Дерсу Узала
8
8.2
1975, драма, приключения, биография
СССР, Япония, 2 ч 16 мин
18+

В ролях: Юрий Соломин, Максим Мунзук, Владимир Кремена, Александр Пятков, Светлана Данильченко
и другие
Русский учёный и писатель Владимир Арсеньев путешествует по тайге, где встречает местного охотника Дерсу Узала – мудрого, доброго и отважного человека.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дерсу Узала

год: 1975
страны:
СССР, Япония
слоган: «There is man and beast at nature's mercy. There is awe and love and reverence. And there is the man called...»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператоры: Асакадзу Накаи, Юрий Гантман, Федор Добронравов
композитор:
художники: Юрий Ракша, Татьяна Личманова
монтаж:
жанры: драма, приключения, биография
Поделиться
Финансы
Бюджет: 4000000
Мировые сборы: $14 480
Дата выхода
Мировая премьера: 2 августа 1975 г.
на DVD: 25 октября 2001 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 16 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения, биография

Постеры фильма «Дерсу Узала», 1975

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дерсу Узала», 1975

Владимир Клавдиевич Арсеньев был одним из основных исследователей бескрайних дальневосточных просторов в самом начале XX века. Несколько экспедиций, которые он совершил по Уссурийскому краю и горному району Сихотэ-Алинь с 1901 по 1910 года легли в основу множества его научных трудов, дневников и нескольких книг, одна из которых была названа «Дерсу Узала», по имени местного проводника-гольда. Вместе с Дерсу Арсеньев работал в своих экспедициях и за это время сроднился с ним настолько, что считал настоящим другом и лучшим из людей.

Вообще, удивительно иногда складывается жизнь. Кто бы мог подумать, что уже известный в начале семидесятых даже в СССР японский постановщик, мэтр Акира Куросава читал дневники российского офицера Владимира Арсеньева и еще с шестидесятых годов мечтал об их экранизации, рассматривая в качестве места для съемок Хоккайдо. Однако, с реализацией проекта все не складывалось. И как замечательно в итоге вышло, что кому-то из советских чиновников пришло в голову пригласить Куросаву для создания совместной советско-японской кино-коллаборации. Конечно, японский режиссер предложил экранизировать дневники, и работа началась.

Прежде всего, современным зрителям нужно быть готовыми к тому, что в фильме с хронометражом за два часа экранного времени почти ничего не происходит. Экспедиция движется по своему маршруту среди сопок, члены группы общаются между собой, казаки поют песни, Арсеньев заносит данные об экспедиции в дневник. Главный экшен-момент всего фильма – это когда Арсеньев и Дерсу лихорадочно режут на озере тростник, чтобы не замерзнуть ночью в поднявшейся метели. Даже напряженный сплав по реке и тот выглядит каким-то на удивление спокойным. Все остальное натуральный чилл, своей неторопливостью напоминающий «Танцующего с волками». Куросава возможно нарочито избегает в своей картине каких-то острых углов, поскольку начало века в тех краях было неспокойное, терки случались и с китайцами и, особенно, с японцами, которые тоже проникали в эти края, однако в фильме ничего этого не отражено. Весь фокус сосредоточен на отношениях между Арсеньевым и Дерсу, а также на невероятной природной красоте дальневосточных ландшафтов.

Акира Куросава провел огромную работу по натурным съемкам, охватив все четыре времени года и выделив их ключевые черты. При этом павильонные съемки в фильме тоже есть, в силу технических ограничений того времени, но декорации сделаны так качественно, что в общем и не заметишь, если не присматриваться. В некоторых сценах фильма узнаются фирменные ракурсы, которые мы потом видели в других картинах Куросавы. Кстати говоря, это один из первых советских фильмов, снятых на широкоформатной киноплёнке 70-мм. Представляю, как эпично все это смотрелось в кинотеатрах того времени.

На мой взгляд коллаборация удалась полностью, картина получилась добрая, красивая и захватывающая внимание, несмотря на свою намеренную неторопливость. Юрий Соломин выдал хорошую роль, но главная звезда фильма – это конечно же Максим Мунзук в образе Дерсу Узалы. Плотный, кряжистый, но при этом очень живой, натурный, с удивительным, но таким естественным сленгом и словарным запасом, он запоминается и гарантированно вызывает зрительскую эмпатию.

11 октября 2023

На сопках почти Маньчжурии

Уссурийский край самого начала ХХ века. Здесь свои военно-этнографические экспедиции среди сопок, тайги, дикой природы и разбойников-хунхузов, проводит штабс-капитан Владимир Арсеньев. Российский офицер в сопровождении небольшой группы солдатиков шляется по неизведанным местам, пока на одном привале не набредает на старого, но прыткого нанайца по имени Дерсу Узала. Арсеньев предлагает некоторое время побыть Дерсу проводником в его отряде, тот соглашается и с этого времени начинается необычная мужская дружба местного охотника и русского исследователя Дальнего Востока.

Не совсем понятно, чем так сумел привлечь Акиру Куросаву исследовательский материал нашего писателя и географа Арсеньева, что он подвязался поставить по нему фильм, да еще и на чужом для себя русском языке. Возможно, сама возможность поработать в загадочном и всегда закрытом СССР. Да и сам Куросава, хоть и склепал себе знатное имя в кино, к середине 70-х пребывал в затяжном творческом кризисе. «Дерсу Узала» стала его первой работой после пятилетнего перерыва. Хотя и работа над фильмом шла аж три года. Правда, где эти «три года», в картине не очень видно. Да, весь фильм – одни натурные съемки. Но все-таки это не «Война и мир» с тысячами костюмированных статистов. Но в любом случае, для Куросавы это стал по профитам лучшим фильмом в карьере. Именно за «Дерсу Узала» режиссер получит единственного своего режиссерского «Оскара», и по иронии судьбы, это будет далеко не лучший фильм японца.

Провальной, конечно же, эту работу точно назвать нельзя. Куросава сумел передать арсеньевский дух Дальнего Востока, его таежную красоту и суровость природы, будь то спуск по реке или выживание замерзающих героев в стогу сена на озере Ханка. Колоритно отыграл наш тувинский актер Максим Мунзук Дерсу Узала, создав максимальную симпатию к своему герою. Хорош был Юрий Соломин в роли Арсеньева, изобразив своего персонажа рассудительно мудрым и человечным. Но Куросава провалился в чрезмерную камерность и философичность. Японец не сумел выдержать дух авантюрных приключений, которые и сближали двух разных людей из противоположных стихий. Романтика и красота здесь поданы медленно, тягуче, через дрему ночных костров, монотонные дожди и скучноватые завывания ветров. Да, это атмосфера Арсеньева. Да, это наш Дальний Восток. Но Куросава так и не сумел объяснить, почему двух этих людей все равно постоянно тянуло в сопки и тайгу. И почему эти два человека разного возраста, социального происхождения и вообще, с разным цивилизационным осмыслением действительности, нашли друг друга. Все-таки близость Японии к нашему ДВ не делает доступным понимание «загадочной русской души».

Фильм неплох, но и не производит какого-то ах-впечатления. А при наличии в конкурсной программе картины Дино Ризи «Запах женщины» и вовсе удивительно, как американцы расщедрились на «Оскар». Похоже, статуэтку давали больше не Союзу, а именно Куросаве.

6.5 из 10

4 сентября 2022

БЕСКРАЙНЯЯ ТАЙГА…

Начать хотелось бы с самого главного.

Акира Куросава.

Что ни фильм, то очередной шедевр. «Идущие за хвостом тигра», «Семь самураев», «Жить», «Расёмон». Это поистине гений. Гений не только кино, но и искусства в целом. Истории его фильмов, глубокий посыл, безупречная адаптация и филигранная правдоподобность — все это и нравится мне в его картинах, после просмотра которых я получаю огромное удовлетворение и много-много раздумий. Этот режиссер полностью изменил и составил мое представление о кинематографе.

Теперь непосредственно о самом фильме.

