Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ставиский |
английское название: |
Stavisky... |
год: | 1974 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Ален Рене |
сценарий: | Хорхе Семпрун |
продюсеры: | Жан-Поль Бельмондо, Жорж Дансижер, Александр Мнушкин |
видеооператор: | Саша Вьерни |
композитор: | Стивен Сондхайм |
художники: | Жак Солнье, Жаклин Моро |
монтаж: | Альбер Юргенсон |
жанры: | драма, криминал, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $13 793 |
Мировые сборы: | $13 793 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 мая 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч |
После фестивального провала «Люблю тебя, люблю» Рене выпускает новый фильм лишь спустя шесть лет, им становится довольно традиционная по киноязыку и оттого непереносимо скучная ретро-драма «Ставиский». Выпустив ленту в эру невероятной моды на ретро почти одновременно с «Великим Гэтсби» Клейтона и «Аферой» Джорджа Роя Хилла, Рене проиграл своим коллегам по всем фронтам. Красочная праздничность картинки (особенно, что касается нарядов, макияжа и драгоценностей героини Анни Дюпере, образом которой занимался сам Ив Сен-Лоран): дорогие интерьеры, костюмы, машины вкупе с ностальгическими джазовыми мотивами Стивена Сондхайма образуют красивый, но пустой симулякр, который не может оживить даже острый политический сценарий Хорхе Семпруна, уже работавшего с Рене ранее над фильмом «Война окончена».
«Ставиский» - картина заурядная от первого до последнего кадра, положение не спасает даже Бельмондо, работающий в пределах своей насмешливо-маскулинной манеры. Глядя на Бельмондо, трудно признать Ставиского антигероем, слишком он обаятельным выходит у него. Здесь мы видим в всей красе шаблонное амплуа хитрого пройдохи, в котором всегда работал Бельмондо за исключением, может быть, лишь лент Годара (сравним со «Стависким», к примеру, ленту Луи Маля «Вор»): эта улыбка, насмешливый взгляд, находчивость и предприимчивость в любых авантюрах, за что зрители и любили картины с участием Бельмондо, несмотря на то, что большинство из них похожи до неразличимости. Не стал исключением и «Ставиский», где, несмотря на попытки режиссера и сценариста пожурить правящую элиту Франции 1930-х, вскрыть коррумпированность общества в целом, мы видим лишь монофильм со множеством необязательных персонажей, которых можно убрать из сюжета совершенно безболезненно для него.
В отличие от ленты «Война окончена», где показана подпольная борьба с множеством узнаваемых по другим картинам деталей, в «Стависком» сделано все, чтобы изобразить «дольче вита» мошенников, забравшихся в эшелоны власти: тут и роскошь ретро как жанра и некая увлеченная погруженность в жизнь богачей. Однако, в отличие, например, от книг Фицджеральда, из которых мы узнаем, что богачи – тоже люди со своими проблемами, смотря «Ставиского», трудно отделать от мысли, что его герои – какие-то одноклеточные, которым не нужно ничего кроме денег, роскоши, славы и власти. Отсутствие у всех героев фильма Рене, включая главного, элементарных человеческих устремлений (например, жажды познания мира) делает их совершенно неинтересными, плоскими и пошлыми. Может быть, это и было сверхзадачей фильм, скажете вы.
В таком случае намерение снимать дорогостоящее ретро лишь для того чтобы показать противных как насекомые людишек, породило, на мой взгляд, некую диспропорцию, несоответствие громадных усилий скромной, локальной задаче. Стоит ли упоминать, что в «Стависком» почти нет фирменных монтажных приемов Рене, то есть произвольного тасования прошлого, настоящего и будущего. Вернее два-три раза эти приемы применяются, но на них не строится драматургия, как в «Хиросиме», «Мариенбаде» или «Мюриэль», здесь это только вспомогательный формальный инструментарий, не более того. Барочным двойником Ставиского в ленте становится Троцкий, но если второй связан с левыми, то первый чуть ли не с фашистами. То, что крах Ставиского повлек за собой роспуск французского правительства, в фильме Рене упоминается, однако, для политического триллера в духе Коста-Гавраса в картине слишком вязкий ритм. Смотреть на все эти политические дрязги банально скучно.
И то, что это лишь третья цветная лента Рене, вся визуальность которой ушла на демонстрацию ретро-шика и создание сомнительно-привлекательного эффекта сладкой жизни, примитивной и поверхностной в бытийном плане, делает ее ощутимым провалом художественного характера. С другой стороны, последующее за «Стависким» «Провидение» к радости синефилов напомнило о том, что Рене еще мог на тот момент снимать глубокое модернистское кино.
