Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Долг |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Анатолий Ниточкин |
сценаристы: | Виктор Потейкин, Всеволод Иванов |
продюсер: | Владимир Дивавин |
видеооператор: | Александр Воропаев |
композитор: | Георгий Фиртич |
художник: | Петр Пророков |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 января 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Как сильно может измениться рассказ, когда на его основе, как на отправной точке, строится сценарий целой картины! Рассказ «Долг» (1923) Всеволода Вячеславовича Иванова уже был экранизирован — «Баллада о комиссаре» (1967). И что самое удивительное, сценарий для «Баллады…» написал тоже Виктор Васильевич Потейкин. По всей видимости, ранние рассказы Всеволода Иванова о борьбе за советскую власть на юге Сибири крепко врезались Виктору Васильевичу в память, поэтому он через 10 лет решил вернуться к этой непростой теме. И за это ему огромное зрительское спасибо, потому что фильм получился превосходным. Именно таким, какими выходили многие работы режиссёра Анатолия Дмитриевича Ниточкина, для творчества которого характерны поэтичность, тонкое проникновение в мир людей и природы.
Крайне удачен подбор актёров на главные роли. Николай Олялин — уникальный актёр. Он может играть одними глазами. В них, как в бездонных голубых озёрах, отражаются все его чувства. Именно поэтому камера оператора Александра Воропаева так часто останавливалась на них. Командир Селиванов в его исполнении — это Человек с большой буквы. Он не бросается «трескучими» революционными лозунгами, как это делает комиссар Карнаухов (Валентин Никулин), он с глубоким пониманием и сочувствием относится ко всем. Даже к полковнику белой армии Степанову (Леонид Марков). Фильм называется «Долг» и это слово часто произносят герои картины. Но произносят по-разному, потому что по-разному понимают это слово.
Для полковника Степанова долг — это вопрос офицерской чести. Леонид Марков превосходно сыграл офицера, у которого «за душой» ничего нет. После долгих лет скитаний по стране он понимает, что никакие ханы Дженгеневы, никакие бароны Унгерны не смогут вернуть Россию к прежним порядкам. Белое движение хоть и огрызается, но уже агонизирует. Старые идеалы, за которые полковник готов был положить жизнь, утрачены. И вот тут он узнаёт в задержанном Карнаухове «того самого», которому он в далёком 1917 году не выплатил карточный долг. Совершенно пустяшное для кого-то другого событие вдруг наполняет жизнь полковника новым смыслом — он обязан вернуть долг, чтобы не потерять офицерской чести! Ради этого он даже готов отпустить Карнаухова, если тот назовёт сумму долга.
Вот только сам Карнаухов свой собственный долг видит совсем в другом. Немногословность Олялина в данном случае много информативнее иной трескучей болтовни. За спокойствием и проницательным взглядом Карнаухова кроется знание, которое режиссёр приберёг на самый финал картины, и в этом знании заключается ещё одна причина душевной ущербности полковника Степанова. Но Селиванов молчит об этом знании, хотя озвучь он его, и судьба его могла бы сильно облегчиться. Но не такой он человек, чтобы прощение вымаливать, и режиссёр делает ещё один крутой поворот сюжета, чтобы доказать, насколько разное понятие долга у двух этих людей.
Что и говорить, сильное получилось кино, после просмотра которого хочется гордиться Великими актёрами Великой страны.
16 февраля 2018