Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Специальное отделение |
английское название: |
Section spéciale |
год: | 1975 |
страны: |
Франция,
Италия,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «A Court of Reason or a Court of Treason!» |
режиссер: | Коста-Гаврас |
сценаристы: | Коста-Гаврас, Herv Viller, Хорхе Семпрун |
продюсеры: | Жак Перрен, Коста-Гаврас, Мишель Рэй-Гаврас, Клод Эйманн, Джорджо Сильваньи, Жерар Кроснье |
видеооператор: | Андреас Виндинг |
композитор: | Эрик Демарсан |
художники: | Хелен Нурри, Макс Дюи |
монтаж: | Франсуаза Бонно |
жанры: | триллер, драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 апреля 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Замечательный режиссёр Коста-Гаврас произвёл точное, резкое, бескомпромиссно-скрупулёзное препарирование сущности коллаборационизма, а также великолепный в своей тщательности анализ феномена конформности, позволяющий ощутить ужасающую изобретательность, с которой людьми совершается столь чудовищное самооправдание.
Выдающееся высказывание (вплоть до реальной способности быть едва ли не учебным пособием) о ценности принципа разделения властей выстроено посредством доказательства «от противного» — впечатляющей демонстрацией того, до каких невероятных глубин мерзости может опуститься судебная ветвь власти в судорожных попытках обслужить исполнительную.
Фильм реализован достаточно убедительно, чтобы придать рассматриваемым темам и вопросам мощь универсальности, поднимая художественный уровень произведения до глобальных масштабов.
«Специальное отделение» содержит в себе существенное влияние «Троп славы» Стэнли Кубрика и, в свою очередь, отдаётся эхом в фильмах будущего, например, в «Офицере и шпионе» Романа Полански.
8 из 10
15 мая 2020
[в 1963 году этот психолог пытался прояснить вопрос: сколько страданий по приказу готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным, если подобное входит в их рабочие обязанности? В итоге была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику»…]
Коллаборационизм существовал всегда и во всех народах. Массовость этого явления зависела от того — насколько сильно насаждаемый завоевателем порядок противоречил понятиям и ценностям завоёванных. Так Александр Невский был вынужден мириться с монгольским игом, которое требовало материальной дани, но не покушалось на духовную сущность Руси, и был абсолютно непримирим с агрессией католического Ордена. Франция времён Второй Мировой являет собой обратный пример — личное материальное благополучие для большинства граждан явно перевесило нравственные принципы.
Но, как и в эксперименте Милгрэма, не все французы оказались готовы идти на любые моральные уступки, а вслед за тем и преступления против человечности. Да, кто-то испугался простого ослушания перед начальством, а кто-то боялся потерять карьеру и любовницу — у каждого своя цена. «Разум подлец, всегда оправдается». И всё же во все времена находятся Люди, пусть и единицы, но те, кто предпочитают пожертвовать собой, а не ближним своим. И именно Они, готовые, подобно пламенным коммунистам Франции сороковых, ради вечных идеалов идти в лагеря и под гильотину, будут вдохновлять человечество. А предателям, продлившим на какие-то дни своё жалкое существования — вечный позор!
Один мудрый человек сказал, что Европа — это Великий Музей, современный «персонал» Которого давно не имеет никакого отношения к Его ценностям. Смысл этой фразы становится хорошо понятен при просмотре данного фильма: настолько ярко контрастирует невероятная красота и гармония интерьеров и архитектуры погибшей западной христианской цивилизации с внутренним убогим и звериным миром людей победившего фашистского Нового Порядка…
22 сентября 2016