Причина, обсуждение и история
Jukti, Takko Aar Gappo
7
1974, драма
Индия, 1 ч 53 мин
В ролях: Биджон Бхаттачария, Ритвик Гхатак, Шьямал Гхошал, Гьянеш Махержи, Трипти Бхадури
и другие
Нильканто — стареющий безработный интеллектуал. Он давно страдает алкоголизмом, поэтому его жена уезжает, забрав с собой сына, все вещи, даже его книги и старые граммофонные пластинки, чтобы он их не продал. Присматривать за своим супругом и домом она оставляет бедного безработного юношу. Однажды к ним в открытую дверь вошла нищая беженка из Бангладеша. Нильканто увидел в её печальных больших голодных глазах душу самой Бенгалии. Хозяин дома выгоняет всех троих на улицу за неуплату квартплаты. И вот Нильканто и его юные друзья отправляются в путь в поисках новой крыши над головой.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Причина, обсуждение и история

английское название:

Jukti, Takko Aar Gappo

год: 1974
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Бэби Ислам, Baby Ismail
композитор:
художник: Рави Чаттерджи
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 сентября 1977 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Причина, обсуждение и история», 1974

Ландшафт пробуждения

Смрадные алкогольные пары рассеялись с первым прикосновением утреннего ветра, ворвавшегося в духоту все еще тёмной комнатушки, но Нильканто — мужчина средних лет, чье апатичное лицо было покрыто бороздами морщин, а серые глаза, заточенные в запотевшее стекло очков, не выражали ничего конкретного — не горел желанием просыпаться, ибо он знал, что и это новое утро не принесёт с собой ничего кроме вечного разочарования — его главного спутника и попутчика по жизни. Там, в плену алкогольной пелены, смывающей бесконечный цикл дней-ночей и утренних воскрешений пенистыми волнами далекого океана, ему было намного лучше, приятнее, спасительнее, там он ни о чем не беспокоился, великое забвение овладевало им и не отпускало от себя. Но вместе с тем, умываясь холодной водой и начав готовить скромный завтрак, Нильканто понимал, что жизнь слишком сложна, чтоб можно было ее так явно упростить себе на пользу, нужно было предпринимать что-то весомое, настоящее, но… снова была бутылка дешевой браги, разговор сам с собой, и бездна сна, в который он проваливался слишком скоро. Впрочем, конец сущего бытия наступил для Нильканто чуть позже.

Так называемое «Параллельное кино» Индии 50—60-х гг., как и продолжившая его базовые философские и кинотекстуальные традиции «индийская новая волна» уже 70-х гг. не сказать что бы сильно страдало от изобилия представленных в нем жанров, ибо было слишком очевидно насущное противопоставление взятого за основу «параллельного кино» жизненного, на грани социальной инвективы и политического манифеста, реализма безусловному торжеству абсолютного вымысла, власть которого так до конца не удалось вымыть из кинопространства большого индийского мейнстримного кино. Жанрово «Параллельное кино» стояло на трех китах: экзистенциально-социальные драмы, кинопритчи (кинопоэмы) и роуд-муви, эдакие напоенные психологизмом трэвелоги — жанры эти часто пересекались между собой в рамках даже одной киноленты, исследующей социальные и этнокультурные процессы Индии времен собственной деколонизации. Причем следует заметить, что к жанру роуд-муви обращались практически все наиболее заметные представители «Параллельного кино»: от Сатьяджита Рея до Мринала Сена, от Бимала Роя до Ритвика Гатака. Дорога, а если быть семантически точнее — путь, в глобальном масштабе — познания, осознания, жизни и смерти etc как нельзя точно стал тем смыслообразующим символом новой Индии, которая в одночасье с большими осложнениями выкарабкивалась из пут колониальной политики, но в то же самое время погружалась в омут внутренних контроверсий, порой с трагическими результатами.

Снимая свой последний полнометражный фильм по мотивам лирики Рабиндраната Тагора, «Причина, обсуждение и история» 1974 года, Ритвик Гатак снова обратился к эстетике «путевого кинематографа», поместив в вязкую, разрываемую полусюрреалистическими видениями и гиперреалистической, чуть ли не абсолютно документальной вязью реальность персонажей, которых легко сперва назвать непутевыми, бедовыми, а в сущности — просто обреченными влачить тот тип человеческого существования, в котором проблема сиюминутного выживания стоит превыше всех прочих ценностных благ — личных и общих. Имя же главного героя ленты, в ипостаси которого выступил сам бенгальский постановщик, вплоть до конца ленты будет затенено. Этот ловкий авторский ход по сути позволяет зрителю самому искать точки опоры для идентификации персонажа не только в авторской, но и во всей мирской вселенной по ту сторону экрана, ведь момент узнавания неизбежен. Сколько бродит по миру таких же, как Нильканто, опустившихся, спившихся, самоуничтожающихся и самоуничижающихся людей, которые в своих бедах сами виноваты, только вот признание собственных ошибок, покаяние и раскаяние всегда ли даруют спасение?! Для Нильканто скитание в поисках нового дома окажется тем последним и единственным испытанием, которое в общем-то подытожит всю жизнь героя, подведет под ней жирную черту новоприобретенного достоинства.

Гатак предельно честно фокусируется на всяком отсутствии у персонажей собственной социальной защищенности, их житие-бытие, заключенное в первую очередь в поиске нового пристанища, решено режиссёром на острие драматургии, и вместе с тем киноязык фильма кажется намеренно хаотичным, монтажно-рваным. Картина буквально отторгает из себя всякую поэтику, наносной лощенно переслащенный эстетизм, прибегая к бунтарскому кинослогу, часто выражаемому в нечеткости мизансцен или выпадению героев из кинотекста, дабы пространство чистого кинематографа заменить документальным следованием за неким празднеством. Собственно, сцены этого празднования, преподнесенные Гатаком в схожей со стилем Алехандро Ходоровски, Луиса Бунюэля и Пьер Паоло Пазолини художественной манере, с легкостью рифмуются с вводными кадрами трех искривленных фигур в черном, пляшущих в тумане ускользающего сновидения; Гатак попутно прошивает кинотекст фильма собственными политическими мировоззренческими взглядами, отсылая к учению Че Гевары и В. И. Ленина, и постулируя идеи социальной справедливости лишь путём тотального демонтажа окружающей героев системы подгнивших ценностей. Свободная нарративная структура ленты обуславливается исключительно постмодернистским авторским подходом, который выглядит чуть более изощрённо, чем у итальянских неореалистических визави Гатака. Персонажи «Причины, обсуждения и истории» сцепливаются с героями «Кабулийца» и «Немеханического», «Суварнарекхи» и «Гражданина», образуя монолит авторского единоначалия. Однако сами герои фильма быть борцами за свое ристалище всё-таки не готовы, тем очевиднее и печальнее воспринимается в свете сугубо притчевой сущности кинокартины её финал, в котором свершается крах всякого идеализма, ибо все в этой жизни циклично, но иногда сама жизнь — это всего лишь слепое петляние по замкнутому кругу, вырваться из которого поможет лишь смерть.

27 июня 2016

Драма Причина, обсуждение и история появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Ритвик Гхатак. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Биджон Бхаттачария, Ритвик Гхатак, Шьямал Гхошал, Гьянеш Махержи, Трипти Бхадури, Ranen Ray Choudhury, Партха Пратин Чоудхури, Satindra Bhattacharya, Pranab, Тарак Чаттерджи, Нани Чаттерджи, Арун Рой, Джахар Рой, Tapan Chattopadhyay, Munir Chowdhury.

Страна производства - Индия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.