Природа… Бескрайняя. Живая. Красивая. В то же время такая страшная. Таит в себе множество тайн. Неприметен человек перед ее величием, и звери, ее обитатели, преклоняются перед нею. В фильме «Дерсу Узала» именно она, природа, является первостепенным персонажем. Именно она протекает по всему фильму, давая понять, что только она диктует правила и пути для всех остальных героев. Тайга. Вьюга. Ветра…

Оттого фильм и получился настолько красивым, завораживающим и в то же время простым и ясным. Автор дает нам вдоволь насладиться величиной и просторами необъятной тайги. В фильме получилось так много пауз (между диалогами и даже действиями), которые пошли на пользу, ведь в эти моменты ты будто сам окунаешься в дикую природу.

Картина предстает очень простой и, что самое главное, простодушной, оттого и такой проницательной и трогательной. Она повествует о человечности, преданности, печали и дружбе. О тех качествах, которые всегда рядом. В фильме нет отрицательных персонажей (если не брать в расчет упоминаемых хунхузов), что объединяет человека с человеком в пути через дебри лесов.

Юрий Соломин в очередной раз показал, что он актер высочайшего класса, а лучше, чем Максим Мунзук, воплотить образ отшельника вряд ли смог бы кто-либо другой. Все актеры, пусть даже едва мелькавшие в кадре, будь то часть команды Арсеньева или лесные племена, не вызывают никаких сомнений, что перед нами никакие вовсе не актеры, а настоящие люди. И здесь стоит отдать должное вновь великому японцу, который сумел поставить такую сложную картину про Россию. Куросава создал настолько русский фильм, что его смело можно зачислить на вершину всего Советского. Ни в коем случае нельзя принижать достоинства большой команды, которая помогала режиссеру воплотить его замысли на экране, все сработали превосходно, весь их огромный труд не прошел зря.

«Дерсу Узала» можно представить в каком-то смысле даже документальным фильмом. Но все же это художественное кино о людях, взаимовыручке, отваге, верности.

«Дерсу Узала» — настоящий шедевр мирового кинематографа. А Акира Куросава — величайший кинохудожник.

26 июля 2020

В единстве с Природой…

В мире есть люди, которых смело можно назвать ГЕНИЯМИ. В том числе и среди писателей и тех, кто экранизирует эти гениальные «книгошедевры» (прошу прощения за такое выражение, и тем самым нарушение стилистики русского языка, но по другому в данный момент сказать не могу. Так же как существуют «киношедевры», так же на мой взгляд, существуют и «книгошедевры»). По одному из таких поистине великих произведений и создан этот гениальный фильм «Дерсу Узала». Сильнейший советско-японский фильм с глубочайшим смыслом. Один из лучших фильмов Мастера Акиры Куросавы.

Получив от Герасимова приглашение снять фильм в совместном производстве с СССР, Куросава вспоминает о прочитанных когда-то давно мемуарах русского исследователя В. К. Арсеньева и предлагает взять их за основу для сценария. И всё-таки Акира Куросава великий Мастер, создавший один из лучших фильмов в истории СССР и принёсший нам премию «Оскар»! Данный Оскар ценен и для нашего кино, и для самого мистера Куросавы. Он подтвердил свой класс, вернулся в пантеон великих мировых кинематографистов, а наша страна получила очередной повод для гордости.

Конечно, многим не понять этот гениальный фильм. Здесь воплотилась общечеловеческая религия — сочетание христианства и синтаизма, буддизма и философии. Созерцание природы и мира, единство людей. Братство людей разных взглядов и национальностей, человека науки и охотника — язычника! Японцы любят природу и очень чутко о ней заботятся, чего так не хватает нам, русским людям. Мы преисполнены гордостью, даже гордыней, за собственную страну. Мы любуемся её безграничными просторами, восхищаемся обилием рек, полей и лесов, забывая заботиться о сохранении этих величайших богатств, данных нам Создателем. Бросить мусор, забыть потушить костёр — это по-нашему! Страна-то большая! Ничего, места хватит! Японцы бережнее относятся к природе, ведь им по сути, деваться некуда! Они находятся на крохотных островах и потому любое нарушение природной гармонии может стоить очень дорого!

Потому — то господину Куросаве так близок Дерсу. Старый охотник ценит жизнь во всех её проявлениях, он душой чувствует истинные ценности — свободу, веру, братство. Эта система ценностей сформировалась ещё в языческие времена и все религии исповедуют те же самые ценности! Их принимает и понимает каждый человек, но не каждый понимает их правильно, как их следует понять. «Дерсу Узала» — идеальная гармония науки и язычества, веры. То к чему люди так давно стремятся, но никак не могут обрести. Забота о ближнем, уважение ближних и даже незнакомых людей — вот истинная ценность человечества! Любить людей, природу, Бога. Этот тройственный союз образует гармонию Мира, Царства Божия! И эту гармонию, пусть на короткий период, но смог обрести даже не писатель, не философ, а географ, человек научного склада ума Владимир Клавдеевич Арсеньев! И помог ему таёжный охотник Дерсу Узала. Тот что не видел иной жизни, существовал в единстве с природой! Арсеньев не стал отшельником, не отказался от цивилизации, но смог найти сокровенный баланс между цивилизацией и природой! Не покорять природу, не подчинять её себе, а стать частью её! Создать природную цивилизацию, уважающую мать — природу, существующую ВНУТРИ неё, как часть этой самой природы! Вот великий смысл этого произведения, и понять его мог лишь японский Мастер, художник Акира Куросава.

Дикий и необузданный нрав русского человека не может обрести гармонию и понять эту мысль. Русский человек стремится либо подчинить всё себе, либо уйти в глухой лес и отречься от всего. От тюрьмы к воле. Так шатает русских людей не только в жизни, но и в голове, в сознании. И только японец Акира Куросава способен найти это равновесие. Ведь Япония — первая в мире страна, где смогли сблизиться и слиться в единое целое Восток и Запад! Две противоположные стихии, два полюса. Дикость и просвещение, природа и цивилизация, древняя культура и современная наука. Японцы сумели сохранить свои традиции, культуру и образ жизни. Сберегли природу в нетронутом, первозданном виде. И в тоже время это европеизированное государство, с развитыми технологиями и современное общество. Вот тот идеал к которому должна стремиться Россия!

«Дерсу Узала» замечательный, хоть и не динамичный фильм. Но динамика, действие — излишни! Художник не бежит, он созерцает Мир! И создаёт свои великие творения! В этой грандиозной и простой картине Куросава-гуманист в образе старого охотника Дерсу показывает мудрость и знание, опыт и проницательность, умение приспосабливаться к окружающей среде и душевную доброту. Эта смесь возвращает нас к истокам любых цивилизаций, будь то западные или восточные; к тем временам, когда народы ещё не были разобщены, задолго до отрыва от живой среды, в которой они когда-то зародились. Кроме того, Куросава с большим уважением описывает наивность Дерсу, который разговаривает с огнём, ветром, водой и тигром, как с живыми людьми. В этом анимизме всё связано между собой всемирными братскими узами. Именно это братство занимает мысли Дерсу, когда он размышляет о барсуке, рыбах и всякой живности, обитающей в тайге, когда оставляет еду в заброшенной хижине для будущего гостя. Посыл фильма ясен: вне этого братства нет спасения ни человеку, ни миру. Этот возврат к истокам цивилизации и морали, выполненный в масштабном и простом стиле, обладает вечной актуальностью.

Столько призов и наград, я искренне рада за фильм, отличная работа всего коллектива, трогательная история простого охотника который был в быту беззащитен как дитя. Прекрасная экранизация. Сопереживаешь героям весь фильм. Красивая дальневосточная природа. Весь фильм пронизан добротой. Хорошая роль Юрия Соломина — одна из самых запоминающихся. Я смотрела обе экранизации этого произведения, но именно эта нравится мне больше. И Арсеньев в исполнении Юрия Соломина, показан намного точнее, чётче и максимально приближен к оригиналу.

Чем дальше человек от народных масс, тем он лучше добрее и чище. Маленький человечек на кривых ножках проворно бегал по тайге, помогал совершенно бескорыстно людям, человек не принявший той жизни в которой с головой ныряем и плаваем мы, считая что всё здесь справедливо и правильно. Звери такие же полноправные жители земли как и люди, он так воспринимал окружающее — и он прав! Какая это большая энциклопедия ТАЙГА, сколько мудрости он набрался жизнь прожив в ней. Не приняла чистая ДУША Дерсу, бессовестных порядков цивилизации. Актёр сыгравший его гениален, и когда он радовался и когда раздражался в кадре его герой оставался симпатичен зрителям до глубины души, а как он плакал поняв что не может больше стрелять, такое сострадание к нему чувствуется просто до слёз. Очень человечный фильм.

