Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Легенда о Тиле. Фильм второй — Да здравствуют нищие! |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александр Алов, Владимир Наумов |
сценаристы: | Александр Алов, Владимир Наумов, Шарль де Костер |
видеооператор: | Валентин Железняков |
композитор: | Николай Каретников |
художники: | Алексей Пархоменко, Евгений Черняев |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 декабря 1977 г. |
на DVD: | 20 февраля 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 37 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Вторая часть является полным продолжением первой. И это я не про сюжет (это и так понятно). Это я про то, что, по сути, разделение этой истории на два фильма – нет. Всё это один короткий сериал, который состоит из четырех серий.
В этой ленте приключения Тиля продолжатся. Очень хорошо, что в этот раз Леонова в роли Ламме, верного друга Тиля, ещё больше на экране. По моему мнению, его персонаж – это лучшее, что было в этих двух лентах. И он абсолютно точно перекрывает своей харизмой абсолютно всех остальных персонажей этой истории, включая главного – Тиля. И когда герой Леонова выходит из повествования, история окончательно теряет краски и становится совершенно неинтересной.
Посмотрев первый фильм, мне было интересно узнать, что же там во втором, чем же закончатся эти «славные» похождения Тиля. Увы, но ничем они не заканчиваются. Как не было в этой истории адекватного сюжета, так и нет. Концовка удручает и вызывает лишь разочарование.
По моему мнению второй фильм затянут. Первая часть также грешила совершенно необязательными сценами, которые только раздражали, но второй фильм всё это переплюнул. Тут таких сцен огромное количество. И безумно много раздражающих замедленных кадров! Просто безумно много. Причем, чем ближе к концу фильма, когда в голове стучит одна только фраза – «Когда это всё закончится!», тем больше и длиннее эти сцены.
Увы, разочарование. Я бы с удовольствием посмотрел похождения героя Леонова отдельно от всего остального. Было бы точно лучше и интересней.
9 февраля 2023
Легенда о Тиле — 2
Первый фильм незаметно перетекает во второй. Уленшпигель и Ламме все идут по дорогам Фландрии, Неле просит Господа повернуть любимого домой. К привычному коричневому цвету добавляются различные оттенки серого и синего — моря, неба, рассвета.
Фильм не понравится зрителю, привычному к динамично развивающейся схеме «завязка- развитие- кульминация- развязка-end».
Медленно-замедленные, повторяющиеся кадры: дороги во всякие времена года, унылая местность, бегущие дети — кадры детства, медленно оживающие картины быта. Долго-долго идут Тиль и Ламме по дорогам, пригоркам, болотам; медленно-медленно ведут разговор Неле с Катлиной; медленно-медленно катится с пригорка колесо; в разные времена и ситуации проходят то мимо, то касаясь жизни героев вереница слепых. Даже бой — медлен и условен.
При желании в каждом кадре можно поискать некий смысл — или не увидеть его — а все равно красиво. Завораживает. Гипнотизирует. Создает атмосферу — нет, не ту атмосферу времени, о которой упоминалось; атмосферу собственного восприятия А. Алова и В. Наумова видимого ими действа. Все честно: по мотивам; так видят.
А я вернусь к тому, что, на мой взгляд, может примирить разных зрителей с данным фильмом — к актерам.
Представьте, кому из тогдашних советских актеров должна была достаться роль Ламме Гудзака? Конечно, Евгению Леонову!
Поэт сочных колбас и окороков, вкуснейших подливок, жареных каплунов…всего кулинарного изобилия; преданный муж в поисках загадочно покинувшей его женушки; весельчак и кутила, странник на бесконечных песчаных дорогах Фландрии, бесстрашный «подпольщик», а затем боец на корабле гезов…-и бесконечно добрый и мягкий человек. Бесстрашие и боевой азарт сочетается в Ламме — по обстановке -с трусоватостью, слабостью, даже унынием. Он может заплакать, может поныть, заявить, что все ему надоело, ему холодно, голодно, и вообще на что она (о, богохульство!), эта свобода — «ни поесть, ни укрыться, ни лечь в постель», ему бы найти жену…он такой живой, такой человечный, его так…любишь.
