Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Просто Саша |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Всеволод Плоткин |
сценарий: | Всеволод Плоткин |
видеооператор: | Геннадий Черешко |
композиторы: | Анатолий Балчев, Владимир Терлецкий, Анатолий Бальчев |
художник: | Виктор Мушников |
монтаж: | Светлана Тарик |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 7 мин |
«Что ж, пора приниматься за дело, за старинное дело своё. Неужели и жизнь отшумела, отшумела, как платье твое?..» (Александр Блок)
«Почему-то все люди ждут весны. Будто с ней наконец придёт то, чего ты всю жизнь ждал-ожидал, и она, весна, как лотерейный билет, принесёт тебе не рублёвый, а самый главный, несбыточный выигрыш…» Первый абзац из повести Сергея Баруздина «Просто Саша» может служить не только отличным эпиграфом для картины Всеволода Плоткина, но и предельно ёмкой характеристикой главной героини Саши Неродовой. Марина Неёлова удивительная актриса. Её персонажи — настоящие ювелирные шкатулки, которые открываются по неповторимому голосу актрисы и одаривают зрителя драгоценным содержанием. Саша из повести — это абстрактная девушка, а Саша из фильма — это бесподобная Марина Неёлова с её удивительной способностью играть персонаж одними глазами. А ещё улыбкой — доброй, открытой, естественной. Именно такой, какую хотят видеть больные на лице медсестры, потому что искреннюю доброту нельзя играть или имитировать — она идёт от сердца. В душе Саши этой доброты столько, что девушка щедро делится ею со всеми.
И люди отвечают ей тем же. Оттого и жизнь кажется светлой, радостной — как праздник. Но праздник не может длиться вечно. За ним непременно приходят будни, и будни эти несут в себе боль огорчения. После смерти матери рядом с Сашей остался друг детства, а потом любимый человек Митя. Он крепкий, надёжный. Настоящая опора в семейной жизни. Только вот незадача: Митя не торопится «оформлять» отношения — его и так всё устраивает. Девушка с тонкой организацией души, Саша постепенно начинает понимать, что едва проклюнувшиеся три года назад росточки взаимной симпатии, она приняла за настоящую любовь. А её-то и не было. Было давнее знакомство, была привычка. Для искренней любви привыкание — страшнее прямого оскорбления. Саша, которая всё время ждала, что Митя вот-вот заговорит о самом главном, о чувствах, о том, как она ему дорога и что он жить без неё не может, вдруг поняла: совсем не этого ей хочется в жизни. Её неподдельные душевные порывы не находят в Мите отклик. Более того, искренняя забота о больных трансформируется в устах Мити в брезгливое «Жалостливая!»
Каждой девушке хочется личного счастья. Его не заменит ни работа, ни друзья, ни коллеги, ни глубоко уважающие тебя пациенты. Только счастье способно полностью раскрыть человека, сделать его полноценным, самодостаточным. Потеряв опору в виде друга детства, Саша пытается найти поддержку в подруге Лене Михайловой, в её матери Нине Петровне, в главвраче больницы Мендадзе, для которого Саша — почти как дочь. Все они добрые искренние люди, вот только Сашино счастье видится им по-разному. Но есть один человек, мнение которого для Саши дороже всех остальных. Это приехавший из Москвы хирург Вячеслав Алексеевич. Он значительно старше Саши. Однако жизненный опыт не только сделал его отличным хирургом, он научил персонаж Игоря Кваши хорошо разбираться в людях. И опыт этот подсказывает, что Саша — удивительный человек. Таких людей — единицы. Ими нельзя разбрасываться. Ими нужно дорожить, потому что они как бриллианты: сколько граней — столько градаций просветлённой душевной чистоты.
У фильма имеются заметные, но совершенное не влияющие на итоговое мнение недостатки. Касается это, прежде всего, «спрямлённого» сценария. Всеволод Плоткин серьёзно поработал над повестью, и из неё ушло некоторое очарование. Персонажи потеряли глубину, стали проще, прямолинейнее, как и их поступки. Сцены в операционной сняты упрощённо и даже схематично. Имеется и ещё кое-что, но стоит ли на всём этом заострять внимание, если общее впечатление крайне приятное? Тем более что финал получился вполне в духе повести, да и работа оператора на высоте. Ему удались не только крупные планы, запечатлевшие игру эмоций на лице Неёловой, но и финальный разговор Мити и Вячеслава Алексеевича. Камера отлично передала не только внешние проявления их чувств, но и внутреннее содержание каждого персонажа. На первый взгляд — мелочи, но именно они формируют итоговое мнение о картине, и именно они позволяют помнить её долгие годы.
16 марта 2020