Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Отвратительные, грязные, злые |
английское название: |
Brutti, sporchi e cattivi |
год: | 1976 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «...A Love Story» |
режиссер: | Этторе Скола |
сценаристы: | Этторе Скола, Руджеро Маккари |
продюсеры: | Романо Данди, Карло Понти |
видеооператор: | Дарио Ди Пальма |
композитор: | Армандо Тровайоли |
художники: | Лучиано Риччери, Франко Вельчи, Данта Ортона, Жан Роберт Маркиз |
монтаж: | Раймондо Крочани |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $7 144 |
Мировые сборы: | $7 144 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 мая 1976 г. |
на DVD: | 20 февраля 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
После просмотра закрадывается сомнение — а имеет ли смысл заводить семью, внутри которой будут такие конфликты, граничащие с жестокостью, когда люди тычут друг в друга ножами, калечат стреляя ночью из дробовика, и при удобном случае похотливо склоняют к сожительству ближайших членов семьи, у которых непонятно от кого растут дети.
Сначала кажется, что режиссер Этторе Скола выносит беспощадный приговор семейному образу жизни, показывая деградировавшие отношения, лишенные теплоты, любви, доверия, взаимной поддержки — всего того что можно ценить и что, видимо уже давно угасло (если вообще когда-то было) между главами многочисленного семейства. Несмотря на это они продолжают жить вместе, разрушая один другого — Джачинто приводит в дом и кладет с собой в кровать любовницу, а его жена, не в силах дальше терпеть издевательства, склоняет остальных членов семьи к убийству мужа-изменника.
Но присмотримся внимательнее — данная семья относится к 4-й группе — неблагополучной, с низким уровнем культуры, неблагоприятным психологическим климатом и плохими жилищными условиями. Как базовая ячейка общества, они выполняют только репродуктивную функцию — рождение потомства с сомнительным дальнейшим воспитанием, где, чуть повзрослев девочки становятся проститутками, а молодые люди зарабатывают, гоняя на мотоциклах и выхватывая сумки у прохожих.
Возможно здесь подсказка — ощутив всю мерзость и аморальность происходящего мы приходим к выводу, что семья имеет смысл и ценность, в первую очередь, при наличии определенного уровня образования родителей, хороших материально бытовых условий, здоровой внутренней атмосферы, равноправия и открытости.
Скола повествует в комедийном стиле, что конечно немного скрашивает беспросветную обстановку и понижает степень безысходности картины.
3 мая 2016
Ночью дом превращается в сплошную кровать, на которой вповалку почивает все огромное семейство Джачинто. Он потерял глаз на производстве, за что получил миллион лир по страховке. Делиться этими деньгами отец ни с кем не намерен, решив потратить их на собственные утехи. Для защиты от хищных сыновей у него есть ружье, которое однажды выстрелит. Он настолько изобретателен в перепрятывании свернутых в толстую трубочку купюр, что порой забывает их местонахождение. С утра Джачинто напивается, а дни и ночи его проходят в скандалах, которые нередко заканчиваются ножевыми и пулевыми ранениями домочадцев, крысиным ядом в тарелке спагетти, поджогом дома и другими незначительными событиями. На экране разыгрывается широкомасштабная война в дружной итальянской семье.
Трудно отыскать в итальянском кино более циничного режиссера, чем Этторе Скола. А «Отвратительные, грязные, злые», пожалуй, его самый беспощадный сатирический фильм. Изображенное им селение на окраине Рима выглядит очень уж постапокалиптично. Жалкие лачуги, построенные, видимо, из того, что удалось найти на свалке, окруженные редкой растительностью. Покривившиеся ограды с калиткой при отсутствии приусадебных участков — признак псевдодостатка. Вечный Город лежит внизу, виден как на ладони, хотя и сам построен на холмах. Совсем рядом, на той же высоте, за верхушками деревьев — купол собора святого Петра. Он должен напоминать местным жителям о Боге, о существовании которого здесь напрочь забыли, — машинальное упоминание святой мадонны вряд ли можно принять за набожность.