10 из 10

12 мая 2018

Магический реализм японо-советской дружбы

История охотника Дэрсу Узала и его русского друга Арсеньева, знаменитого русского путешественника, исследователя Дальнего Востока.

Наверное, тольео такой фильм и мог родиться в копродукции СССР и Японии, точнее, конкретно Куросавы. Режиссёр всегда тяготел к европейским (западным) темам применительно к восточному контексту. А СССР в этом смысле и вовсе уникальная территория: множество миров — мир природы, европейский мир русских (хотя и с нашим колоритом) и мир северного человека-гольда. Городская цивилизация, в которой комфортно, и природа, в которой некомфортно и беспокойно, которая сильнее любого человека.

Дэрсу именно в этом смысле личность уникальная — он живёт в балансе с природой, оставаясь человеком. Нарушение баланса ведёт к смерти. Через советский кинематограф Куросава двигает по существу восточную мысль — о космосе, в котором человек должен если и не жить, то туда вернуться (история про китайца). А уж Узала — вообще символ такого космоса и мудрости его осознания (целый ряд эпизодов это демонстрируют от сооружения берлоги до эпизода с уссурийским тигром, решившим его судьбу). Отдельно должны быть упомянуты прекрасные натурные сьемки.

p.s. По существу тему подхватил недавний «Выживший» с Ди Каприо.

16 февраля 2017

Любимый фильм

Фильм рассказывает о путешествиях замечательного ученого и писателя В. Арсеньева. В центре повествования образ таежного охотника Дерсу Узала — связанного с Арсеньевым искренней дружбой.

Уникальность фильма заключается в простоте сюжета и художественной выразительности через которую режиссер доносит до зрителя свои мысли. Куросава находит в каждом кадре особую, уникальную композицию и художественную ценность.

Только остается удивляться как глубоко режиссер и актеры прочувствовали тонкость души Арсеньева и Дерсу, Юрий Соломин и Максим Мунзук — великие актеры. Вся съемочная группа проделала титанический труд, что выразилось в детальной проработке всех аспектов фильма. Фильм наполнен душевной атмосферой и добротой, при просмотре ощущаешь, что главные герои родные люди!

10 из 10

12 марта 2016

«Нет, ещё нет…»

Багряными волнами раскинулись на многие километры леса Уссурийского края. Молчаливое спокойствие и неразгаданная тайна исходят от исполинских деревьев, ещё более древних, чем человек. В густоте величавых макушек теряется даже ветер, а плотные кроны упираются прямо в небесную синь. Когда-то эти места были недоступны для человека, но вечные исследователи-романтики сделали почти невозможное — открыли неизведанное богатство дальневосточных лесов, рассказали о сокрытом в их глубинах, проложили путь для следующих поколений. Среди таких первопроходцев был и Владимир Клавдиевич Арсеньев — писатель, путешественник и исследователь Дальнего Востока, выбравший после окончания Петербургского юнкерского пехотного училища, вместо предложенного назначения в Польшу, малоизведанные просторы России-матушки. Он не просто проводил маршрутную съёмку в качестве военного топографа, но попутно собирал множество материалов о рельефе, геологии, флоре и фауне, о народах, населявших эти места. В итоге это вылилось в многочисленные труды, а также в два художественных романа — «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», нисколько не уступавшие по увлекательности и стилю произведениям Фенимора Купера и Майн Рида.

Эти романы Арсеньева и стали основой для постановки художественного фильма «Дерсу Узала» Куросавой Акирой, впервые познакомившимся с книгой, когда он был ещё помощником режиссёра. Тогда он даже написал сценарий и начал подыскивать натуру на территории родной страны, но в итоге пришёл к выводу, что леса Хоккайдо совсем не подходят для переноса в них места действия. И замысел был отложен… почти на тридцать лет, пока не появилась возможность совместно с третьим творческим объединением «Мосфильма» воссоздать путешествие-приключение российского исследователя в настоящих «декорациях». Японского режиссёра в романах Арсеньева привлекла не только проходящая красной линией неразрывная связь человека и природы в образе Дерсу. Его привлёк сам Арсеньев своей способностью «глубоко проникать в человеческие души», его необычайные наблюдения за явлениями природы, сходные с японской созерцательностью. Художник был поражён видением, когда на закате круглое солнце озаряет лик взошедшей луны. Именно таким описанием Куросава в беседе с Юрием Нагибиным перевёл иероглиф своего имени, состоящий из двух знаков — солнце и луна, а фильм получил полный единения с миром глубокомысленный эпизод.

«Дерсу Узала» стал новой вехой в творчестве режиссёра, прошедшего далеко нелёгкий путь. Где было и непонимание американских продюсеров вплоть до отправки на лечение к невропатологу, была попытка ухода из жизни по самурайской традиции, которой, к счастью, помешали, было переосмысление самого себя, словно через многие потери его бунтарский дух «пришёл к смирению перед порядком вещей». И это очень отразилось на режиссёрском почерке. Фильм сочетает в себе и японскую неспешность, и глубокую связь русского человека с древними корнями, и необъяснимую мудрость старого необразованного гольда-охотника, приобщающую тех, кто с ним столкнулся, к чему-то более древнему и истинному. Это проявляется в панорамах природы Уссурийского края с труднопроходимыми чащами, звучащими лесным разноголосьем, с быстрыми реками и суровым отношением природы к людям. Это замечаешь в солдатских песнях и играх во время привала, их прибаутках и дружном смехе, что воссоздают образы русского солдата дореволюционного периода. В молчаливой вдумчивости Арсеньева при разговоре с гольдом Дерсу, ставшим для путешественника чем-то большим, чем проводник и просто друг, почти родным человеком. В протяжном пении одних гласных звуков гольдом у ночного костра, находящем отклик у обитателей леса, вторивших ему. Это робкая радуга после дождя, что через пятнадцать лет во всей красе раскинется через цветочное поле в «Снах» режиссёра. Как будто фильм явился первой ступенькой для более глубокого обращения к истокам собственной культуры, занимавшей художника всё оставшееся время.

Первозданную чистоту и благородство романов Арсеньева японскому режиссёру удалось передать не только обаятельно, но и ненавязчиво значительно. Что достигалось не только художественными приёмами, тщательной проработкой кадра с точно выписанными деталями: здесь надо убрать прошлогоднюю траву, здесь — подрезать деревце — мешает, а когда внезапно тайфун оборвал золотистую листву, у режиссёра чуть не случился сердечный приступ, но он вместе со всеми прикручивал осенние гирлянды, присланные из Москвы. Этому способствовала и съёмка одновременно из трёх точек подвижными камерами, позволяющая сделать более мягкими монтажные переходы. И, конечно, точность попадания артистов в образы, как будто ставшие отражением их внутренней сути, что тоже во многом заслуга режиссёра: он очень много времени проводил с Юрием Соломиным, стараясь «раскрыть все тайны мастерства», всё, что знал. И в этом редком подходе сам Соломин сравнивал его с Марком Донским и Михаилом Калатозовым. А отношение к Максиму Мунзуку было и вовсе особенным: ещё на пробах японец усадил его в своё кресло и долго-долго любовался, а спустя годы неизменно очень тепло отзывался о Мунзуке, вспоминая его.

Говорят, что Куросава каким-то непостижимым образом понимал, где актёр сфальшивил, задолго до того, как ему переведут. Это интуитивное понимание русского человека прежде всего и поражает в нём. Неугомонный японец-бунтарь сумел передать незримую связь с токами земли людей совершенно иной культуры, проникнуть в глубочайшие тайны природы, раскрыть красоту человеческой души и рассказать об этом всему миру. Прочувствованно. Тонко. И очень красиво.