14 июня 2024
Бельмондо актер великий. И с этим не поспоришь. Бельмондо актер многогранный. Не поспоришь снова. Такие уже привычные и успешные его роли героев любовников, детективов и полицейских, супергероев, комедийные роли не останавливали великого француза для собственных экспериментов и в 1974 году он исполняет главную роль в хитросплетенной биографической драме «Ставиский». И как и в своих предыдущих и последующих фильмах свою роль он отыгрывает блестяще, являя собой образ некогда успешного мошенника, русского еврея, обосновавшегося на родине Де Голля и Дюма и ставящего на уши всю политическую систему тогдашней французской власти.
Работа Бельмондо в «Стависком» превосходна. И несмотря на то, что в походке Жан-Поля, в его жестах и мимике угадываются его многочисленные прошлые персонажи, персонаж Ставиского сыгран действительно классно и по-своему уникально. Но и без Бельмондо тут есть на кого посмотреть отечественному телезрителю. Это и очаровательная Анни Дюпре («Папаши»), Пьер Вернье («Налево от лифта»), извечный напарник Бельмондо по многим детективам Мишель Бон («Профессионал»), Джиджи Баллиста («Невероятные приключения итальянцев в России»), ну и конечно же… незабвенный, пока еще исхудавший, утонченный, моложавый, и пока еще не обремененный французскими налогами, эпизодический Жерар Депардье («Папаши»). Состав подобрался, что надо, а под дирижерством великолепного Жан-Поля этот актерский оркестр представляет собой хорошую, талантливую команду.
Эта полубиографическая картина демонстрирует нам вкратце последние месяцы из жизни известного мошенника 30-х гг. прошлого столетия Александра Ставиского. Корни у героя русские и режиссеры фильма не преминули на каждом шагу вставлять в кадр рекламные вывески и диалоги с русскими словами и о России, что особенно приятно. Чем-то «Ставиский» Бельмондо схож с «Высоцким» Безрукова. Так же значимые люди своего периода, так же проблемы в карьере и предсмертные последние месяцы их жизни, где ярко показан их бизнес, их семьи и окружение. Но в «Стависком» все не так понятно и просто. По замысловатости и хитросплетениях сюжета создатели на голову переплюнули современных российских киношников. Это один из минусов фильма, ведь разобрать что к чему удается лишь к середине фильма, где начинается собственно объяснение что к чему. Многочисленное мужское окружение Ставиского внешне очень схожее, что лишний раз запутывает и без того недетский сюжет. Благо кое-как поняв основные события к концовке фильма и связав ранее непонятое, развязку смотришь с нескрываемым интересом. И она не разочаровывает.
Ставиский персонаж сложный. Этот человек живет сегодняшним днем, однако и не забывает заглядывать назавтра, «инвестируя» в будущее. Мошенник, сколотивший свое состояние на фальшивых облигациях, валютных операциях, подкупах чиновников. Умен, хитер, обаятелен, любимец женщин, чем и не преминует воспользоваться в любом удобном случае (разумеется с корыстной целью). Обожает свою очаровательную супругу, не жалея для нее ничего, даже свободы. Отношения двух супругов друг к другу весьма занимательны. Неприкрыто флиртуют на виду друг у друга, но по-прежнему продолжают любить друг друга. Однако сколько веревочке не виться… и уже Саша Ставиский со всей своей незаконной деятельностью зажат в углу. Главная ошибка, которая его и погубила идентична ошибке Котова у Михалкова в «Утомленных солнцем». До самого конца уверовав в свое могущество, он чаял надежды на неминуемое спасение. Но как ни были проплачены успехи его благодетелей в самый важный момент для Александра он остался один. Пережить свой крах он не мог… Не того полета была русская птица…
Фильм не стал судьбоносным и прославленным для Бельмондо и создателей. Однако являет собой интересную, интригующую, непростую драму, повествующую о нечестных делишках и широкой душе немалого мошенника всея Франции, поставившего на уши целую республику и ее власть, спонсировавшего практически все властные структуры Франции и до последнего момента не веровавшего в свое поражение, избежание которого было проплачено «инвестициями» Александра давным давно.
P.S. В фильме присутствует и хорошо нам известный Лев Давидович Троцкий, однако связь его со Стависким весьма условна. Так к чему же его появление в этом сюжете этого фильма?!
7 из 10
5 июля 2014
Это немного нетрадиционное кино для Алена Рене. Дело в том, что прижизненный классик французского кинематографа, пожалуй, впервые сделал кино со звездой первой величины в главной роли, а также сделал ставку на биографический сюжет. Картина рассказывает о вполне реальной личности — Антуане Стависки, человеке, который опутал коррупционными путами французское правительство в период перед Второй мировой войной.
