Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дона Флор и два ее мужа |
английское название: |
Dona Flor e Seus Dois Maridos |
год: | 1976 |
страна: |
Бразилия
|
слоган: | «Dona Flor had two happy marriages. One was made in heaven.» |
режиссер: | Бруно Баррето |
сценаристы: | Бруно Баррето, Эдуарду Коутинью, Жоржи Амаду, Леополду Серран |
продюсеры: | Луис Карлос Баррето, Ньютон Рике, Люси Баррето, Нельсон Порто, Paulo Cezar Sesso |
видеооператор: | Мурилу Саллис |
композиторы: | Шико Буарке ди Олланда, Франсис Име |
художник: | Анизиу Медейрус |
монтаж: | Раймундо Хиджино |
жанры: | фэнтези, комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 ноября 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Не может человек быть счастливым, живя во лжи. Только вот времени на то, чтобы разобраться, что правда, а что ложь иной раз и не хватает. В особенности, если это касается собственной жизни. У других ведь все всегда проще, легче и понятней.
23-летний режиссер Бруно Баретту предлагает нам путешествие в тайны семейной жизни. Обещаю, что это путешествие будет ярким и познавательным. Баретту подробно и без лишнего пафоса обрисует нам две модели семейной жизни одной женщины. Яркую — эффектную, терпеливую и страстную с молодым повесой-мужем и размеренную с местным аптекарем. Две модели, как две стороны одной медали — в каждой есть крайность. Другое дело — желание и пристрастия самой женщины. Ценит ли она то, что имеет или предается мечтаниям о жизни лучшей. На мой взгляд, картина именно об этом. Не случайно режиссер без прикрас показывает многое — как быт, так и сексуальную жизнь. Брак — это ведь организм, в котором не бывает мелочей, все решают специи.
Финальные двадцать минут наполненные мистическим флером конечно дорогого стоят, равно как и чувство юмора создателей ленты не испугавшихся смазать концовку циничным юмором. Это ведь просто — форма. Эффектное завершение сложной картины. Но если присмотреться повнимательнее, то фильм куда точнее Бергмана (на мой вкус) раскрывает вопросы семейной удовлетворенности и пресыщенности жизнью. Парадоксально, но после просмотра фильма остается такая приятная неопределенность относительно главной героини. Кто она? Потерявшийся путник, которая в силу внутренней слабости будет вынуждена страдать с любым мужчиной? Или, сильная женщина, способная своим терпением сохранять брак и придавать толчок для развития даже нелюбимому мужчине? Для меня, к примеру, однозначного ответа нет.
Баретту несмотря на колорит и очарование бразильской глубинки снял очень грустное кино. Люди ведь не слишком ценят очарование момента, склонны прятать его в повседневной пустоте и охранять замками лжи. В конце концов, стоит подумать и о том, насколько была правдива с самой собой Дона Флор. Кто знает, как сложилось бы у нее, да и у близких, если бы правда ее по настоящему интересовала.
А если вернуться к фильму, то перед Вами один из лучших латиноамериканских художественных фильмов двадцатого века. Литературный первоисточник Жоржи Амаду — чем не гарантия глубокого подтекста. Отмечу, не стоит сравнивать этот фильм с его последующими римейками, которые на первый взгляд поставили мистические перипетии, потеряв аромат самого важного, духовного («Туз», «Долгий поцелуй на прощание», отчасти «Всегда»). К тому же, ленту здорово усиливает музыкальное сопровождение — фантастическое Chico Buarque «O Que Sera». Остальное все сделают Жозе Вилкер и Соня Брага — актеры, еще молодые ребята по сути, сыграли отменно.
9 из 10
5 января 2014
В 50-е — 60-е годы определяющим в бразильском кинематографе было движение «Cinema Novo», основателей которого привлекало кино революционное и по духу, и по форме. Бразилию показывали как страну бедную, жизнь которой полна насилия, нищеты и голода. С приходом к власти в 1964 году военной диктатуры, «Cinema Novo» прекращает свое существование. Экраны заполоняют детективы, вестерны и музыкальные комедии с сюжетом, развивающимся, как правило, на фоне карнавала — так называемые «шаншады». А с начала 70-х бразильская комедия приобретает сильную эротическую окраску, и на экраны полным ходом выпускаются так называемые «порношаншады» — картины с недвусмысленным порнографическим оттенком. Именно в этот период и выходит в прокат фильм молодого режиссера Бруно Баретто «Дона Флор и два ее мужа», ставший национальным достоянием Бразилии и пользовавшийся успехом у зрителей по всему миру.
