Бартлби
Bartleby
7.9
1976, драма
Франция, Великобритания, 1 ч 36 мин
В ролях: Микаэль Лонсдаль, Морис Биро, Доминик Зарди, Юбер Дешам, Бруно Бальп
и другие
Возмущённые клиенты, с утра до вечера толкущиеся в коридоре перед дверью юридической конторы в ожидании приёма, растущие кипы бумаг, которые надо копировать, всё это наводило судебного исполнителя на мысль, что надо нанять еще одного клерка. Вот так и появился однажды на пороге конторы тихий молодой человек по имени Бартлби, молчаливый и загадочный, присутствие которого вскоре взбудоражило жизнь коллектива, состоящего всего-то из четырех человек, включая начальника. И если раньше они с трудом переносили друг друга, то теперь объединились и выступили единым фронтом против Бартлби, которому слишком много позволялось. Поначалу новый сотрудник работал не покладая рук, но постепенно ситуация менялась, все чаще на просьбу что-либо сделать он отвечал вежливо-уклончивое «Я бы предпочел не…». Сначала он предпочел не сверять вместе со всеми написанное, потом вообще ничего не делать. Судебный исполнитель сочувствовал Бартлби, но всё же вынужден был сказать своему протеже, что он уволен и должен покинуть помещение, но тот предпочел никуда не уходить…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бартлби

английское название:

Bartleby

год: 1976
страны:
Франция, Великобритания
режиссер:
сценаристы: , , ,
видеооператор: Клод Робен
композитор:
художники: Пьер Кадо, Пьер Соула, Jean Thomen
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 16 декабря 1976 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Бартлби», 1976

«Я предпочту остаться там, где я есть»

Аннотация к фильму достаточно ясно и лаконично обрисовывает сюжет картины, поэтому опустим эту часть.

Начнем с того, что это удивительное и сложное для понимания драматичное произведение. Его срежиссировал Морис Роне, звезда французского кино, сыгравший в таких небезызвестных фильмах, как «Бассейн», «Затухающий огонек», «Лифт на эшафот».

Казалось бы, история, рассказанная Роне в «Братлби» из режиссерского кресла, плохо вяжется с его кинообразами героя-любовника, циника, экзистенциального мученика, чьи проблемы происходят преимущественно из пресыщенности светским образом жизни.

Вместе с тем, ближе к финалу отсвет актерского амплуа Мориса Роне на его режиссерском стиле все же ощущается, да, некие параллели здесь можно провести, но об этом чуть позже.

После просмотра большей части фильма складывается впечатление, что это не просто рассказ о нескольких суровых рабочих буднях маленького человека Бартлби в задрипанной французской конторе образца 70-х.

Конфликт здесь выходит далеко за рамки противоречивых взаимоотношений с «боссом» и недоброжелательными коллегами-пройдохами.

Появление Бартлби интригует с первых секунд. Кто этот человек, пришедший из ниоткуда? Даже его начальник о нем ничего не знает, но готовность этого сдержанного господина работать на поставленных условиях подкупает.

И с виду — приличный тип. Бартлби аккуратен, подтянут и по-аристократически бледен. Но этот агонирующий блеск в его близко посаженных глазах придает всему его облику трагичное звучание. Эти глаза словно говорят о том, чего не выразить словами, и видимо поэтому с его губ срываются лишь вежливые, но сухие фразы: «Добрый день, месье», «Спасибо, месье», «Хорошо», но затем чаще всего «Я предпочел бы не…» — фраза, заученная, как молитва, и таящая в себе несколько иной смысл, нежели тот, который слышат окружающие.

Торжественная, загадочная фигура Бартлби, преисполненная достоинства, раскрывает глубину своего характера не сразу.

Его поступки и реакции на грани фарса и абсурда поначалу сбивают с толку, даже выводят из себя. Невольно становишься солидарен с теми тремя клерками, невзлюбившими «зарвавшегося» новичка.

По ходу действия предполагаешь, что этот тихоня задумал недоброе, что простофиля-начальник вот-вот поплатится за свое терпение и добросердечие. Но далее поведение Бартлби становится еще более странным и интригующим. Негодование сменяется сочувствием и желанием понять этого героя, оправдать его.

Однако логика его поступков не раскрывается, более того, все указывает на ее отсутствие. Единственное, что остается — это нащупать тот самый экзистенциальный вакуум, сквозящий тщетой поисков собственного места в жизни.

Так, мироощущение Бартлби становится более близко и понятно.

Не проговаривая буквально остросоциальных проблем современного европейского общества, не греша долгим, нудным философствованием о смысле человеческого существования, Моне в нескольких штрихах показывает процесс надлома личности в обстоятельствах застоя, обыденности, рутины, когда любое движение — лишь имитация жизни, попытка заполнить пустоту хоть чем-то, напоминающим действие, акт бытия, призрак свободы.

Бартлби мысленно и духовно находится словно извне, в некой прострации, из которой уже не выбраться, в то время как его тело, уставшее от попыток жить, настолько тяжело, что еще одно усилие над переходом в иное место, в иные обстоятельства, — уже невозможно. «Я предпочту остаться там, где я есть» — решение нелепое, противоречащее всем социальным нормам, правилам и законам, кроме законам физики. Но удивительно, чем чаще Бартлби это повторяет, тем менее диким и вопиющим кажется это намерение.

Но то, к чему в итоге он пришел, было необратимо. И начальнику не в чем себя упрекнуть. Он сделал все, что мог, хотя кто-то с этим поспорит, а что думает сам Бартлби — еще одна великая загадка.

Возвращаясь к личности самого режиссера, предположу, что Морис Роне, примеривший на себя множество личин-вариаций человека отчужденного, оторванного от жизни и уставшего бороться, хотел предложить свой вариант альтер-эго.

Как бы там не было, он создал выразительный, самобытный образ, действительно волнующий и дающий простор для множества интерпретаций тех немногих мыслей и действий Бартлби, что мы могли наблюдать в этом фильме.

11 августа 2021

Драма Бартлби появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Морис Роне. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Микаэль Лонсдаль, Морис Биро, Доминик Зарди, Юбер Дешам, Бруно Бальп, Hervé Le Boterf, Симона Шателейн, Жак Фабер, Херберт Фиала, Руди Ленуар, Люсьен Камире, Гай Лоре, Жерар Кудерк, Морис Готтесман, Филипп Бриго.

Производство стран Франция и Великобритания.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.