Здесь есть детские ясли — огороженная голая земля, — где воспитателем служит амбарный замок, не выпускающий детей на свободу, а игрушками тот мусор, что дети найдут под ногами. Вместо магазина — еле взбирающийся сюда грузовик с дешевой всячиной. Трудоспособное население спускается в город на заработки, матери семейств хозяйничают дома, пенсионеры-аксакалы с утра до вечера просиживают на краю обрыва за праздной болтовней. Старухи здесь мужеподобны, матроны усаты, а непродолжительная привлекательность молодых женщин не приносит им счастья. На каждом мужчине — печать морального или физического уродства. Животные тоже не лишены увечий. Трудно поверить, что в давно оправившейся от войны и уже процветающей Италии существовали подобные островки вопиющей нищеты.
Фильм — пародия на неореализм, к тому времени уже давно приказавший долго жить. Низкое благосостояние здесь не облагораживает людей и не вызывает ни капли сочувствия. Напротив, создатели картины упорно напоминают: «Посмотрите, как бедность портит человека». Это и пародия на Антониони с его отчуждением и некоммуникабельностью. Здесь тоже, как в фильмах великого Микеланджело почти ничего не происходит. Тщательно подготовленное убийство не совершается. А бедственное положение семьи еще и усугубляется, по меньшей мере, в два раза. Есть и отчуждение — отца от своего семейства. А преодолевая некоммуникабельность, он делает первую попавшуюся проститутку членом своей семьи. Семья настоящая итальянская только количеством голодных ртов. Отец в ней первый после отнюдь не Бога, а дьявола. Две страсти владеют разумом активной части населения: деньги и женское тело. Ради первых можно и пенсию у бабушки отнять и родителя отравить. Ради обладания вторым можно превратиться в животное. Все и вся погрязли в Грехе.
Но есть на полотне, написанном в темных тонах, одно светлое пятно. Хрупкая девушка в несуразных желтых сапогах, то ли младшая дочка, то ли старшая внучка главного героя. Рано поутру она спешит за водой для всего семейства. Потом собирает всех местных детишек, чтобы отвести их в вышеописанный детский садик. А после ее ждет малооплачиваемая работа в городе. В семейных разборках она не участвует. Но в заключительной сцене по ее выросшему животу видно, что Грех своими липкими щупальцами коснулся и этого цветка надежды.
Итальянская комедия всегда имеет социальную подоплеку. Здесь она более чем очевидна, но всерьез принимать ее не стоит. Рано или поздно зритель понимает абсурдность экранного действа. Нельзя сказать, что гротеск, изображенный Сколой, высмеивает какую-то часть итальянского общества или даже всю итальянскую нацию целиком. В карикатурных персонажах фильма может узнать себя любой зритель в любой точке Земли. До тех пор, пока он этого не сделал, он будет сперва ужасаться экранному зрелищу, а после расслабится и станет получать удовольствие. Стыдливые смешки перерастут в гомерический хохот. А определяющая фраза эволюционирует от «и как только люди ни живут» до «скучно на этом свете, господа». Но странное дело, при отсутствии в фильме положительных героев, все эти «отвратительные, грязные, злые» персонажи оставляют в душе зрителя необъяснимую теплоту.
23 ноября 2015
Рим — это город, который восхищает! Своими уютными площадями с умиротворённо журчащей в неповторимых фонтанах водой; грандиозными сооружениями античности, поражающими своими размерами; искусно расписанными храмами и церквями, которых, такое ощущение, в Риме больше, чем жилых домов. Именно такие впечатления остаются у людей, побывавших в этом старинном и величественном городе.
Но есть в Риме, как впрочем и везде, другая сторона, которую сразу и не заметишь, а если и заметишь, то постараешься скорее забыть. О таком Риме, отвратительном и грязном, населённым злыми людьми, и снял один из лучших своих фильмов Этторе Скола.