Для достижения успеха у Бруно Баретто были в наличие все необходимые компоненты: роман-бестселлер популярного бразильского писателя, мастера «магического реализма» — Жоржи Амаду; темпераментная красотка, национальный секс-символ Бразилии — Соня Брага; один из любимейших латиноамериканских актёров своего поколения — Жозе Вилмер; колоритные и запоминающиеся персонажи второго плана. Все повествование хорошо пропитано приятной музыкой (в основе саундтрека — известная песня Chico Buarque «O Que Sera»), приправлено доброй порцией юмора, добродушной иронии, зажигательными ритмами, азартом, страстью, а также другими пикантными приправами: обнаженным телом прекрасной мулатки Браги, жаркими постельными сценами и небольшой щепоткой магии.
Сюжет фильма развивается в одном из бедных кварталов Салвадор да Баия на фоне причудливой южноамериканской жизни. Именно здесь, на площади «Второго июля», в самый разгар карнавала, скончался «шут и волшебник» Валдомиро дос Сантос Гимараенс (Жозе Вилмер). Он же Вадинью, он же Гуляка — весельчак, пьяница, картежник, транжира и бабник — первый муж доны Флорипедес Пайва Гимараэнс (Соня Брага), хозяйки кулинарной школы «Вкус и искусство». После его смерти, дона Флор выходит замуж за аптекаря Теодору (Мауру Мендонса). С новым мужем в дом приходит достаток, воцаряется спокойствие и порядок.
Фильм условно можно разделить на 2 части: жизнь доны Флор с Вадинью, и жизнь без него. И, если первая проходит в зажигательных ритмах бразильской сальсы, похожа на жаркую карнавальную ночь под звуки уличного оркестра, с фейерверками, безумными танцами и пьяными выходками, то вторая — это унылая звездная ночь с серенадой жаб и лягушек на залитом луной болоте… Мы наблюдаем за эволюцией доны Флор от скромной и порядочной, покорной девушки, страдающей от любви и отчаяния, до взрослой, помудревшей женщины, но по-прежнему страдающей, теперь уже от спокойствия, от рутинной и размеренной жизни, метающейся между зовом сердца и правилами приличия. Мы совершаем увлекательное путешествие в загадочный мир женской души, наблюдаем противоречивость женской психологии и неоднозначность женских желаний. Постоянные пьянки, гулянки, казино — вот все, на что был способен Вадинью. Человек, потерянный для достойного общества. Человек, заскучавший от семейной жизни уже в первую брачную ночь, сбежавший из постели от молодой супруги прямиком в казино. Человек, не стыдившийся просить в долг у всех, вплоть до настоятеля церкви. Человек, способный проиграть все до последней нитки и пройти через весь город в чем придется (но как же все это великолепно было исполнено! Грехи и пороки в исполнении Гуляки не отталкивают, а наоборот — завораживают, вызывают улыбку). Спокойная жизнь с таким супругом может разве что сниться. Было у него только одно достоинство — способность доставить райское наслаждение в постели. Но не страстью единой хотелось жить доне Флор. Бедняжка страдала от недостатка тепла, семейного уюта. Ей хотелось по вечерам сидеть рядом с любимым, слушать радио или читать газету… Все это она обрела со вторым мужем.
