Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Крест Дьявола |
английское название: |
La cruz del diablo |
год: | 1975 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Джон Джиллинг |
сценаристы: | Джон Джиллинг, Пол Нэши, Хуан Хосе Порто, Феликс Мартиалай, Густаво Адольфо Беккер |
продюсеры: | Энрике Эррерос, Diego Gmez Sempere |
видеооператор: | Фернандо Аррибас |
композитор: | Анхель Артеага |
художники: | Хосе Мария Тапиадор, Тони Пуэо |
монтаж: | Альфонсо Сантакана |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 марта 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Приятный во всех отношениях викторианский хоррор от Джона Джиллинга, режиссера, сделавшего себе карьеру на студии «Хаммер». Правда, этот фильм, один из последних в его карьере, он снял не в Англии, а в Испании, да еще в содружестве с местным классиком готических ужасов Полом Нэши, который выступил в роли продюсера, но сути дела это не меняет. «La Cruz del Diablo» смотрится именно как традиционный детектив с мистическим привкусом, отсылающий зрителя в эпоху кринолиновых платьев и фраков, когда умами читающей публики владели Уилки Коллинз, Г. К. Честертон, Э. А. По… а в Испании — Густаво Адольфо Беккер, по поэмам и рассказам которого был написан сценарий. Правда, имелся в Испании еще один человек, Амандо де Оссорио, но он жил уже гораздо позднее, и был, как знают все поклонники фильмов ужасов, современником Нэши и Джиллинга, создавшим незабываемый образ зомби-тамплиеров, встающих из могил строго по расписанию… Их создатели «Креста Дьявола» тоже решили присоединить к намечающемуся действу — глядишь, те из зрителей, кто не захочет смотреть на экранизацию классики, придут взглянуть на раскрученный бренд. Впрочем, как оно там сложилось у фильма в прокате, за давностью лет, неизвестно… А вот из наших нынешних времен эти дохлые кости в балахонах нужны картине примерно также, как корове пятая нога. Ну да ладно…
Зато большую часть времени (за исключением десятиминутной сцены в финале) на экране разворачивается неспешное действие детектива в викторианских декорациях. Со всеми своими атрибутами: семейной тайной, древним проклятием, фамильными драгоценностями и т. д., и т. п. Поскольку в рунете синопсис или аннотацию к фильму найти непросто, позволю себе восполнить этот пробел (естественно, избегая спойлера). Писатель Альфред Доусон, сочиняющий «готические» романы, получает тревожное письмо от своей сестры из Испании, умоляющей своего брата срочно приехать. Но по прибытии в Мадрид он обнаруживает ту уже мертвой. Произошло убийство, но Альфред не верит в то, что сестру убил случайный грабитель, и начинает собственное расследование, которое приводит его в местность, называемую «Крест Дьявола» и заброшенный монастырь тамплиеров.
Действие фильма развивается медленно и неспешно, в полном соответствии с жанром викторианского детектива (вспомните хотя бы советский «Лунный камень!»). Герой постепенно нащупывает ниточку, ведущую его к разгадке тайны, но она постоянно запутывается в наркотических видениях: Альфред употребляет гашиш, и его дурманные сны мало-помалу переходят в реальность. А вместе с ними оккультно-мистическая составляющая сюжета приобретает в картине главенствующую роль.
Известнейшие испанские актеры того времени (Кармен Севилья, Адольфо Марсиллах и Эдуардо Фахардо) разыгрывают историю словно на театральных подмостках, а не на киноэкране, чему в немалой степени способствует и камерная постановка Джона Джиллинга. Динамики картине это, конечно, не добавляет. Как не добавляет красок и скупая операторская работа. Фильм получился очень стильным, по-викториански чопорным и очень атмосферным, но зрителю XXI века он покажется слишком сухим и безэмоциональным… А там и до скуки рукой подать. Даже для 70-х он выглядит несколько анахронично. Впрочем, м-р Джиллинг — выходец из предыдущей эпохи. И именно ее он воплотил на экране в «La Cruz del Diablo». А на будущие поколения ему, извините, было наплевать. Вот и получился у него очень милый, чуточку скучноватый, но отлично передающий дух уходящей (уже ушедшей) эпохи середины XX века фильм, смотреть который вне контекста времени его создания и личности авторов — занятие бесперспективное.
6 из 10
6 июня 2010