Рейтинг мультсериала | |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бездомный мальчик Реми |
английское название: |
Ie Naki Ko |
год: | 1977 |
страны: |
Япония,
Франция
|
режиссеры: | Осаму Дэдзаки, Ёсио Такэути, Хидэо Такаясики |
сценаристы: | Кодзи Ито, Цунэхиса Ито, Гектор Мало, Харуя Ямадзаки, Кэйко Сугиэ |
продюсеры: | Хидэхико Такэи, Кэиси Ямадзаки, Акира Ёсикава, Тэцуо Катаяма, Ютака Фудзиока |
видеооператор: | Хироката Такахаси |
композитор: | Такэо Ватанабэ |
художник: | Ситиро Кобаяси |
жанры: | драма, приключения, семейный, мультфильм, аниме |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 октября 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 24 мин |
Анимационный сериал 1977—1978 годов снят по повести Гектора Мало «Без семьи», где в наивной, но достаточно увлекательной манере рассказывается о взрослении юного Реми, живущего во Франции середины 19 века. Как и оригинальная повесть, сериал рассчитан главным образом на детскую аудиторию. Однако уровень исполнения таков, что и для взрослого человека произведение покажется по крайней мере красивым и не скучным.
Обладая мягкой повествовательной манерой, «Реми» не нацелен ни на зрелищность, ни на создание сильных впечатлений. Тем не менее, увлекательным кажется сам мерно текущий рассказ, а умелое нагнетание интереса к концу серии заставляет тут же приступать к просмотру следующей. Избранный художниками стиль, приёмы и уровень исполнения достойны лучших слов. Будучи достаточно яркой и детской, картинка радует глаз приятной не крикливой европейской гаммой. Разнообразие цветов используется очень грамотно: большую часть времени изображение расслабляет и успокаивает зрителя, но если надо передать напряжение или угнетение — палитра очень точно и порой в самых непредсказуемых комбинациях воспроизводит нужную атмосферу.
Мило и знакомо выглядят также сами персонажи, их вид можно назвать достаточно «традиционным», к нему не приходится привыкать. Конечно, глупо ожидать, что все 51 серия до краёв наполнены анимацией — затраты студии получились бы непомерными. Но и имеющийся результат необычайно радует: благодаря умелой работе со слоями, прекрасному исполнению фонов, мастерству постановщика частые статичные сцены смотрятся замечательно и не идут во вред общему ритму и восприятию. Венчает практически эталонную (особенно для своего времени) работу режиссёра и художников очень разнообразная, выразительная и уместная музыка.
Совмещаясь, усилия всей команды превращаются в нечто филигранное, но одновременно монументальное, образцовое. Рассчитанный на самую непритязательную аудиторию сериал по качеству исполнения часто хочется сравнивать с более поздними и «серьёзными» представителями японской анимации. Среди детских же аниме, да ещё и сериалов, «Реми» практически стоит особняком.
Портит историю только временами добавляемый глупый пафос. О, кто хоть раз встречал японский пафос, не забудет его никогда! Абсолютно ни к месту в простодушный и глупенький пересказ жизни ребёнка, выполненный как бы от его лица, врываются гримасничая служители мёртворождённых ценностей и вещают замогильными голосами, что надо взрослеть, надо трудиться, надо быть сильным… Этот неумело приготовленный и ни к месту поданный приторный десертный крем иногда портит впечатление от собственно торта. Но к счастью, патетические припадки быстро заканчиваются и повествование на несколько серий возвращается в прежнее русло.
Данная проблема безвкусной поучительности и чуждой нам картинной манеры её подачи, в принципе, стандартна для новейшей японской культуры, но поскольку в рассматриваемом случае оригинал был истинно европейский, то порой бросается в глаза несовместимость двух культур, чужеродность японских «традиций», а зачастую и просто противоположность подходов: европейским произведениям свойственны гуманистические тенденции, но японцы непреклонно сверх них очерчивают свой более примитивный культ труда. Так что иногда в самых важных местах идеология делает шаг назад, отступает со света в тень и из сумрака душ вещает о том, как ребёнок всем должен. Наиболее показателен тут эпизод с обучением главного героя. Тогда как в повести Мало наставник сам являет мальчику пример терпения и кротости, японский Виталис «традиционно по-японски» бывает раздражителен и не гнушается физического наказания («из лучших побуждений», конечно) за неуважение к работе.
Но в целом сериал хорошо вторит оригиналу, из-за чего не теряет связь с реальностью, остаётся достаточно поучительным и не кажется банальной историей или простым приключением. Слабым же моментом как оригинальной повести, так и экранизации является безыдейный финал. Кто-то «справедливо» получает благополучие «по праву рождения», но в мире ничего не меняется. Писатель даже никаким образом не призывает ничего глобально менять. Впрочем, предъявлять такие требования к детскому мультфильму вовсе не обязательно.
Достаточно того, что аниме является лучшей анимационной адаптацией повести, обгоняя, пожалуй, и японский полнометражный мультфильм 1970 года, и даже игровые фильмы советского и французского производства. При всей простоте сюжета японцам удалось не только сохранить увлекательность литературной основы, но и скрасить её очень кропотливым и талантливым подходом. Замечательный мультфильм для детей, который с удовольствием сможет смотреть и взрослый.
18 мая 2015