12 декабря 2015

Таёжная повесть

1902-й год, Уссурийский край. Проводя топографическую съёмку местности, казачья экспедиция под руководством капитана Арсеньева встречает в тайге пожилого гольда Дерсу из рода Узала. Вся семья Дерсу умерла от оспы, и вот уже два года он в одиночку промышляет охотой в сопках. Арсеньев уговаривает старика стать проводником его отряда, и во время путешествия между ними зарождаются тёплые и доверительные отношения. А когда на озере Ханка Дерсу спасает капитана от неминуемой смерти, они становятся настоящими друзьями…

Путевые очерки писателя-путешественника Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» впервые попались на глаза Куросаве ещё в 1940-х годах. Уже тогда он загорелся желанием непременно экранизировать книгу и намеревался осуществить этот проект на острове Хоккайдо. Время шло, Куросава ставил Шекспира, Достоевского, Горького и уже не надеялся когда-либо реализовать давний замысел. В 1971-го году Куросава после продолжительной депрессии впадает в состояние полного отчаяния и пытается свести счеты с жизнью. Его едва успевают спасти. Стремясь обрести душевное равновесие, он решает, что именно сейчас самое время взяться за книгу Арсеньева и с этим предложением обращается в Госкино СССР.

В советской России великого режиссёра встречают с распростертыми объятиями. Японский классик получает активную поддержку со стороны первых лиц нашей кинематографии, находя взаимопонимание с чиновниками от кино и, как результат, полное финансовое обеспечение. Режиссёру выделяют внушительную сумму в 4 миллиона долларов и предоставляют возможность делать всё, что заблагорассудится. «Если Куросаве понадобится, чтобы в тайге всплыла подводная лодка, то она должна будет всплыть», — грозно шутил тогдашний глава советского кино Сизов. И если в Японии Куросава имел бы на всё про всё, по его собственному признанию, полтора-два месяца, то в СССР сроки для подготовки были почти неограниченны.

Соавтором Куросавы становится один из лучших наших прозаиков Юрий Нагибин, который пишет свою версию отдельно от режиссёра. После завершения обоих вариантов, делается обобщенный сценарий. Лишь в 1974-м Куросава приступает непосредственно к реализации замысла. Через месяц репетиций на «Мосфильме» интернациональная съёмочная группа отправляется на Дальний Восток, где в течение восьми месяцев (в условиях максимально приближенных к боевым) проходят съёмки. Отказ Тосиро Мифунэ (любимого актёра Куросавы) сняться в главной роли привёл к тому, что был открыт другой выдающийся исполнитель — Максим Мунзук, на тот момент уже 65-летний артист из Тувы.

Преодолев в процессе репетиций театральную манеру существования, он настолько органично вошёл в образ, что в дальнейшем Куросава только и делал, что восторгался его работой и высказывал удовлетворение по поводу неучастия предприимчивого Мифунэ, который делал деньги, снимаясь сразу в нескольких картинах. Возможно, как и Арсеньев в Дерсу Узале, он увидел в тувинце Мунзуке родственную душу. Их близость мистическим образом прослеживается даже в датах рождения и смерти: оба появились на свет в один год и умерли с разницей в 10 месяцев. Акира Куросава родился 23 марта 1910 года, скончался 6 сентября 1998-го. Максим Мунзук родился 2 мая 1910 года, а скончался 28 июля 1999-го.

После триумфа на Московском фестивале в июле 1975-го, «Дерсу Узала» весной 1976-го получил ещё премию «Оскар» (хотя картина представляла СССР, советских актёров на церемонию так и не отпустили). А конкуренты у Куросавы в номинации «иноязычный фильм» были очень серьёзные: «Земля обетованная» (с которой он уже поделил «Золотой приз» в Москве) поляка Анджея Вайды, «Запах женщины» итальянца Дино Ризи, «События на руднике Марусиа» мексиканца Мигеля Литтина и фильм японца Кэя Кумаи «Сандакан, дом 8». После оглашения победителя американцы стоя приветствовали такой выбор. Возможно, в духовном послании японского классика, основанном на русской истории, они услышали отголоски романов своего соотечественника Фенимора Купера.

Куросава-сан попытался обнаружить в записках русского путешественника дыхание Шекспира и снял совсем не приключенческое кино, а эпическую драму про то, что «слишком мал человек перед лицом великой природы». И хотя трагическое ощущение тут не столь очевидно, как в предыдущих работах мастера, оно всё же присутствует в лучших кадрах этой таёжной повести. После неудачной попытки суицида именно в единении с природой стремился Куросава отыскать (и нашёл таки) духовную опору… Почти тридцать лет спустя, в сентябре 2003-го года, в Приморье вышла книга о съёмках знаменитого фильма. В ней были собраны уникальные архивные фото и воспоминания местных жителей, ставших свидетелями столь важного для них события.

5 февраля 2014

Дерсу…

Посмотрел фильм Дерсу Узала. Сказать могу одно — понравился. Приморская природа, для меня не чужая, снята превосходно. Очень ярко и точно представлены все четыре времени года. Часто складывается ощущение, что ты вместе с героями переживаешь и зимнюю стужу, и по-приморски не предсказуемое лето.

Владимир Клавдиевич Арсеньев, исследуя ландшафт Уссурийского края, в дебрях тайги случайно встречает местного охотника, Дерсу Узала, который в будущем стал его близким другом, проводником, много раз спасший Арсеньева из лап дикой природы.

Сюжет медленно и плавно повествует о дружбе двух, так не похожих друг на друга людей. Арсеньев — человек военный, образованный, надежда и оплот Российской Империи. Дерсу Узала — человек, олицетворяющий собой это место. Он не помнит, сколько ему лет, из-за оспы потерял всю семью, и вот уже многие годы охотиться в тайге на местную живность, спя, где придётся. Несмотря на его безграмотную речь, его слова всегда заставляют слушателя обращать на него внимание. Так он мудро говорит. Его дикость, по некоторым меркам «недалёкость» с лихвой компенсируется прекрасным ориентированием в дикой природе, проницательностью. Он, несомненно, имеет связь с здешними местами, чувствует перепады настроения лесного духа, для него, всё что есть в лесу, от камня до реки — всё это люди, всё — живое. Он существует со всем живым не обособленно, скорее являясь чем- то необходимым и обязательным для здешних мест, нежели просто захватчиком и истребителем, коим человек обычный является.

Трагичный исход только украшает картину, как бы завершает её красками жизни.

Стилистика, музыка, всё в точку, что даёт нам шанс полностью погрузиться в атмосферу фильма. И конечно, радует, что данный шедевр снят благодаря российско-японскому сотрудничеству. Фильм явно на любителя, широкая публика не оценит, скажу больше, она так и никогда и не узнает про данное творение.

12 ноября 2013

«Капитан!» (с)

Фильм удивителен уже самим фактом существования. Признанный японский классик Акира Куросава экранизирует русскую литературу, с русскими актерами, на русском, чужом ему, языке.

Начнем издалека. В далеком 1941 году молодой Акира был ассистентом режиссера на съемках фильма «Лошадь» (умудрившись тогда снять половину фильма и настоять на пересъемках другой его половины), в перерывах читая рассказы Арсеньева. Истории про военного инженера-топографа Владимира и его проводника Дерсу Узала настолько впечатлили нашего героя, что он уже тогда написал первую версию сценария, собираясь снимать его в Японии.

Но не сложилось. Вместо этого он снял множество великолепных фильмов, при жизни стал классиком, хоть и заслужил зависть многочисленных японских коллег. В шестидесятых был неудачный опыт работы в Голливуде, где его просто прозвали «маразматиком» и отстранили от производства сразу двух лент («Поезд-беглец» и «Тора! Тора! Тора!»). А после коммерческого провала ленты «Под стук трамвайных колес» бедняга принял попытку самоубийства.

И тут поступает неожиданное известие от «Мосфильма». Писатель Юрий Нагибин пишет свою адаптацию произведений Арсеньева, а на пост режиссера приглашен японский классик. Дабы не терять время, Куросава пишет свой вариант сценария, дабы сравнить его с трудами Нагибина и оставить лучшее из обоих. Съемки продолжались два года, за которые сменили главного артиста, а отснятого материала хватило бы на несколько фильмов. Очевидцы рассказывали, мол, режиссер настолько чувствовал любые перемены настроения на площадке, что без подсказок переводчиков понимал, когда актеры слегка искажают текст сценария.

