Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жестокий Рим |
английское название: |
Roma violenta |
год: | 1975 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Марино Джиролами |
сценарий: | Vincenzo Mannino |
видеооператор: | Фаусто Дзукколи |
композиторы: | Гуидо Де Анджелис, Маурицио Де Анджелис |
художники: | Сильвана Скандариато, Luchino Oltrona Visconti, Антонио Висоне |
монтаж: | Винченцо Томасси |
жанры: | боевик, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 августа 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Жестокость и равнодушие. Эти два слова не требуют особых разъяснений. Когда на улице происходит избиение или попытка ограбления, прохожие просто стоят и смотрят, опасаясь за собственные жизни или равнодушно проходят мимо. Когда банда налётчиков, потрясая оружием, врывается в ресторан, посетители безропотно отдают свои деньги и драгоценности, а кто посмеет оказать попытку сопротивления — бандитам плевать, что отца убивают на глазах у детей. Когда двое в масках врываются в автобус, оставляя после себя труп молодого парня — они не думают о том, что сделали, их сердца давно уже прогнили и в первую очередь они думают о том, чтобы самим выйти чистенькими, чем о крови на своих руках. Полиция не успевает сажать преступников, дела на рабочих столах размножаются, но население продолжает жить в страхе. Никто не знает, что произойдёт с тобой в следующий момент, когда ты идёшь по улице — дойдёшь ли ты до пункта назначения или же пара мужчин на мотоцикле вырвет из твоих рук сумку, а все вокруг будут лишь стоять и смотреть.
Если Глеб Жеглов говорил, что преступник должен сидеть в тюрьме, то его итальянский коллега Бетти в исполнении Маурицио Мерли мыслит более категорично. Преступник должен быть мёртв — на всякий случай, чтобы его не выпустили за недостаточностью улик, да и государственные средства на содержание тюрем сэкономить не помешает. Конечно, столь радикальные меры не особенно нравятся его начальству. Итальянское правосудие гуманно относится ко всем, используя принцип презумпции невиновности и в первую очередь надо действовать в рамках закона, а не превращать каждое дело в личное. Если агент под прикрытием выдал тебе информацию — в первую очередь следует посоветоваться с начальством о разрешении на операцию, а не прыгать через его голову. Если пойман опасный преступник — не надо избивать его до полусмерти при задержании, а вежливо надеть наручники и, зачитывая права, сопроводить до участка. Если — список можно продолжать. И неважно, что из-за бюрократизма время может быть упущено или бандит, вместо того, чтобы покорно следовать за инспектором, сам попытается пырнуть его ножом. «Закон суров, но он закон» — сказал классик — но не стал уточнять, каким может быть этот закон — ведь линчевание в какой-то степени тоже является сразу и судом, и наказанием.
После изгнания из полиции — только за то, что он застрелил убегавшего бандита, который, не церемонясь, расстрелял вначале полицейского при попытке помешать ограблению банка, а после, чтобы задержать преследователя, убил нескольких детей — Бетти присоединяется к полуофициальному сообществу людей, когда-то пострадавших от налётчиков, а потом решивших бороться с ними своими методами. Методы, надо сказать, не отличались особой гуманностью. До чего же могут дойти доведённые до отчаяния люди, если они готовы бросать умирать тех, от кого очищают родной город, а если беда приключилась с кем-то из членов их сообщества — тогда жалость, ещё имеющаяся в их душах, исчезает навсегда и зачем сдавать в полицию, если можно решить вопрос в своём кругу, едва ли не полюбовно. Да, в римском морге свободных мест достаточно. И к каким последствиям это всё может привести — двойная концовка предлагает варианты и зрителю невдомёк, что произойдёт через секунду после того, как останавливается кадр и начинают ползти финальные титры.
Начав свой текст с двух слов, думаю, что стоит закончить ими же. Жестокость как преступников, так и стражей правопорядка. Она порой переходит все границы и диву даёшься, сколько же в человеке может оказаться мерзости, которую он в нужный момент выплёскивает наружу. Изнасиловать девушку прямо на глазах её отца, прикончить своего собственного подельника по лживым слухам, бейсбольной битой перебить позвоночник и оставить умирать на дороге. Равнодушие собственных коллег, которые быстро списали ставшего инвалидом молодого и подающего надежды парня и только бывший начальник ещё приходит его навещать, а когда появляются подозрительные личности, то ни персонал клиники, ни кто-то другой даже не поинтересовались, кто они такие и что здесь делают. Под самый финал фильма создатели подготавливают очередной сюрприз, который заставляет нервно ёрзать и считать секунды — а других сюрпризов по ходу действия они рассыпают очень много и невозможно оторваться от экрана, не зная, что произойдёт в следующий момент — и если кто скажет, что обязательно всё должно кончится хорошо — перечитываем абзац выше
8 из 10
6 декабря 2015
… В 70-х, начале 80-х годов прошлого века европейский, в особенности франко-итальянский (успешно сложившийся копродакшн) кинематограф переживал настоящий бум полицейских (криминальных) боевиков просто отличного качества с участием «звёзд» первой величины вроде Бельмондо, Делона и т. п. Они шли просто на «ура» и в кинопрокате, и на ТВ (вспомним хотя бы более поздний сериал «Спрут»), в том числе в Советском Союзе, где собирали огромную кассу.