События, показанные в этой картине, разворачиваются на окраине Вечного города в середине семидесятых годов прошлого века. В центре всего повествования — большая итальянская семья Маццателла, ютящаяся в несуразном бараке. Глава семьи — ворчливый старик Джачинто, который искалечил себя, чтобы по страховке получить огромные деньги. Но вместо того, чтобы зажить по-настоящему, этот сумасброд чахнет над своим богатством подобно герою русских сказок. Его домочадцы, тоже не слишком отличающиеся красотой души люди, не чураются самых мерзких способов, чтобы избавиться от ненавистного старика и заполучить деньги…
Как такового, сюжета в этом фильме нет — зрители видят обыденную жизнь итальянцев, которым судьба уготовила жить в трущобах на окраине города. И жизнь эта — отвратительна и грязна: дети проводят дни в клетке из старых кроватей, в каждом доме крыс живёт не меньше, чем людей, чтобы заработать, эти люди занимаются самыми грязными делами — проституцией и воровством, а беспорядочные половые связи с каждым годом увеличивают число тех, кто вынужден существовать в таких нечеловеческих условиях. Зрители сталкиваются с невероятными контрастами: через окно, за которым виднеется купол Собора Святого Петра, за хвост выбрасывают крыс, а сами жители города, в котором была создана первая в Европе система канализации, вынуждены ходить в туалет на улицу, а за водой — к колонке.
Данный фильм Этторе Скола, хоть и относится к неореализму, совершенно не похож на других представителей этого жанра. Ведь иные режиссёры приучили нас к тому, что в фильмах, рассказывающих о бедноте, об отверженных, обязательно показываются возвышенные герои, которые вызывают сочувствие. Они страдают, не покоряются судьбе, совершают Поступки, жертвуют собой. На всё это Скола отвечает своим откровенным фильмов и сдёргивает розовые занавески со многих окон. Нечеловеческие условия жизни порождают нелюдей. Наверное, об этой проблеме в кино никто не высказался лучше итальянца.
Но если в Италии вроде бы стали бороться с трущобами (бидонвили) и уже через 2 года после выходы на экраны данного фильма их в Риме не стало (хотя отвратительные, грязные и злые никуда не делись, а просто переехали), то во многих странах Азии, Африки и Южной Америки люди по-прежнему продолжают жить в невыносимых условиях, губя себя.
В рецензиях на этот фильм принято хвалить Нино Манфреди, но я бы не хотел выделять кого-либо из актёров, ведь каждый из них перевоплотился настолько, что выглядел либо отвратительным, либо грязным, либо злым — ну или вобрал в себя все эти качества.
«Отвратительные, грязные, злые» — реалистичный, честный и где-то шокирующий фильм, который я бы посоветовал посмотреть каждому, чтобы лучше разглядеть то, что творится вокруг нас.
9 из 10
1 июля 2015
Синопсис фильма, как и само название уже несут в себе определённый посыл и смысл, поэтому усаживаясь за просмотр этой картины подумайте, а хотите ли вы погрузиться во всю ту мерзость и нечистоты, пусть даже сдобренные специфическим итальянским юмором. Кино не для слабонервных, с точки зрения эстетического восприятия. Но раз уж вы решились, то, как говорится, добро пожаловать в мир греха и порока. По крайней мере, хотя бы в такой утрированной форме, можно будет посмотреть на себя со стороны.
Окраина Рима. Район для бедных. Барак, в котором обитает одно семейство, численность оного до сих пор уточняется. С кого начнём ? Естественно с главы. Это синьор Джачинто, который неравнодушен до золотого запаса. Фактически денежки у него имеются. Но тратить их он не намерен. Господина Джачинто просто греет мысль, что они у него есть. У других нет, а он богат, как король, по его представлениям. Если есть деньги, а людей вокруг много, пусть даже близких родственников, на относительно малом кусочке жилой площади, значит эти денежки нуждаются в укромном месте, тайничке, о котором желательно не знала бы ни одна живая душа. И у синьора Джачинто такое место есть. Но, разумеется фильм не только об этом. По ходу повествования, нам будут показаны абсолютно разные люди в их грязном, не стиранном белье. Мы увидим толстую молодую женщину, которая не прочь заняться сексом не важно с кем и когда. Мы увидим отношения между этими родственниками, их перебранки и нежелание понять другого. А также одну молодую особу, которая одевается достаточно стильно, для своего барака и уезжает в город, чтобы…
Как ни странно, кино не отталкивает, не вызывает внутреннего протеста, может быть от того, что Этторе Скола сумел пробить брешь в сознании и обернуть недостатки в достоинства. Всегда ведь можно из самого омерзительного извлечь определённые уроки. Нино Манфреди красавец. Я бы дал ему Оскара за его его синьора Джачинто. Конечно очень хорошо поработали гримёры. Это не отнять. Но то, как он жжёт и феерит, просто уму непостижимо.