Рассказывая о любом фильме этого замечательного постановщика, очень трудно перейти от описания его интереснейшей биографии к самому фильму. Иногда бывает сложно (а то и вовсе невозможно) оценивать творчество без сопоставления с жизнью автора.

Внешне фильм кажется несколько скромным. Полное отсутствие декораций (за исключением одной городской сцены), статичная камера, практически документалистика. Тут хочется сравнить ленту с работами другого признанного классика — Вернера Херцога, которому, в отличие от Куросавы, порой недостает человечности звучания. Но симметричность каждого кадра, тонкая игра с естественным светом делают фильм настоящим шедевром минимализма.

Но все-таки долгие и непростые съемки дали о себе знать. При всей трогательности и душевном настроении фильма ощущается некоторая иллюстративность и излишняя драматургическая схематичность, из-за чего фильм местами становится скучноват. Но тонкая и искренняя игра Юрия Соломина и Максима Мунзука ставит все на свои места, заставляя неотрывно смотреть на все происходящее.

Борьба человека с природой — один из основных мотивов в творчестве Акиры Куросавы, здесь звучит особенно отчетливо. Рассказчик постоянно пытается соревноваться с силами естества, но без своего верного друга он вряд ли бы долго протянул в этой схватке. А главный герой — внешне забавный странник Дерсу, не ругается с природой, считая лес, огонь, воду такими же живыми существами, как и люди, причем отдавая предпочтение не в пользу последних. Он похож на режиссера, для которого состояние схватки совершенно естественно и воспринимается как вполне мирное сосуществование. Без борьбы и в дружбе никак.

9 августа 2013

А я еду за туманом и за запахом тайги

Дауншифтеры, дикари, люди, отказывающиеся от благ материального мира — кто они? Они осознаются нами сейчас как приверженцы определенной моды, можно сказать даже эмигранты. Однако в случае с гольдом Дерсу Узала стоит говорить о той первобытной ступеньке неотделимости человека и природы. То, что воспринимается цивилизованным обществом как дикость, на самом деле и есть истина в ее широком понимании. Все мы дети природы, просто многие об этом забывают. В том-то и причина привлекательности Дерсу. Он возвращает нас к самим себе. Учит не мудрствовать лукаво, а все необходимое для жизни и радости искать в себе и вокруг себя. Поблизости. Проста эта житейская мудрость как силы природы, но нужно неукоснительно подчиняться ее законам.

Хотелось бы также провести аналогию с книгой. На мой взгляд, сам дух книги Куросавой был передан великолепно. Ощущение после книга и фильма остаются схожими, а это редко бывает. Однако стоит отметить, что некоторые моменты можно было бы раскрыть шире. Например, такое красочное описание явления миража и то, как анималистически его объяснял Дерсу, обрезана также была и сцена с мудрым китайцем. К тому же жалко, что замечательный эпизод со сном Арсеньева был безжалостно выброшен из контекста.

В целом, фильм оцениваю как очень достойный высокой оценки и соответствующий духу книги.

28 июня 2013

Дерсу Узала (1975)

Это второй в истории полнометражный художественный фильм производства СССР, который был награжден премией «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Самый интересный момент в том, что режиссером выступил японский киноклассик Акира Куросава.

Сомнений в том, что фильм будет отличный у меня не было — Куросава уже работал с русским материалом, когда снимал свою адаптацию «Идиота» Достоевского. Но фильм в целом превзошел мои ожидания. Это чудесная, трогающая за душу история дружбы двух абсолютно непохожих друг на друга человека. Один военный исследователь Сибири капитан Арсеньев, олицетворение цивилизованности (блестящая роль Юрия Соломина) — образованный, умный, смелый человек. Второй олицетворение природы сибирский охотник Дерсу Узала (Максим Мунзук) — он неграмотный, может быть даже дикий человек, которому образованность заменяют природная мудрость и смекалка. Обоих объединяет разве что глубокая порядочность, и случайное знакомство перерастает в дружбу. Кстати, что поражает — в картине вообще нет отрицательных героев (разве что за кадром) — но от этого, картина не становится слащавой, наоборот — более трогательной.

Но картина хороша даже не сюжетом. Удивительно с какой любовью показана природа Сибири, трудно поверить, что это снимал японец. Картинка великолепная глаз не оторвать. Мощнейшая атмосфера — не знаю как Куросава этого добивался, но если я в его фильме вижу снежную бурю — мне аж холодно становится, будто я нахожусь рядом с героями фильма. Это чудесный эффект, настоящая магия кино. Даже вполне статичные сцены, в которых вроде бы ничего не происходит — смотрятся завораживающе.

Кроме того, невзирая на тот факт, что фильм о дореволюционной России снимал иностранец — здесь нет никакой «клюквы» (хотя например Михалков в «Сибирском цирюльнике», где показан примерно тот же период, насовал этой клюквы под завязку, а вроде как русский режиссер).

В общем, резюмирую — настоящий шедевр, который показывает насколько мощным талантом обладал Куросава, умудряясь снимать гениальное кино, на совершенно незнакомом материале. Смотреть обязательно, «Оскар» в данном случае более чем заслужен.

3 марта 2013

На таком материале можно было сделать фильм гораздо динамичнее

Поражена количеством и качеством восторженных отзывов. Подозреваю, что те, кому понравился этот фильм, первоисточник не читали.

Я читала, поэтому мне есть с чем сравнивать.

Начну с того, что этот фильм я смотрела в детстве, и единственное, что мне оттуда запомнилось — пурга на озере. И само название. В юности попалась в руки книга «Дерсу Узала». Прочитала. Понравилось. Правда, осталось непонятным, где история с попаданием в пургу. Недавно перечитала. Поняла, что это вторая часть цикла, описывающая экспедицию 1907 года, нашла первую часть — «По Уссурийскому краю», об экспедициях 1902 и 1906 годов. Понравилось ещё больше. Посмотрела обе экранизации — 1961 и 1975. Впечатление — если старый фильм производит впечатление несколько наивного, но динамичен и смотрибелен, то новый жутко затянут, причём в два раза большее экранное время вложили примерно такое же количество эпизодов, и сцены получились порой почти скучными. Может быть, именно в этом и есть тот самый высокохудожественный замысел, за который фильм так оценили, но по-моему, это сильно ухудшило впечатление. И если бы ещё их хотя бы разбавляли панорамами Сихотэ-Алиня, на котором большей частью действие происходило, но нет! — на переднем плане постоянно какие-то кусты.

Итак, что там есть хорошего:

Сам первоисточник. Те немногие эпизоды, которые создатели всё-таки сочли нужным поместить. Хотя за 136 минут умеючи можно было поместить туда почти все яркие и ключевые моменты, не перевирая при этом хронологию (как непонятно зачем сделали в фильме).

Пурга на озере Ханка. Пожалуй, это самое удачное, что есть. Эпизод, запомнившийся с детства и так и оставшийся самым ярким впечатлением всей картины. Даже расставание на рельсах не выглядит долгим.

Образ Арсеньева, очень удачно воплощённый Соломиным. Примерно таким он и предстаёт в своих книгах.

Русские солдаты — участники экспедиций. Очень приятное, доброе впечатление.

Ещё запомнилась интересная находка режиссёра — льдинки, повешенные в лесу на новогоднюю ёлку.

Самый конец фильма. И было действительно щемящее чувство. Хочется сказать — верю! несмотря на то, что почти весь фильм впечатление было обратное.

Что не понравилось.

Исполнитель роли Дерсу или режиссёрская трактовка образа. Для тех, кто не читал книги, это глаз не режет и выглядит, возможно, вполне естественным. Я первоисточник читала, причём совсем недавно. Это совсем не то! Очень самоуверенный, почти наглый, почти что навязывающий своё мнение — видимо, режиссёр таким образом попытался поставить его на передний план, загородив самого Арсеньева. Очень резкий диссонанс с подлинным Дерсу, к которому проникаешься искренним сочувствием и уважением. Исполнитель роли Дерсу в фильме 1961 года гораздо ближе к оригиналу.