И когда постаревший Ламме со своей также постаревшей найденной женой, преподав в руки Господни друзей, свой корабль, дело борьбы за свободу, уходит на покой, это так…заслуженно.
И рядом с гениальным Е. Леоновым — Лембит Ульфсак. Замечательное открытие Алова и Наумова! Молодой — до 30-ти -эстонский актер, еще мало известный широкому зрителю. В книге Ш. д. Костера нет какого-либо полного и подробного описания внешности Уленшпигеля — образ, созданный Л. Ульфсаком мгновенно заполняет эту нишу. Тиль Уленшпигель просто не мог быть никаким иным. Произошло не просто удачное совпадение образа и актера, а стопроцентное попадание.
Высокий, худой, долговязый, длиннолицый, с глазами, в которых хитреца напополам с грустью, Тиль-Ульфсак абсолютно вписался в созданный Аловым и Наумовым мир. И стал не центром этого мира, нет. Неким…катализатором-надеждой — что мир этот будет двигаться…в будущее; и простите меня за банальность — это будет светлое будущее.
Нет-нет, Тиль совсем не символ. О, он живой, еще как живой! Странник с посохом по бесконечным дорогам, трактирный гуляка, драчун, ярмарочный шут, любящий и безутешный сын, нежный возлюбленный, бесстрашный мститель и воин…мудрый и усталый, бессмертный, вечно молодой Уленшпигель…все это мы увидим! Он…прекрасен! (Да за один эпизод, когда приговоренный к повешению Тиль («пощадите!» -кричит толпа) говорит императору Карлу таким …застенчиво-наглым голосом: «Народ просит, ваше величество!» …)
Я очень люблю последнюю фразу из книги и самовольно переношу ее в фильм: «И никто не знает, когда он спел свою последнюю песенку».
Я не буду говорить о перипетиях сюжета…кто захочет — посмотрит (да и книгу можно почитать).
Завершая тему актеров, бесспорно, отмечу исполняющих испанских императоров Карла и его сына Филиппа замечательнейших И. Смоктуновского и В. Дворжецкого (бывшего генерала Хлудова из «Бега»). Кратко, но их тема отображена достойно и исчерпывающе.
Кто мне «не пошел» — так это Катлин в исполнении загадочной и интеллигентной Аллы Демидовой, трудно даже объяснить, почему. Во мне осталась «своя» ведьма Катлина.
Как-то незаметны представители предводителей гёзов. Впрочем, и вся борьба была показана так…условно. Подразумевается. И хотя второй фильм называется «Да здравствуют нищие!» — название, несущее настроение — настроение это, на мой взгляд, практически не иллюстрировалось (впрочем, это ведь не советско-революционный фильм!).
Просмотрев последнюю серию и опять пробежав по предыдущим, пришла к таким выводам. Книгу — люблю. Фильм ее достоин, авторы молодцы. Актеры замечательные. Приемы, с помощью которых авторы создали атмосферу и настроение фильма, меня устраивают, меня впечатляют; замедленность, повторы, намеки — не раздражают. Если что-то в трактовке не устраивает — так у меня же книга есть. Уленшпигеля- Л. Ульфсака-люблю!!
И еще — возникло чувство…уважения, что ли, к тем, кто жил в те и подобные времена (явно же авторы не один 16 век и не только Фландрию имели ввиду), жил…и смеялся. Представляете — детей осмеливался рожать! На коньках кататься! Колбасу есть! Весну праздновать. Землю пахать! И главное — себе подобных не ненавидеть, а любить, беречь, защищать… и надеяться.
8 из 10
12 апреля 2011