над массами зиждется на несправедливом обладании основной долей собственности в общественном хозяйстве. Однако «жить без нее он тоже не может» — право, как же может существовать класс угнетателей без угнетаемых! Вот и приходится Матье/Матэо постоянно жить заботами Кончиты, добиваясь тем самым права считаться в ее глазах главным и верховным благодетелем и при этом бессильно наблюдать за грабительским своеволием ее бедных товарищей.
Кончита же, заполучив право собственности на дом, не удовлетворяется этим достижением и готова вернуть ключ от входной двери, лишь бы быть вместе со старым всё еще несправедливо излишне богатым буржуа. Ведь, Кончите и европейскому обществу не нужна собственность как таковая. Им нужно справедливое распределение социальных прав и возможностей, материальных благ, интеллектуальных общечеловеческих достижений в соответствии с индивидуальными потребностями, им нужна смерть несправедливых капиталистических отношений, им надо убить главаря капитализма — буржуя. Матэо должен умереть!
Фильм очень богат по содержанию, напичкан массой интересных, тонко выверенных гэгов, например, буржуазная опьяненная до смерти муха; пойманная серенькая мышь умело поставленной мышеловкой в доме Матьё/Матэо; цыганка с грудным поросенком на материнских руках; непонятные террористы революционной армии спасения младенца Иисуса, взрывающие финал истории своей огненно-кровавой революционной справедливостью. Таков вердикт режиссера самоедному отмирающему классу буржуазии.
Бесценным качеством картины является наличие специфической атмосферы взаимоотношений героев, непостижимо парадоксально сочетающих в себе взаимодействие женственной подчиненной сущности бесправного общества и начальствующей и вместе с тем зависимой мужской доли буржуазии.
Таким образом, режиссура Бунюэля, используя сюрреалистическую сущность киноискусства, выкладывает на поверхность истинные мотивы частно-человеческого поведения и тенденции общечеловеческого развития, их скрытую для невооруженного взгляда взаимозависимость и явное взаимное перевоплощение одного в другой.
Ставим 10.
19 сентября 2009
Луис Бунюэль — основатель и главный подвижник сюрреализма в кино. Человек, творивший в одно время с Арагоном и Ман Реем, Максом Эрнстом, Андре Бретоном, Полем Элюаром, Тристаном Тцару, Рене Шара, Пьером Юником, Танги, Жаном Арпа, Максимом Александром, Магриттом и Сальвадором Дали — основными представителями европейского сюрреализма. Л. Бунюэль пронес идеи сюрреализма через всё его творчество, по содержанию остросоциальное, по форме абсурдистски-ирреальное. Как ни странно, сюрреалистическая манера кинопостановок делала его фильмы ясными и понятными, с правильно отточенной структурой, но массовыми вкраплениями метких абсурдистски-нерациональных деталей, обогащавших фильм неожиданными поворотами сюжета, делая его забавно интригующим, легким по восприятию и серьезным по содержанию. Сергей Эйзенштейн (Броненосец «Потемкин», Иван Грозный) так описал сущность киносюрреализма: «начинается оттуда, куда «докатываются» ценою разрушения и разложения самих основ своего искусства остальные разновидности искусства в тех случаях, когда они пытаются захватывать области, доступные в своей полноте только кинематографу (футуризм, сюрреализм, Джойс и т. д.)… — без отказа от реализма — чем вынуждены расплачиваться искусства другие… но больше того — здесь они осуществляются не только не в ущерб ему, но еще и с особенно блестящими реалистическими результатами». Бунюэль своим творчеством в полной мере демонстрирует нам «полимерные» возможности киноискусства.