Неоправданно затянутые сцены, настолько, что становится скучно смотреть. Даже сцену на плоту умудрились снять так, что не чувствуется ни напряжения, ни опасности, притом из фильма неясно, зачем нужно было рубить ещё одно дерево и почему Дерсу остался на плоту последним. Пребывание в Хабаровске, напичканное какое-то отсебятиной, я досмотрела только из уважения к первоисточнику. На таком материале можно было бы сделать яркий приключенческий фильм, который смотрелся бы на одном дыхании — здесь же не нашлось места даже для лесного пожара и зимней голодовки, которые есть в старом фильме. Да, я понимаю, что книги Арсеньева — это не только познавательно-приключенческая литература, но и наполненная глубоким смыслом, о людях, живущих в гармонии с природой, о том, что необразованный человек-нехристианин может быть гораздо лучше, честнее и гуманнее, чем изначально привычные автору эталоны поведения, об эволюции его собственных взглядов вследствие общения с Дерсу, о дружбе и взаимовыручке в критических обстоятельствах — но здесь не смогли сделать даже приключенческий фильм!

Итог:

за то, что этот фильм вообще сняли и кто-то, возможно, захочет прочитать книги, по которым он снят, за образ Арсеньева, пургу на озере Ханка

8 из 10

Просто рука не поднимается поставить меньше Арсеньеву, который эти книги написал. Лучше прочитайте их, а не довольствуйтесь экранизацией.

7 июля 2012

Краткие очерки о полемичной кинопродукции

О Людях и не только

Как можно жить среди серых стен серых городов, когда есть тайга? У таежного охотника Дерсу свой взгляд на то, как можно жить, а как нельзя. Как можно жить среди алчных и плохих людей, когда есть тайга? У таежного охотника Дерсу свой взгляд на то, кого можно назвать человеком, а кого нельзя. И это тот самый чистый взгляд, не замутненный благами цивилизации, наивный взгляд человека, чей разум не пропитан стереотипами нового мира. Ему нет места в новой системе ценностей. Вместе с гольдом Дерсу умерла целая культура (от чьей руки и при каких обстоятельствах?..), так же как с появлением телеграфных столбов умер Дикий Запад. И нам повезло, что Арсеньев сумел сохранить ее хотя бы на бумаге. Спасибо ему за это.

Фильм великого режиссера Акиры Куросавы в свое время меня потряс. Это история о настоящей дружбе и о любви к природе. Это, наверное, лучший биографический фильм, который я видел. Фильм правильный, настоящий, живой и добрый. А еще он бесподобно красив. Панорамы тайги в тысячи раз красивее насквозь фальшивой (читай — компьютерной) Пандоры. Спасибо оператору и, конечно, режиссеру.

Картина Куросавы резко контрастирует с той грязью, что льют на нас с экранов и мониторов. В наш век высоких технологий, когда голливудские режиссеры признают, что снимают дерьмо, потому-что оно приносит прибыль, а представители авторского кино пытаются переплюнуть друг друга в откровенности, делая ставку на эпотаж, такие фильмы как «Дерсу Узала» нужны как воздух. А воздух с каждым годом все грязней. Я уже подумываю собрать походный рюкзак и рвануть в тайгу.

9 из 10

18 мая 2012

Мал, человек, перед величием природы. А если природа — его дом?

Японский режиссер Акира Куросава — величайший мастер кино XX века. Его творчество повлияло на мировой кинематограф, но за рубежом он всегда пользовался большей популярностью, чем у себя на родине. Начало 1970-х годов, стали сложными в творчестве режиссера. Критика, не принимала новаторства Куросавы, он впал в депрессию и хотел покончить жизнь самоубийством. Пытаясь обрести душевное равновесие, Акира решил: «Настало время, экранизировать одну, из любимых книг». И с этим предложением, он обратился в Госкино СССР. Роман, выдающегося русского путешественника, географа, этнографа, писателя и исследователя Дальнего Востока, Владимира Арсеньева, вошел в основу картины «Дерсу Узала».

Тайга, как много в этом слове… Бесценное творение природы, богатое уникальным животным и растительным миром! Куросава, снимал в тайге, о которой писал Арсеньев, причем с настоящим уссурийским тигром! Его герои, в экспедиции, находили женьшень (лекарственное растение восточной медицины). На Дальнем Востоке, где в течение восьми месяцев (в условиях, максимально приближенных к «боевым») проходили съемки, актеры и создатели фильма, не всегда радовалась погоде. Но, как говаривал Дерсу: «Солнце и луна — главные люди, они пропадут — пропадут и люди. Стихии воды, огня и ветра — живые». И обращаться к живому нужно бережно. В жизни работает закон круговорота (не только воды). Что отдаешь — то и получаешь!..

Но как, же мал, человек, перед величием природы! В фильме, одним из драматичных моментов является борьба с ветром, водой, морозом. Это настоящий «урок выживания мужчины», в экстремальных условиях. Герой Ю. Соломина, почти отдавшись на растерзание природы, спасается выручкой Дерсу. Если у человека прекрасная душа — он отдает все, что имеет, не задумываясь. Для него помощь человеку — само собой разумеющиеся вещи. Так и обретаются настоящие друзья. В этом случае, Узала говорит: «Спасибо — не надо. Вместе ходим, вместе работаем»!

Эта картина — о «лесном человеке» и русском ученом В. Арсеньеве… Но в первую очередь, «Дерсу Узала» — о жизни человека в гармонии с природой. Волнителен момент, когда друг (от чистого сердца) говорит, другу: «Мой дом — твой дом»! Но человеческое сердце, всегда тоскует по своему дому. В. Арсеньев (его играет Соломин), после топографической съемки в тайге, всегда возвращался к семье. А Дерсу — стремился к месту, в котором: крик птиц, зверей, треск костра — объединял в себя Людей — все живое, что можно было почувствовать, проникаясь душой.

9 из 10

20 декабря 2011

В Тайга много люди…(с)

Суровая природа Уссурийского края. Холодный сильный ветер, сугробы по колено, голодные хищники, блуждающие неподалёку. На фоне этой жестокой красоты разворачивается трогательная история, знакомая практически каждому.

Картина, предстающая зрителю, вряд ли отличается от картины, предстающей читателю одноимённого произведения. Правда, в книге больше половины повествования — рассказ о природе Тайги с использованием огромного количества научных терминов, из-за чего не так много внимания уделяется дружбе Арсеньева и Дерсу. В фильме же эта ошибка исправлена: и красота Уссурийского края, и взаимоотношения главных героев — всё максимально раскрыто, что не может не радовать.

Забавный старичок-отшельник Дерсу Узала, разговаривающий с лесными духами и тиграми, может показаться сначала довольно странным. Он утверждает, что «Солнце — это люди», и удивляется, почему в городе не принято спать на улице в палатках. Но благодаря своей детской наивности Дерсу Узала поселился в сердцах людей как прототип доброты и искренности. А также бесконечной мудрости. Короткими, немного смешными фразами он выражает бессмертную истину: порой люди — звери, а звери такие, какими люди должны быть.

Пожалуй, единственное, что не очень понравилось в этом фильме — актёрская игра (кроме двух главных героев). Но режиссёр поработал на славу: самые красивые места бескрайней Тайги запечатлены в этом фильме — спасибо Акире Куросаве!

Душевный фильм. Дерсу Узала — очень хороший люди.

9 из 10

18 апреля 2011

Это отлично от того, что я раньше видела у Куросавы, но в то же время стиль японских фильмов всё-таки прослеживается: это статичные кадры с продуманной расстановкой персонажей.

Фильм очень душевный. Я бы назвала его одним из лучших фильмов о дружбе.

Меня восхищает образ Дерсу. Он выглядел простодушно, члены экспедиции поначалу старались подшутить над ним, но он всегда выглядел на голову выше их. Постепенно и герой Юрия Соломина(Арсеньев) искренне привязывается к нему.

«Я был восхищён этим гольдом он обладал удивительной проницательностью, выработанной всей его жизнью в тайге. К тому же у него была прекрасная душа: он позаботился о человеке, которого не знал и может быть никогда не встретит…»

«Я таких ещё не встречал. Редкий человек. Дай, Бог, ему здоровья!»

Темп у фильма очень неспешный, присутствуют паузы в диалогах, но он настолько подходит этой истории, что делает это своим плюсом. Отличная закадровая музыка, хотя вместо неё чаще слышно пение птиц и звуки леса, что придаёт кинокартине неповторимое очарование.