Итог: фильм специфический, не для эстетов. Ну, а кто обладает повышенным иммунитетом вкупе с хорошим чувством юмора, то вполне может посмотреть эту картину и провести проекции с собственной жизнью.
10 из 10
6 мая 2014
Итальянские «униженные и оскорбленные» совсем не похожи на тех, о ком в свое время с надрывом писала русская литература. Маленькие люди римских трущоб не слишком обращают внимание на внешние обстоятельства. Целыми семьями они ютятся в тесных развалюхах, промышляют криминальным бизнесом, имеют собственные представления об успехе.
Этторе Скола снял очень реалистичный фильм о жителях римских бидонвилей, нравы которых лучше всего описывает само название. Хорошо, что экран не передает запах. Иначе зрители могли бы задохнуться от вони, в которой живут главные герои. Юмор тонет в общей атмосфере тотального ужаса. Лично я подобный натурализм не люблю, как бы хорошо сами фильмы не были сделаны.
Говорят, что эта картина является своеобразным ответом итальянскому неореализму, с его левацкими настроениями. Не уверен, ведь разница между периодом расцвета неореализма и работой Сколы — почти два десятка лет.
Есть у этой работы и мистическая сторона. Предисловие к «Отвратительным, грязным и злым» собирался написать Пьер Паоло Пазолини, большой знаток жизни на дне. В 1961 году Пазолини дебютировал фильмом «Нищий», основанном на сюжете его же романа «Жестокая жизнь» и снятом именно в римских трущобах. Но предисловие написано не было: в ноябре 1975 года Пазолини жестоко убили, возможно, эти самые «отвратительные, грязные и злые».
8 из 10
10 октября 2012
Бедняки как обособленное представление того самого примитивного, животного и отвратительного, что мы можем себе вообразить. Они корыстны и мнительны.
Млекопитающие, не способные здраво оценивать свое положение. Животные, гниющие в окружении своего обитания. Никто из них, даже в малейшей степени, не способен осмыслить те поступки, которые они совершают, все что происходит для них в порядке вещей.
Деньги, те бумаги, которые обеспечивают их существование, стали главной целью, самым важным средством к существованию.
Между прочим современный человек, мой и твой сосед, коллега, товарищ, даже просто знакомый — отражение тех самых образов, которые изображены на киноленте.
Фильм замечателен и великолепен. Настоящая жизнь, которую не передать словами, сложная, и в то же время простая, как разговор о погоде.
10 из 10
19 июля 2012
Очень сильный фильм.
С первых же кадров, возникает впечатление лоскутного одеяла. Когда показывают раннее утро, множество народу спит, и спят как-то странно — камера выхватывает из тьмы еле освещённые фрагменты — почему спящих людей так много, и как-то странно они располагаются, разве так можно разместиться на сон, и почему же их так много практически в одной комнатушке?
Дальше мозаика продолжает складываться. Знаете, бывают такие огромные наборы паззлов: дворцы, водопады? Только Этторе Скола показывает зрителям не прекрасный ландшафт, его паззлы складываются в ужасающую картину неприкрытой откровенной нищеты, почище чем в горьковском «На дне». И всё это великолепное в своём безобразии убожество гордо парит над Вечным городом, смотря на Рим слегка свысока со своего, явно обособленного, холма.
Множество ярких кусочков огромной мозаики впечатываются в память: жёлтые сапоги, клетка у самого обрыва, старухи-сёстры, держащие местную забегаловку, огромная узкая лестница, напоминающая трап, и особенно яркий образ: далёкий, в дымке, Капитолий, чётко вписанный в дверной проём жалкой хибары.
Невероятный, просто фантастический актёрский ансамбль! Персонажей множество, поначалу в них немудрено запутаться. И на отдельного героя экранного времени хватает по чуть, но и за эти микроскопические соло-фрагментики, каждый актёр успевает создать неповторимый, незабываемый образ.