В своих киноработах «франко-испанского» периода Бунюэль иллюстрировал остросоциальные проблемы буржуазного общества, тем самым, продолжая сохранять верность идеям сюрреализма: «Как и другие члены группы, я бредил мыслью о революции. Не считавшие себя террористами, вооруженными налетчиками, сюрреалисты боролись против общества, которое они ненавидели, используя в качестве главного оружия скандалы. Скандал казался им наилучшим средством привлечь внимание к социальному неравенству, эксплуатации человека человеком, милитаризации и колониализму. Таким образом, они пытались обнажить скрытые и пагубные пружины общества, с которым надо было покончить», — писал Бунюэль о годах своей творческой молодости.
Содержание «Этого смутного объекта желания» выстроено в соответствии с сюжетной канвой, повествующей о взаимоотношениях пожившего «Дон Жуана» (Фернандо Рей «Скромное обаяние буржуазии», «Французский связной») с молодой француженкой испанского происхождения, которую играют две актрисы: Кароль Буке («Бинго Бонго», «Только для твоих глаз») и Анхела Молина («Живая плоть», «1492:Завоевание рая»).
Двоякость главного героя не бросается в глаза настолько открыто, как двуликость главной героини. Однако французское имя Матьё и испанское Матэо, очевидно имеющие одни этимологические корни в латинском языке, не один раз даются главному герою его пассией. Так же можно отметить, что актер органично совмещает в одном социальном типаже две сущности:
- излишне манерный буржуа, не осознающий смехотворность его напыщенных претензий на привилегированный аристократический статус времен золотого века;
- галантный поживший ловелас, не осознающий нелепости его безудержной страсти обладания молодой девической плотью.
Обе сущности главного персонажа, переплетаясь друг с другом, единовременно в каждом эпизоде обогащают через мелкие детальные нюансы как обобщенно-социальную, так индивидуально-личностную стороны, создавая, таким образом, наиболее реальный образ живого человека.
Исполнение главной женской роли двумя актрисами оказалось очень интересной находкой, подходящей именно для фильма сюрреалиста Бунюэля. Однако данное решение режиссера является довольно спонтанным, не подготовленным заранее и было вызвано следующими событиями: «В 1978 году, когда я снимал «Этот смутный объект желания» в Мадриде, у меня возникли серьезные разногласия с актрисой, так что продолжать работу стало невозможно и продюсер Серж Зильберман решил прервать съемки. Это грозило неустойкой. И тут мы как раз оказались с ним в одном баре. После второй порции «драй мартини» мне вдруг пришла в голову мысль использовать на одну роль двух актрис, чего прежде никогда не делалось»,- как пишет сам Бунюэль в своей автобиографии «Мой последний вздох». Поистине сюрреалистический подход к творчеству.
Таким образом, общепринятое мнение о том, что «смутным объектом» кинокартины является сугубо женственное двуличие главной героини немного узковато, так как изначальный сценарий фильма с уже установленным названием не предполагал наличия двух актрис, исполняющих роль главной героини. Но введение второй в исполнение главной женской роли не испортило уже написанный сценарий, а дополнило и обогатило его. Можно сказать, что испано-французское двуличие возлюбленной главгера Матьё/Матэо — это как раз сюрная деталь, создающая более реальную картину художественного повествования. Подобные незапланированные детали основатель сюрреализма в кино никогда не чурался использовать. Например, в фильме то тут, то там в кадре несколько раз появляется тряпичный мешок за плечами разных лиц мужского пола. Причем без этого мешка вполне можно было бы обойтись, однако, в финале фильма Бунюэль придает ему особое значение клада, в котором хранятся разодранные, местами окровавленные, кипельно-белые кружева. Идея мешка в кадре появилась до банальности случайно: «Так в Севилье во время съемок картины «Этот смутный объект желания» под воздействием внезапного вдохновения в конце одной сцены я вдруг попросил Фернандо Рея подобрать большой джутовый мешок помощника оператора, лежавший на скамье, и, удаляясь, набросить его себе на плечи. Одновременно я понимал всю тональность такого поступка и немного боялся его. Я снял два варианта сцены — с мешком и без него. На другой день во время просмотра материала вся группа согласилась — и я тоже, — что сцена с мешком была лучше», — повествует Луис в его книге «Мой последний вздох».