«Жестокий Рим»- картина как раз из их числа, хотя в СССР и не демонстрировалась (в противном случае в Рунете выложили бы русскоязычную версию). В ней всё по канонам жанра тех лет: честный комиссар римской полиции Бетти борется с грабителями, убийцами, постоянно пытаясь решить извечный (в кино и литературе) вопрос- как порой надо поступать полицейскому, по закону или по совести? По закону, увы, не всегда получается, потому наш комиссар и уходит в отставку. А по совести? Вот тут его и приглашает в свою общественную и абсолютно легальную (!!!) организацию «по содействию полиции и правосудию» крутой адвокат, сам пострадавший от бездействия и беззубия итальянского правосудия и собравший под своё крыло «униженных и оскорблённых» бандитами людей, жаждущих справедливости и отмщения. А вот здесь- особое внимание! Вся эта «шарага» кардинально отличается от «неформальных полицейских мстительных организаций», на тему которых Голливуд снял множество «блокбастеров». В них копы, во имя затуманивающей их разум идеи, переходят все границы дозволенного, убивая и преследуя невольных свидетелей их «акций» и своих «отступников». А здесь, в «Жестоком Риме» разбираются всё же именно по совести… Понятно, наш экс-комиссар запросто вступает в это «сообщество», и с большими успехами. А дальше… Дальше Бетти, уже прославившегося в Риме, но совершенно неудобного для начальства (неуправляемый!!!) деликатно отправляют, с сохранением комиссарского звания, в Неаполь, где тоже преступников пруд пруди (с глаз долой, из сердца вон!). Но об этом уже расскажет нам снятый на следующий год сиквел «Насилие в Неаполе» (уже при содействии Франции), который я уже отправился смотреть, чего и вам желаю!
… Ещё кое-что о «Жестоком Риме». Жаль, конечно, что он подзабыт (думается, в первую очередь по причине отсутствия в нём «звёзд» первой величины). Но так здорово смотреть отлично снятые погони по Риму!!! Кстати, в них участвовали мощные и скоростные автомобили «Альфа-Ромео», состоявшие в те годы на «вооружении» итальянской полиции и карабинеров. Я мало что смог о них узнать в Рунете. Но теперь знаю, что внешне похожие на типичные малолитражки-седаны «ФИАТ» (а также на наши «Жигули», до 8-й модели по сути адаптированные «фиаты», кроме «Нивы»), полицейские «Альфа-Ромео», ревя моторами, творили просто чудеса скорости и маневренности, что видно и в других аналогичных фильмах той поры.
7 из 10
5 апреля 2015
- он убил трех детей, а я должен был действовать по Кодексу…
Этот очень ладно скроенный Poliziotteschi от Марино Джиролами приятно удивляет соответствием хорошего сюжета и брутальных боевых сцен. Маурицио Мерли играет тут в первый раз создает образ комиссара Бетти (впоследствии он будет еще дважды возвращаться к этому образу) — мужчину принципиального и целеустремленного. Мерли практически во всех фильмах одинаков, но избранное им клише оказывается очень успешным. Утонченный европейский Гарри Кэллахан. Жаль, что актер умер очень рано — в 49.
Что же касается фильма, то тут мы встретимся с миром насилия, непониманием полиции и реальной организацией тайного общества по противодействию преступности. Длительная погоня за полнейшим отморозком по прозвищу Гвоздь, оставляющим после себя трупы женщин и детей, приведет героя к правовому конфликту. Ну а там интрига только и начнется. Ведь тайная борьба с насилием удел не только Бэтмана. Это куда интереснее, нежели служба в полиции. Важно, что тут в фильме не будет одного «супер-злодея». Угроза будет исходить как раз от неорганизованной преступности. Мелкие воришки будут позволить себе изнасиловать дочь на глазах отца или ограбить посетителей ресторана. Марино Джиролами показывает, что бороться с этим эффективно можно лишь самыми резкими мерами. И так складывается, что насилие над злодеями тут будет не менее страшным, чем сами преступления. Финал же, благодаря простым и нехитрым повторам создаст разумную и обоснованную двузначность.
- судья подумал, что я убил их защищая тебя. Но он ошибся. Я мог стрелять им в ноги…
8 из 10
31 марта 2014