10 из 10

15 февраля 2011

Очень трогательная история об отшельнике…

Недавно посмотрел замечательный и красивый, очень запомнившийся своей грацией красок и видов тайги, фильм японского режиссера, Акиры Куросавы («Семь самураев», «Ран», «Рай и Ад»), снятого совместно с советскими деятелями киноискусства.

При просмотре меня то и дело приятно поражало качество операторской работы (за что большое спасибо операторам Федору Добронравову, Юрию Гантману и Асакадзу Накаи), монтаж музыки (спасибо также композитору Исааку Шварцу («Луна Парк», «Послушай, не идет ли дождь», «Дикарка») за музыку, подпитывавшую напряженную и таинственную атмосферу фильма), который даже сейчас, на заре 2011 года, кажется невероятно продуманным и тонким; игра актеров, которые полностью передали характеры своих героев, раскрылись на полную, передав мысли героев мимикой и движениями.

Очень мастерски и рафинировано передана природа тайги, её некоторый оттенок тайны, скрытности; обобщенности от всего мира. Это местность, поставленная в полный и точный противовес цивилизации. Здесь тайга предстает перед нами как мир густых лесов, родников, переливающихся под игривыми солнечными лучами, многочисленных соединяющихся и разъединяющихся троп; мир, полный опасностей и секретов, живущий по своим законам, в своеобразной гармонии.

Наблюдая за этим миром в сопровождении приятного, милого и приятного человека-хранителя этого мира, апостола этой покойной и прекрасной тайги Уссурийского края, Дерсу Узала, можно невольно вспомнить нарисованный при помощи новейших технологий мир, представленный как нечто эфемерное, ложное, а я имею ввиду тот самый, в котором живет народ Наави, всем известной и нашумевшей на весь мир картины Джэймса Камерона «Аватар». После просмотра «Дерсу Узала» я усомнился в красоте Пандоры, потому что мир, который показали мастера спецэффектов Камерона — не настоящий, не побоюсь повторения, — ложный, слишком фэнтезийный и сказочный, чересчур. А тайга Дерсу (Максим Мунзук) — это настоящий, существующий мир, раздавленный железным промышленным сапогом всемогущей и безжалостной цивилизации, стремящейся расширить свои границы на всю Землю, уничтожая миры первозданные, нерукотворные, прекрасные…

Мельком, в самом начале фильма, Акира Куросава показывает картину: 1910 год (время после основных событий картины, после смерти Дерсу, где писатель-путешественник и географ Владимир Арсеньев (Юрий Соломин), по работам которого (книги «По Уссурийскому Краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923)) и написан сценарий к фильму, приехал искать могилу Дерсу), та самая тайга. Во всю идут работы, связанные с лесопереработкой и стройкой. Цивилизация наступает на природу.

Всем известно пристрастие японских деятелей культуры к природной гармонии, которая и является для них духовной. И здесь Куросава внес эту страсть, превращенную в более сдержанную форму, в сожаление о том, что так жестоко с природой поступает цивилизация, автор сопереживает природе, которую здесь олицетворяет Дерсу Узала.

Естественно, после просмотра «Дерсу Узала», появившегося намного раньше, чем «Аватар», мир Пандоры потерял для меня свою оригинальность и вопиющую красивость, и, вследствие оного, лично мне, на него уже не хочется смотреть с тем вожделением, какое я испытывал во время сеанса в кинотеатре. Катарсис иссяк, его сдуло ветром земной красоты Уссурийской тайги. Да, фантазировать — это хорошо, но когда это уже становится идеальным предметом визуального зомбирования масс, то ситуация выходит из-под контроля, зарождается фанатизм.

Но вернемся непосредственно к «Дерсу Узала». Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Два с половиной часа я наблюдал за жизнью прекрасной тайги, судьбой Дерсу и экспедиции Арсеньева. Арсеньев и его группа — посланники от лица цивилизации, призванные сделать топографические съемки местности для дальнейшего освоения территории. Следовательно, они — марионетки большой и плохой игры, которая продолжается и сейчас, и которой противостоят различные мировые организации по защите окружающей среды, дай им Бог здоровья. Но они, прежде всего, люди и, попав в этот дивный мир, хоть и отдаленно, но проникаются его чистотой и свежестью духа.

Если бы они не пришли туда, амба (как Дерсу зовёт тигра) не почувствовал бы опасность надвигающейся урбанистической бури, а Дерсу бы не выстрелил в разъяренного зверя, тем самым не нарушив запрет, наложенный на него, хранителя, тайгой. Это еще одна мысль — как порой бывает жесток случай.

Но они пришли, породив цепную реакцию событий. Выстрелив в зверя, гольд Дерсу вынужден покинуть тайгу, иначе амба его казнит как преступника, нарушившего самый главный таежный гольдский закон природы.

В этом плане Дерсу можно только сожалеть — он и есть человек природы и по его состоянию души, попавшей в сети цивилизации, можно судить о состоянии природы, ибо Дерсу и натура связаны прочным канатом гармонии духовной, языком природы, единой верой в красоту и устойчивость прекрасного.

«После того происшествия Дерсу переменился — он стал угрюмым и раздражительным» (После нарушения закона тайги, осквернения её)

Фильм замечательный и обязательный к просмотру каждому, кто хочет окунуться в мир природы, проникнуться сожалением к ней, прочувствовать её. Финальные сцены — прибытие Дерсу в Хабаровск, чтобы скрыться от амбы, очень эмоциональны, сильны, раскрывают смысл (сущность) существования Дерсу — ему хорошо только рядом с природой, город ему невыносим, цивилизация замыкает его, угнетая его высоко духовное и приобщенное с природой сердце. Мы должны беречь мир природы — он очень хрупок, неподвижен, благ, безмятежен и нежен, как младенец, который никогда не растет, остается чистым и безгрешным. Данный шедевр кино заставляет задуматься по этому поводу.

Вместе с тем режиссер показывает и то, как природа даёт человеку те или иные испытания, которые он просто обязан выдержать. И одна из таких схваток с природой показана в фильме в напряженной сцене, когда опытный Дерсу и не готовый к таким испытаниям Арсеньев борются с наступающим морозом, предвестие которого — стремительно садящееся за горизонт солнце…

Премия Оскар за лучший иностранный фильм подтверждает, что эта картина — эталон, один из лучших фильмов о природе, чувственный, глубокий и блестяще поставленный. Одна из изюминок «Дерсу Узала» в том, что он легко понимается и он не может не пробудить ощущение красоты этого девственного и прекрасного мира. Берегите природу и человека — самые великие сокровища, созданные Богом и привнесенные в этот мир.

10 из 10

4 января 2011

Плохой люди!

Я человек очень стойкий на всякого рода трагедии и драмы, но после просмотра этого великолепного фильма я плакала. Будто оплакивая родного мне человека…

Эта история о самой искренней и крепкой дружбе: современного(в пределах хронологии фильма) горожанина и «лесного человека». Зритель удивительно быстро и крепко привязывается к Дерсу, не имея ни малейшей надежды на обратное. Герои фильма также испытывают к этому смелому гольду исключительно теплые чувства. Не перестаешь удивляться — как много знает этот старичок! Он в меру весел и в меру строг. Прошлое его, к сожалению, не лишено трагизма. Дерсу, словно тот последний, кто способен поставить людей на путь истинный.

«Люди в лес ходить, зверей стрелять, а нам кушать нечего!»

«Зачем снимать? Это значит женьшень тут нет! Человек приходить, копать, пустую работу делать!»

Дерсу всегда готов прийти на помощь. Он попросил у капитана соли и спичек, дабы оставить их в хижине для того, кто придет сюда — «помог человеку, которого никогда не увидит»

Фильм степенен и плавен, как равнинная речка, он будто бы идет в реальном времени.

Особо впечатлительным не рекомендую смотреть.