Часто можно встретить ошибочное мнение (основанное на ошибочном же, рассмотренном уже тезисе о главенствующей сугубо женственной двуликости главной героини в структуре фильма), что образ Кончиты, созданный Кароль Буке — это воплощение искренней девичьей чистоты, а Анхелы Молины — воплощение демонически-хитрой женственной изменчивости.
Нет, нет и нет, мы говорим подобной ограниченной интерпретации творчества великого режиссера!!! Можно ли мы себе представить, что опытнейший, снявший к тому моменту более 30 фильмов режиссер, блестяще оснащенный методологически, имеющий собственный кинематографический подход к созданию шедевров, напичканных множеством нерациональных деталей, создающих еще более живую картину абсурдной реальности, стремился проиллюстрировать нам только лишь двоякую, пусть даже единоевропейскую франко-испанскую сущность женственности? Данная тема была уже избита и тривиальна в конце 70-х, когда давно пронесшаяся буря сексуальной революции порождала всё чаще и всё более уродливые цветы общеевропейского искусства. Тем более, если учитывать, что роман Пьера Луиса «Женщина и паяц» на основе которого был разработан сценарий «Этого смутного объекта желания» экранизировался Бунюэлем 7-м по счету. До этого в деле изображения сугубо женственной двуличности Кончиты успели отметиться неподражаемая Марлен Дитрих в фильме «Женщина — это дьявол» и даровитая Бриджит Бардо в фильме «Женщина и марионетка», каждая из которых по силе и точности перевоплощения уж точно не уступят таланту Кароль Буке и Анхелы Молины, причем вместе взятых.
Продолжение следует…
19 сентября 2009
Этот фильм 30-летней давности, актуален и сегодня на 100% и будет актуален еще через 30 лет.
Пожилой граф Матье рассказывает свою историю попутчикам в поезде, которые за несколько минут до этого стали свидетелями его разборки между ним и молодой девушкой. Так чем же так обижен граф, что вылил на девушку ведро воды?
Соласно его версии — она его обманула? Теперь посмотрим объективно: состоятельный граф и, судя по всему, не дурен собой в молодости, вряд ли был обделен вниманием женщин. Тогда почему он снова и снова позволяет себя обманывать, как-будто он новичок в общении с женщинами? И чем так привлекательна для него Кончита?
Судя по всему, граф имеет флегматичный (трудно переключаемый) ум. И эта девушка даже не укладывается в его сознании как один человек, не случайно ее играют две разные актрисы, так он её видит. Он не может понять её: одновременно холодную, расчетливую и горячую, взбалмошную. Это раздражает, а значит и возбуждает его. Кончита это знает и ведет игру по своим правилам. В отличие от Матье, Кончита четко знает, что хочет.
Граф Матье — мазохист, и он снова и снова возвращается к Кончите, чтобы быть обманутым и униженным, и она доставляет ему это удовольствие. Но он никогда не признается в этом самому себе.
Фильм надо показывать на курсах по психотерапии.
Рекомендую смотреть всем, кого волнуют проблемы взаимоотношений между полами.
10 из 10
16 июня 2009
«История о невозможности обладания женским телом»
Признаться честно, я сильно полюбил поздние фильмы Луиса Бунюэля. Привыкший к запутанным загадкам без ответа какого-нибудь Дэвида Линча, я всегда удивляюсь, насколько непринуждённо и новаторски Луис Бунюэль орудует в своей родной стихии — сюрреализме. Ни коим образом не стараясь ввести зрителя в заблуждение, режиссер рассказывает простые истории, одновременно затрагивающие самые серьёзные темы. Последний фильм Луиса Бунюэля «Этот смутный объект желания», «история о невозможности обладания женским телом», наряду с лентой «Скромное обаяние буржуазии» — одна (а возможно и самая) лучшая работа прославленного мастера.