Рассказывая частный пример, Ален Рене не стесняется делать весьма смелые социально-экономические обобщения об исторических событиях тех лет, соблюдая пи этом свою фирменную стилистику, «наработанную» в «Мариенбаде».
У многих критиков, отношение к этому фильму строится на волне коммерческого провала этой картины.
Однако, истинные причины коммерческой неудачи сейчас определить весьма сложно. Возможно, европейскому зрителю не понравилась тема тотальной коррупции в предвоенной Франции, возможно не понравились откровенные заигрывания с «левой» аудиторией (неспроста ведь отсылки к биографии Льва Бронштейна).
На мой взгляд, причины у коммерческой неудачи две. Первая заключается в не самом удачном, с коммерческой точки зрения, выборе актера. Вероятно, зритель просто не захотел увидеть «Бебеля» Бельмондо в зрелой, продуманной и серьезной роли. Жан-Поль сыграл выше всяких похвал, но, полагаю, что именно к такому — задумчивому и академичному Бельмондо, публика была совсем не готова.
Наверное, в главной роли должен был сниматься иностранец — Дирк Богард, Марлон Брандо или даже Клинт Иствуд.
Вторая причина коммерческой неудачи, на мой взгляд, состоит в не самом удачном времени для проката картины. Приблизительно в тот же период, на экраны вышла «Афера». В сущности, похожие мошеннические ретро-зарисовки были показаны в ней весело и увлекательно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что зритель решил обделить вниманием изящный, но в сравнении скучноватый, фильм Алена Рене.
В итоге: несмотря на определенную скучноватость, мне эта картина Алена Рене понравилась. Провал фильма в прокате ни о чем не говорит — роль в «Стависки» входит в число лучших у Бельмондо, а для Алена Рене — это очень солидный творческий опыт.
Еще мне очень понравился монтаж картины и работа режиссера с временной последовательностью — зрелые, продуманные и проверенные ходы
8 из 10
22 декабря 2012
Ставиский, закончивший свои дни под именем Серж Александр, одна из многих, овеянных мифологией, фигур реально существовавших в первой половине прошлого века. Рассказывать его биографию, всё равно, что врать самому себе. Титры перед фильмом сразу предупреждают о заведомой вольности интерпретации создателей над документальными фактами.
Ален Рене, не расположенный к штампам зрительского кинематографа, воплотил изначально коммерческий авантюрный сюжет, по своему: без внешнего драйва и патетичных вздохов. Помогли ему в этом, как ни странно, именно, что зрительские любимцы: Бельмондо, Перье, Буайе, Депардье.
Все грандиозные авантюры Ставиского с финансированием переворотов, фальшивыми облигациями, банковскими и журналистскими аферами остались лишь в разговорах персонажей. Разговоров много, они лишены последовательности и повествовательной объяснительности. Понимать, что к чему, начинаешь, перевалив за половину просмотра.
Толком, не доказывая не один из фактов, богатой на события, жизни Сержа Александра, режиссёр убедительно раскрывает концептуальный довод о роли сильной личности в истории, всегда умеющей, при желании, нагнать волну самых невообразимых масштабов, но не способных скрыться от поднятой бури. Сам образ жизни и мышления Ставиского, в примечательном исполнении Жан Поля Бельмондо, не говорит о неординарности его судьбы. Об этом мы догадываемся из диалогов и судебных показаний его окружения и современников. Причём их слова доносят до нас характер героя, как готовую формулу незаурядности, отдающей явной механистичностью.
Не ставя целью раскрывать образ, в следуемой жанру, форме, Рене ограничился едкой иронией над самим типом мифотворчества, чем собственно и занимается мировое «биографическое» искусство, в частности кинематограф. Чтобы лучше донести свою мысль и полнее дополнить место Ставиского в историческом масштабе, специально вставлено штриховое сравнение с Львом Троцким, оказавшимся во время изображаемых событий в ссылке во Франции и имевшим отчасти схожую судьбу с Александром. Тонким авторским намёком эта линия может показаться российскому зрителю, но не европейскому. В Европе, Троцкий, в среде левых интеллектуалов (на которых и рассчитана картина) почитаем и известен, не меньше Ленина.
Оригинальный опыт сотрудничества с жанровым кинематографом не стал шедевром Алена Рене, но, определённо, заслуживает благосклонного внимания.