Десятибальная шкала мала для оценки данного фильма, но все же

10 из 10

8 ноября 2010

«Дерсу Узала» Акиры Куросавы

Историю «Дерсу Узала» можно рассматривать в трех временных пластах. 1902—1907 годы, когда происходят события автобиографического романа. 1964—1975 — в свет выходят две экранизации, одна из которых принадлежит великому Акире Куросаве, и 2010 год, акцентирующий внимание на том, что с развитием урбанизации, возрастает значимость этой щемящей истории о дружбе геолога Арсеньева и гольда Дерсу Узалы. Действительно, прошло уже более ста лет, а один эпизод из жизни одного человека стал более чем известен всему миру. Историй интересных много, но лишь некоторые награждают высокими премиями, и еще меньше становятся документом эпохи и манифестом. «Дерсу Узала» — это манифест смертельного взаимодействия человека и природы.

В красивейших суровых таежных пейзажах разворачивается история освоения Уссурийского края времен Российской империи. Группа геологов во главе с Владимиром Арсеньевым встречает на своем пути нанайца Дерсу Узалу, который уже много лет один одинешенек живет среди тигров, медведей и пронырливых китайцев, ворующих пушнину и женщин. Дерсу выражает мысли фольклорно, по-чукотски, так что иногда моя его не понимай, но в его словах много мудрости, той, без которой не выжить в безлюдных краях. Сам по себе, он олицетворение симбиоза с природой, когда-то потеряв семью, Дерсу обрел ее сызнова в окружающем мире. Мы привыкли считать северные народы даже не глупыми, а шаманскими. Каждый эвенк, чукча, нанаец для нас шаман с бубном или оленевод, и в этом есть доля истины. Вода для них «люди», огонь — «люди», ветер — «люди» и когда эти «люди» сердятся, может произойти трагедия. Будучи природным человеком, Дерсу Узала способен предотвратить эти трагедии, так он спасает Арсеньева в снежный буран, смастерив из травы и топографического инструмента берлогу. Замечательный охотник, меткий стрелок, Дерсу проводит исследовательскую группу по укромным уголкам Уссурийского края, невообразимо облегчая работу геологам, открывая им философию жизни в этом суровом крае. Но когда зрение у Дерсу слабеет и Арсеньев забирает друга в город, оказывается, что ничто не способно предотвратить трагедии, которую приносят с собой люди. «Злые вы, уйду я от вас» — есть такая поговорка, и после «Дерсу Узала» она кажется очень осмысленной. Став для семьи Арсеньева родным человеком, Дерсу Узала задыхается в городе (Хабаровск) и просит отпустить его обратно в таежные сопки. Арсеньев дарит слабовидящему другу новейшую винтовку с отличным прицелом. И вот маленький человек, переживший все опасности первобытных лесов, обитающий в местах, где простому горожанину не выжить и трех дней, становится жертвой простого разбоя. Это очень грустно.

Честно говоря, я не могу передать, какие чувства захлестнули меня после просмотра этого фильма. Да, он снят очень красиво, есть моменты столь напряженные, что на месте не усидеть, большую часть фильма смотреть не так интересно, но в конце, после трагического финала охватывает такая печаль и обида за маленького, но храброго Дерсу, что не передать. И будучи таким же городским человеком, который, наверно, не способен понять обожествление и поклонение духам леса, кажется, что человек столь испорчен жадностью, что дальше некуда, а мир катится куда-то в пропасть. Даже о китайской экспансии забываешь, которая актуальна не только сто лет существования этой истории, но, пожалуй, весь период взаимоотношений России и Китая.

«Дерсу Узала» принадлежит Акире Куросаве, действие фильма разворачивается во время русско-японской войны. Не знаю, играло ли это роль, при сотрудничестве Куросавы и СССР. Но Оскар за лучший иностранный фильм создатели получили более чем обоснованно. Есть истории камерные, не выходящие за пределы самих себя, «Дерсу Узала» история тоже камерная, однако, столь глубокая, что и Вселенной мало, чтобы вобрать в себя весь ее смысл.

9 из 10

28 февраля 2010

Жизнь под открытым небом

Не могу сказать, что данный фильм меня покорил. Необходимо быть ценителем суровой и беспощадной природы, что бы восхищаться всеми умениями охотника и народов, кторые приспособились к таким условиям. Безусловно таёжные красоты, тигры Усурийского края и заледеневшие озера производят необходимое впечатление на городского современного человека. Смотришь и диву даешься как человек выживает, как зверь борится за пищу и ночлег.. . очень ОПАСНО!

Действительно картина передаёт настроение героев. Действия развиваются, время течет. Сам Дерсу распологает к себе речами не очень красочными, но лаконичными

(Дерсу́ Узала́ (1849—1908) — охотник, нанаец (гольд), «который всю свою жизнь прожил в тайге. У него никогда не было дома, он вечно жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты».

Молодой ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев и «лесной человек» Дерсу прошли (1902—1907) вместе многие километры уссурийской тайги и стали большими и добрыми друзьями. После экспедиции 1907 года Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырех стенах.)

Есть смысл смотреть этот фильм. Одинокий человек в огромном мире и бескрайней тайге нашёл товарища, а когда надо спас жизнь, выручали друга. Это ли не чудо.

9 октября 2009

Настоящее

Магия кино — это про этот фильм.

Если просто, то это кино про хороших людей, сделанное профессионалами высочайшего класса.

Сценарий написан на основе романа. Арсеньев лично избороздил тайгу и поделился ее историями с нами. В фильме нет ни одной лишней реплики, никаких отходов в сторону от главной линии сюжета. Все нацелено на раскрытие характера главных героев и их отношений. А они замечательны.

Актеры подобраны удачно, в своих ролях убедительны.

Темпоритм безупречен. Интересно смотреть даже длительные паузы в диалогах. Все работает на раскрытие образов.

В общем, кино завораживает. Настоящее кино!

10 из 10

2 октября 2009

Природа в лесах и реках, в звере и стихиях, способна преображать нашу жизнь, рождать в нас новое и прекрасное. И когда люди ею живут, когда они живут одним настроением. Когда, пусть мы разные от начала и до конца, но когда внутри нас есть одно, какое-то глубинное, понимание пиророды, когда все мы: вода, огонь, деревья и звери, человек — «люди» начинаем говорить одним языком, тогда в нас рождается чувство единения, тогда человек приобретает некую целостность. Тогда, два человека становятся друзьями — тогда можно молчать, не произносить ни слова, но разговаривать на одном языке.

Я думаю, именно поэтому сдружились капитан Арсеньев и гольд Дерсу Узала. Арсеньев военный исследователь, представитель нашего мира — цивилизации городов и машин — он был открыт для приятия красоты тайги, мира дикой природы, где не человек хозяин, а где правит стихия, где человек слаб и не защищен, где человек способен жить лишь по определенным правилам, где не переступая определенную грань можно жить в прекрасном мире. Дерсу увидел в капитане именно такого человека — человека способного к понимаю мира, того мира, в котором жил он сам — тайги. Для Дерсу Узалы тайга была не просто миром угроз и опасностей, а была огромным живым миром, где все и вся связаны, где важно понимание и леса, и воды, и огня, и зверя, и лишь тогда в таком мире может жить человек, и не просто жить, а быть еще и награжденным счастьем и радостью от понимания окружающего мира.

Когда же Дерсу совершает ошибку, стреляет в тигра, то вынужден уехать жить к Арсеньеву в Хабаровск. Дерсу, подобно библейскому человеку, вкусившему запретное — изгоняется из тайги. И город, другой, чуждый мир, трагедией вторгается в жизнь Дерсу. Не принимая нового мира он стремиться обратно в тайгу, и тогда, видя страдания своего друга, капитан Арсеньев дает ему свое новое ружье и соглашается с тем, чтобы вернуться тому обратно…

26 мая 2008

Драма Дерсу Узала появился на телеэкранах в далеком 1975 году, его режиссером является Акира Куросава. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Юрий Соломин, Максим Мунзук, Владимир Кремена, Александр Пятков, Светлана Данильченко, Дмитрий Коршиков, Суйменкул Чокморов, Михаил Бычков, Игорь Сыхра, Янис Якобсон, В. Сверба, Даниил Нетребин, Николай Волков, З. Мадемилова, Владимир Приходько.

На фильм потрачено свыше 4000000.В то время как во всем мире собрано 14,480 долларов. Производство стран СССР и Япония. Дерсу Узала — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.