Первое и самое бросающееся в глаза — это то, что до определённого момента остаётся за границами событий, непосредственно связанных с главными героями. Понятия не имею, почему Луис Бунюэль пылает такой отчаянной страстью к террористам и экстремистам, но на то его воля: «Этот смутный объект желания» — уже не первый увиденный мною фильм режиссёра, повествование которого разворачивается на фоне такого яркого и «оптимистичного» задника. На протяжении всего фильма где-то на периферии происходят некие загадочные террористические акты: то по телевизору передают о взрыве бомбы в самолёте, то Матье читает в газете, что кого-то убили в церкви. Всё это создаёт тревожную обстановку, стилистически поддерживающую события основной сюжетной линии.
Фернандо Рей, один из актёров, постоянно работавших с Луисом Бунюэлем, исполнил роль Матье — ловеласа преклонного возраста. Роль примечательна тем, что персонаж у него вышел не положительный и не отрицательный — живой, жизненный, настоящий. А какая ирония: Матье страдает, а зрителю хочется лишь улыбаться.
Две девушки. Одна героиня. По истине смутный объект желания! По-отдельности ни одна из них полностью не является той, о которой ведётся повествование, ведь девушки нисколько друг на друга не похожи — ни внешне, ни отведённой им ролью в повествовании. Кароль Буке, с ясными и нежными глазами, олицетворяет всю невинность, и непорочность, прекрасную юную девушку, искренне любящую нашего Матье. Анхела Молина — иная сторона характера Кончиты. Танцовщица-стриптизёрша и la femme fatale в одном лице. Один из самых красивых моментов фильма — это танец канте фламенко в ночном клубе Севильи. Под виртуозные струнные переборы смутный объект желания становится вполне осязаемым — в танце она вся: страсть, желание и обман. А возможно всё проще: у Матье несколько попутчиков и каждый из них, представляя себе Кончиту, видит ее по-своему.
На вокзале Севильи происходит странный случай: пожилой мужчина высовывается из поезда, идущего в Париж, и выливает ведро воды на красивую девушку, стоящую на перроне. Спутники, наблюдавшие столь оригинальное унижение юной особы, требуют объяснений от своего соседа по купе, внешне кажущегося вполне вменяемым. Что заставило его совершить такой поступок? Путь впереди предстоит длинный и Матье рассказывает свою историю…
Для него, богатого романтика, объектом желания стала восемнадцатилетняя горничная Кончита. Девушка то манит Матье, давая ему надежду на взаимность, то отталкивает. Кончита постоянно водит за нос и продолжительное время обманывает несчастного престарелого сластолюбца, ощущая над ним свою безоговорочную, абсолютную власть. Да, она уверяет, что любит его, но совсем не стремиться отдаться на милость победителя своего сердца. Наивный как ребёнок, он, даже осознавая, что его жестоко динамят, не в силах противиться чарам смутного объекта желания. Уже не человек — марионетка в чужих руках. Матье сделает для неё всё, но ей и этого мало. За что бедняге такое наказание? Доведённый до отчаяния он и сам не знает…
А по завершении истории возникает здравый вопрос: чем же закончится эта эпическая битва полов, приправленная и драматическими моментами и озорным чёрным юмором? Кто виноват? Он или Она? Резко оборвав концовку, Бунюэль даёт единственновозможный, единственноверный ответ. Да они оба друг друга стоят!
25 декабря 2008
Сюжет фильма очень прост — пожилой богатый человек влюбляется в молодую, очаровательную, но бедную девушку, а она не отвечает ему сексуальной взаимностью, хотя говорит, что любит.