Музыка добавляет серой, беспросветной картинке какой-то абсолютно неожиданный оптимизм. А финал будет окончательным и бесповоротным.
10 из 10
2 октября 2011
Стены из кирпича пополам с железными листами, кровати, топчаны и раскладушки со спящими на них вповалку людьми, чьи-то ноги на чьем-то лице, малыш, переползающий через людское море, или точнее, болото — такова первая сцена в этом фильме. И если бы я только знала, что это одна из самых идиллических сцен…
Я не люблю старое кино, но это мне очень советовал посмотреть муж. Он-де видел его подростком — фестивальное кино, закрытый показ — и оно тогда произвело на него огромное впечатление.
Вечные вопросы — кто я? ради чего я живу? — отходят здесь на второй план, точнее, здесь нет людей, чтобы их задавать. Есть скоты, погрязшие в своем скотском существовании, озабоченные только тем, чтобы вкусно поесть и сладко потрах…ся. Ну и иногда сделать соседу гадость. А соседи — это братья, сестры, девери, золовки, невестки и шурины. И возглавляет весь этот содом глава семейства Джачинто Мацателла. Он ненавидит свою уродливую бородатую жену, презирает детей — воров, проституток и неудачников, спит с невестками и никому и никогда не дает ни копейки. Я так и не поняла, на что же они живут?
Практически у каждого из этих необремененных высокой моралью людей есть дети — карапузы от полутора до 7—8 лет. Учитывая, что взрослых человек 15, навскидку скажу, что детей около 20. Следит за всеми девочка лет 10—12 в желтых сапогах. Каждое утро она ведет весь выводок на площадку 20 на 30 шагов, огороженную пружинными сетками от железных кроватей, где они остаются до времени кормежки.
Когда взрослые чуть-чуть изменили этот мир своим трудом — перераспределение благ воровством и проституцией, онанизм в больнице для престарелых, режущее ухо пение, и вернулись домой — в наспех сколоченную коробку из песка и железа, а также удовлетворили свои основные инстинкты, все заваливаются спать. Кто как и с кем — это уж как повезет. Тяжелый день, полный нытья, лжи, подлости и разнообразной грязи наконец закончился. Надо хорошо отдохнуть, завтра будет еще один, такой же.
И хотя умом я понимаю, что многие и сейчас так живут в удовлетворении насущных физических потребностей, нечасто на экране можно увидеть такую концентрацию убожества, нищеты и ненависти. Беспросвет, безнадега, безвыходность. Что делают с людьми квадратные метры, а?
И хотя я не жалею, что видела этот фильм, еще раз я его не посмотрю никогда. Потому что все герои действительно отвратительные, грязные и злые.
И до слез жаль девчушку в желтых сапогах…
1 октября 2011
В декорациях неореализма Этторе Скола снял по большому счету постмодернистский фильм. И как всякий остроумный потомок, стоящий на плечах великих предков, обратил их материал, их метод в новую «веру» — горькую сатиру на действительность. Однако жизнь в фильме предстает далеко не всеми своими гранями, режиссер отказывается от классического приема иллюстрации реальности в галерее образов различных социальных слоев, людей с разным достатком и из разных религиозных, идеологических ниш. Место действия существенно не меняется — это трущобы Рима, которые находятся на горе и словно возвышаются над величественным городом, прекрасной архитектурой с монументальными зданиями. Уродливость быта и физическая низость людей ставятся автором на вершину мира. Поэтому демонстрация человеческих пороков (чревоугодия, похоти, скупости, развратности, жесткости), которыми Скола щедро наделяет своих героев, это не критика бедных и падших. Фильм осыпает саркастическими стрелами общество. Оно невидимый персонаж повествования, и оно же истинный антигерой.
Фактически реальность переворачивается с ног на голову и низкое возносится, а нормальность — свергается. В подтверждении этому служит метафора, сравнивающая трущобы с Олимпом, на котором обосновались грешные боги. Однако автор не восхищается этими людьми. Он показывает их в грязи, не стесняясь ироничных красок, а то и вовсе создавая отвращение. Человек в фильме предстает в своей социальной незавершенности, между зверем и «гомо сапиенсом». И этим достигается подлинный трагизм. Ведь на самом деле персонажи несчастны, они существуют будто под куполом ада… И лишь надежда, последняя, остается в финале ленты. Быть может, дети смогут спуститься на землю и сделают то, что не удалось родителям, — станут людьми.