8 из 10
4 декабря 2010
Начну с того, что Серж Александр Стависки- это мошенник и аферист вселенского масштаба. Эмигрировав из России в 20-х годах ХХ века (прошу прощения за непреднамеренный словарный каламбур), он окопался во Франции, где сразу же… стал «своим» в высших эшелонах власти. Он занимался продажей фальшивых акций и ценных бумаг, жил «на широкую ногу» и не забывал про высоких своих покровителей. Но, как известно, всему хорошему всегда приходит конец… После убийства одного из чиновников прокуратуры, который, как вскоре стало известно следствию, хотел «во весь голос» рассказать о коррупции в высших эшелонах власти, следствие вышло на Сержа Александра Стависки. Пытаясь как-то выкрутиться, Стависки вскоре понимает, что «дело приняло весьма серьёзный оборот», и предпринимает последний отчаянный шаг- кончает жизнь самоубийством…
Один из ведущих режиссёров французского кинематографа Ален Рене («Мой американский дядюшка», «Хиросима, моя любовь», «В прошлом году в Мариенбаде», «Война окончена») снял авантюрно- политическую драму. Режиссёр в свойственной себе манере попытался воссоздать через биографию известного авантюриста политическую обстановку во Франции накануне фашистского путча в феврале 1934 года. Надо заметить, что «дело Стависки» послужило непосредственно причиной известных событий в феврале 1934 года. Ален Рене в форме «ретро-драмы» предпринял попытку показать разложение французского общества тридцатых годов прошлого века, когда в атмосфере финансовых кризисов и политических скандалов уже пробивались ростки фашизма и ксенофобии, пышно расцветшие в противоречивой обстановке режима Виши.
Фильм, я скажу, не произвёл на меня должного впечатления. Обычная, добротная работа хорошего мастера драмы. Особо хочется отметить прекрасные актёрские работы.
Во-первых, это бесподобный Бельмондо в роли Сержа Александра Стависки. По-моему, никто лучше не смог исполнить эту роль, кроме Жан-Поля. Аферист (в хорошем смысле слова) по натуре и чертовски обольстительный ловелас, Бельмондо, я считаю, именно с роли Стависки открыл свою галерею «любвеобильных пройдох и мошенников». Актёр играет своего героя легко и непринуждённо. Иногда создаётся впечатление, что Серж Стависки «идёт по жизни, смеясь», но камера прекрасного французского оператора Саши Вьерни иногда выхватывает и показывает крупным планом глаза главного героя, и тогда перед нами предстаёт печальный взор трагической личности, у которой вся эта богатая жизнь- сплошной блеф, ширма, а по сути, Серж Стависки беден и несчастен.
Во-вторых, это великолепная игра Франсуа Перье (помните, зловещего и подлого адвоката Терразини из знаменитого мафиозного сериала «Спрут»?). Актёр и здесь играет (справедливости ради, стоит заметить, что фильм «Стависки» снят был в 1974 году, а сериал «Спрут»- десятью годами позже, так что с фильма Рене Франсуа Перье открыл свою «галерею подлых адвокатов») продажного, мерзкого адвоката. Его герой, марсельский адвокат Жорж Сарре (кстати, казнённый на гильотине в апреле 1934 года), был «правой рукой» Стависки, помогал ему проворачивать крупные афёры и совершать гнусные убийства. Франсуа Перье, как всегда, точен в создании своего экранного героя. Адвокат Сарре в исполнении Перье предстаёт неким «безобидным» человечком, исполняющим только приказы своего патрона. На самом же деле, это монстр лжи, лести и закулисных интриг, готовый ради больших денег предать всё и вся.
Кроме этих двух «актёрских монстров», в фильме также неплохо «отметились»: красавица Анни Дюпре («Злоключения Альфредо» реж. Пьер Ришар, «Никаких проблем» реж. Жорж Лотнер, «Папаши» реж. Франсис Вебер, «Тысяча миллиардов долларов» реж. Анри Верней, «Жизнь взаймы» реж. Сидни Поллак) в роли подруги Стависки, Клод Риш («Гангстеры» реж. Жорж Лотнер, «Большие манёвры» и «Всё золото мира» реж. Рене Клер, «Не пойман- не вор» реж. Ив Робер) в роли инспектора Бонни, Пьер Вернье («Говорите, мне интересно» реж. Эдуардо Молинаро, «Игра в четыре руки» и «Профессионал» реж. Жорж Лотнер, «И как Икар» реж. Анри Верней), а также «старый, добрый знакомый» (к сожалению, ныне покойный) Мишель Бон (практически «неотступно идущий за Бельмондо» из фильма в фильм: «Игра в четыре руки», «Кто есть кто», «Профессионал», «Труп моего врага» все режиссёра Жоржа Лотнера) и, стоит заметить, небольшую эпизодическую роль, двадцатишестилетнего в то время, Жерара Депардье.
7 из 10
24 февраля 2008