Многие говорят, что фильм у Бунюэля не про любовь, а о чем-то более глубоком, важном, скрытом. Соглашусь, что фильм точно не про любовь, поскольку проявлений любви не видно от главного персонажа, то ли потому, что он пожилой, то ли от того, что ее и нет. Однако мне кажется, что это фильм если не про любовь, то точно про отношения мужчины и женщины. Даже если я и ошибаюсь, то все равно остановлюсь на этом подробнее.
Бунюэль снимал этот фильм в 70 с лишним лет, и уже мог взглянуть на проблему взаимоотношений полов достаточно незаинтересованно, а значит объективно. Понятны мотивы пожилого мужчины, которого тянет к молодым, но который уже не может испытывать жгучей страсти. Поэтому он не испытывает прилива страстей, когда видит свою девушку в замке, занимающуюся любовью с молодым человеком.
И вообще, главный герой напоминает Кису Воробьянинова, воспылавшего в ресторане любовью к молодой студентке. Наверное, это политическая сатира на буржуазное общество, как любили говорить в прошлом веке. Понятны отношения женщин к любви, вроде того, что женщина меняет секс на любовь.
То, что одну героиню играют две актрисы — это тоже отличный ход, достойный великого режиссера. Кароль Буке олицетворяет положительные черты героини, вторая актриса — отрицательные. И конечно, в фильме важны все второстепенные детали — постоянные взрывы, деятельность террористических организаций, ощущение нестабильности.
9 ноября 2008
Кароль Буке и Анджела Молина исполняют роль одной девушки — 18-летней Кончиты, испанских кровей, в которую влюбляется пожилой богатей. И хотя на время выхода фильма актрисам было по 20 и 22 года соответственно, выглядят они в кадре значительно старше.
Вообще сообразить поначалу сложно, почему две разные актрисы изображают одну девушку — они не слишком похожи друг на друга, а сюжет настолько прерывист (так как исходит из уст Героя в будущем, он рассказывает историю своей любви попутчикам в поезде), что не дает возможности сопоставить событийные факты с чувственными.
Дело оказывается именно в чувствах, в той страсти, которую испытывает Герой к женскому телу Кончиты, и сам Луис Бунюэль определил сюжет этого фильма, как «историю невозможности обладания женским телом».
Две актрисы — два обличья одной Женщины — неприступной и наоборот, легко идущей в его объятия; невинной и готовой к любви. Меняется ее настроение, меняется и образ, в кадре меняется актриса.
Для 1977 года фильм весьма откровенный, девушка танцует обнаженной на столе, а женская грудь вообще оголяется в момент, — ведь сюжет основан на том, что Кончита сохраняет девственность, а Герой ее продолжает добиваться…
Довольно странный фильм, он мне дался нелегко, особенно сложно понять финал. Вот уж где хорошо подойдет народная мудрость, слегка перефразированная — «Чужая любовь — потемки».
7 декабря 2007
«Смутный объект желания» — фильм о понятии слова «любовь». Это чувство относительно для каждого человека. Кто-то воспринимает любовь как природное влечение, кто-то — как взаимность чувств и мыслей, ну а кто-то — как игру. Иногда влюблённому кажется, что его «объект» отвечает ему взаимностью. Но это всегда может оказаться построенным «воздушным замком». Самое печальное, что порой начинаешь себя спрашивать — «А всё ли я получил взамен на мои действия?» Ответ на это очень прост — если ты действительно любил или любишь, то возникнуть данный вопрос не должен.
Этот фильм оставляет для зрителя огромное количество загадок, на которые он должен ответить по-своему. Игра актрис в образе одной девушки порой кажется противоречивой: одна хочет от главного героя лишь материальные ценности, а другая — моральные. Хотя герою от них хочется лишь физического удовлетворения. Вся суть заключается в том, что эти качества, бесспорно, присуще любой девушке, как и любому мужчине. Но не в каждом случае они ровно сбалансированы. И эту отметку перевеса стоит определить для своего же блага.
Этот фильм стоит смотреть всем тем, кто любит поразмышлять на тему любви.
10 из 10
1 октября 2007