9 из 10
7 ноября 2010
Долго я не решалась написать комментарий к «Отвратительным». Это один из моих любимых фильмов, и подобных фильмов я не знаю.
Фильм трагичен… а я почти весь фильм просмеялась, и надо сказать, я давно так не смеялась. Большинство сцен, реплик героев вызывают просто приступы смеха, до боли в животе.
Совершенно гениально раскрыты характеры. Абсолютно все. Без исключения. Потрясающе сыграны роли, особенно Джачинто. А остальных, просто даже не знаю, как удалось таких подобрать, очень органичны все.
Потрясающая сцена семейного обеда перед страшным самосудом, который задумали домочадцы над своим «старейшиной» Джачинто. Как его «возлюбленной», совершенно чудовищной огромной тетке с тяжелыми чертами лица, прямо в декольте падает макаронина в соусе, а она совершенно с каменным выражением лица невозмутимо ее оттуда достает. А жена, терпеливо перечисляет ингредиенты, которые она положила в обед, умалчивая лишь об одном, но мудрая бабушка не даст ни о чем забыть.
Сцена отравления Джачинто вызвала даже не знаю, назвать ли это жалостью или еще как-то, но вот когда его все-таки даже яд не взял, у меня вырвалось циничное «вот это живучий!». Ну а уж его месть, и спасение героями самих себя, все их попутные реплики, ну просто без комментариев.
О чем этот фильм? Ну отчасти он наверное о грязи, о тех кто в ней обитает. Этот фильм — как будто бы противопоставление всему тому морю фильмов, где бедняки всегда выставляются достойными, честными людьми. А эти вот — отвратительные.
А может быть все потому, что люди — они как цветы. В одной почве благоухают, а в другой гниют. Возможно, живи они не так, не в таких условиях, они и были бы другими. Или как поется в известной песне: «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей».
Я не знаю, что хотел режиссер, возможно чтобы мы стали малость отвратительнее, смеясь над ними — обитателями мира безысходности и черноты. А может быть просто показать их такими, какие они есть. Кому-то смешно, кому то их жаль, а кому-то и то и другое.
Но фильм бесспорно потрясающий, подобных не видела!
10 из 10
28 июня 2009
Что может вырасти из ребенка, который все свое детство провел в клетке, сделанной из старых железных кроватей?
А что может вырасти из ребенка, который живет в одном крохотном доме с еще тридцатью своими итальянскими родственниками?
Почему девочка, которая в начале фильма вроде хочет какой-то другой жизни, в один прекрасный день идет на колонку за водой не только с ведрами, но и с пузом, размером в 8 месяцев?
Не будет у девочки никакой другой жизни. да и у ее ребенка тоже…
А разве она ее заслужила? Или все они? Которые настолько ненавидят своего отца, деда, мужа и даже сына за то, что он настолько же сильно ненавидит их, что не увидели никакого иного варианта, кроме убийства…
Если внук, возвращаясь в горящий дом, забирает из огня свой транствеститский парик, а не свою погибающую бабушку, разве его можно жалеть?
А если мать не возражает, чтобы ее сына отравили крысиным ядом, ее жалко?
И если она не против такого, стоит ли жалеть ее сына?
И все равно мне их жалко…
Все точно по Воланду — «обыкновенные люди, квартирный вопрос только испортил их».
И, знаете, все равно, какое бы ужасное существование у тебя не было, жизнь стоит того, чтобы за нее побороться. любыми способами.
… а за окном — Рим, великий и ужасный.
3 февраля 2009
Этот фильм живо напоминает мне о несчастных советских людях, живших целыми поколениями в совершенно нечеловеческих условиях. Две-три семьи, втиснутые в одну маленькую квартирку! Озлобленные, несчастные, вынужденные забыть о своём человеческом достоинстве люди… Страшно! А мы все родом оттуда.
29 мая 2006