Теодору Мадурейра — абсолютная противоположность Гуляке. Он — уважаемый в городе человек, порядочный, заботливый, надежный. Казалось бы, вот оно — счастье! Наконец-то все стало «как у людей», о чем всегда так мечтала Флор. Но не тут-то было! Ей мало было только страсти — спокойствия ей тоже мало. Пресные ласки Теодору, подаваемые отмеренными порциями, медленный размеренный секс по расписанию (по средам и субботам), в полной темноте, в пижамах, под покровом простыней, не сравнимы с жаркими объятиями и сексуальным напором Гуляки, который был знатным любовником. Снаружи — спокойствие стоячих вод, внутри — ураган страстей. Так можно описать состояние доны Флор. Вот было бы здорово, если бы днем ее мужем был примерный семьянин Теодору, а ночью — бесцеремонный развратник Вадинью!.. И услышали боги зов женщины. В виде призрака Гуляка вернулся. И дона Флорипедес, наплевав на правила приличия, принимает его любовь. Только теперь ее женское счастье максимально приближается к идеалу. И уже не важно, что единым он может быть только в двух лицах.
Вся эта история двух замужеств и необычной любви доны Флор разворачивается на фоне контраста между жизнью простого народа и мелкой буржуазии. В образе главных героев народная стихия сталкивается с серой буржуазной средой и буржуазным мировоззрением. Гуляка и вся его компания — пьяницы, картежники, музыканты, танцовщицы, проститутки и прочая беднота — это и есть яркое олицетворение бразильского простонародья, живущего настоящей жизнью, полной веселья, карнавалов, азартных игр, кашасы, суеверий и любовных романов. Они проще, намного ярче и интереснее представителей более высокого класса (воплощенных в образе Теодору, у которого на лицо все черты степенного представителя мелкого буржуа), с их скучной, лишенной истинных ценностей, ограниченной и полной предрассудков, жизнью. Но только вместе, и «верхи», и «низы», создают переливающееся многоголосье тропического безмятежного рая, именуемого Салвадор да Баия, такого живого в своих обитателях. С их помощью режиссеру Бруно Баретто и удалось в полной мере передать своеобразный полуреальный-полувоображаемый мир магического реализма Жоржи Амаду, в котором реальность тесно переплетается с фантазией. А фантазия такая же реальная, как и сама реальность.
Фильм получился по-настоящему бразильским — легким, ярким, карнавальным, умело балансирующим на грани реальности и фантастики, и предельно эротичным. Сейчас, может, и выглядит немного старомодно, но довольно мило.
13 сентября 2013
«Донна Флор и два её мужа»- стал настоящим кассовым хитом кинотеатров Бразилии, середины семидесятых годов, его посмотрели 8 миллионов человек(для данной страны цифра нереальная), поправ с «пьедестала», даже главный международный хит 1976 года спилберговские «Челюсти»!
Режиссёр Бруно Баррето с молодецким задором, но в довольно простецкой художественной стилистике, воплотил на экране роман легенды бразильской литературы Жоржи Амаду. Начинив свою картину, зашкаливающими по откровенности, сценами секса и эротики, он воззвал тем самым, к самой сути темперамента местного населения. Прощает занятную бессовестность автора, только его юный(23 года) возраст.
Дикая грация мулатки Сони Браги, играющей главную роль, думается «зажгла» не одно сердце зрителя-мужчины. Пышущие женственностью загорелые прелести бразильской актрисы, стали тонкой пикантной приправой, добавляющей этому киноблюду, хоть местами и «дурного», но незабываемого по остроте вкуса.
Картина получилась- о противоречивости женщин с их дуализмом желаний. Так, первый муж героини- гуляка и картяра Вадиньо, не даёт спокойной жизни своей супруге. Регулярные пьянки, женщины, казино, да ещё и побои благоверной, вызывают в ней чувство постоянного разочарования браком, единственное что ей по нраву, так это их наполненные безумными желаниями ночи. Когда же он умирает, и она выходит замуж за скучного аптекаря, становится понятно, что при осуществлённой мечте о размеренной жизни, ей не хватает этой самой животной страсти.
Также подспудно, в картине противопоставляется наполненная яркими карнавальными красками жизнь простого люда, живущего истинными естественными чувствами, серому ханжескому существованию «по правилам»- мещанству буржуазии.
И всё же, этот фильм, существует в чисто латиноамериканском кинопространстве, определённый другими координатами, нежели европейское или голливудское кино, обычный западный психологизм здесь просто неуместен. А художественно-эмоциональный потенциал фильма, имеет место быть, только в контексте традиций бразильского народа.
7 из 10
18 марта 2011