Марикен из Ньюмейхен
Mariken van Nieumeghen
7
6.4
1974, драма
Нидерланды, 1 ч 20 мин
16+

В ролях: Эрик Байс, Сэндер Байс, Кеес Баккер, Жаклин Байер, Харм Бегеман
и другие
Историческая притча о девушке из фламандского простонародья с использованием фольклорных мотивов в стиле П.Брейгеля и И.Босха - любовь, насилие, кровавые сцены, уродства…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Марикен из Ньюмейхен

английское название:

Mariken van Nieumeghen

год: 1974
страна:
Нидерланды
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Эрнест Брессер
композитор:
художники: Франс Стеллинг, Герт Бринкерс, Теа Диджи, Кристин Стеллинг
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 декабря 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Марикен из Ньюмейхен», 1974

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Марикен из Ньюмейхен», 1974

' А был ли Дьявол?»

Первая полнометражная лента режиссера сразу же попала в программу Каннского кинофестиваля 1975 года и там привлекла внимание мэтра французской новой волны Эрика Ромера.

Сюжет цикличен, начало и конец идентичны: Марикен, объявленная ведьмой за связь с неким Муне, скрываясь от преследования инквизиции, встречает в лесу бродячий театр, во главе с одноглазым актёром по имени Муне, исполняющим роль Дьявола.

Атмосфера позаимствована с полотен Брейгеля и Босха — соотечественников Стеллинга: больные чумой в предсмертной агонии, калеки, нищие, уроды, грязные страшные лица; кабацкая теребень, готовая убить друг друга из-за пары монет; грязная любовь, которая может произойти прямо здесь где-нибудь в углу после нескольких щипков за мягкие места. И на этом фоне Марикен выглядит как будто из другого мира — невинное создание, размышляющее о смысле жизни и смерти.

Марикен становится женщиной Муне, она будто бы не видит его жестоких деяний, верит ему, идеализирует его. Буквально в двух шагах от неё льется кровь, гибнут люди — но если не поднимать глаза, срывая цветы на лугу, то можно всего этого и не заметить. Если ей говорят про Муне что-то плохое, то она игнорирует это. Однако разочарование к Марикен придет, но, быть может, слишком поздно. А потом она снова убежит за ворота города и снова встретит Муне.

Тема влечения человека к дьяволу и неотвратимости соблазения им плавно перетекает к вопросу реальности существования высших сил зла. Мысленно прокручивая пленку назад, убеждаешься, что нет прямых доказательств участия Муне в злодеяниях: люди сами убивали друг друга, насиловали, а потом сами же искали на кого бы свалить вину. А в момент, когда Марикен в отражении обычного козла в пруду мерещится голова Дьявола, возникает вопрос, а был ли он вообще?

7 из 10

17 октября 2015

Марикен из средневековья

Возможно причина в моем одиночестве или же проблема гораздо глубже, и стоит обратиться к врачу, но, если бы не привлекательная внешность актрисы сыгравшей Марикен, я бы и половины данного фильма не просмотрел.

Едва вырвавшись из дядюшкиного дома Марикен, — наивная, домашняя девушка, — лицом к лицу столкнулась с ужасами реального мира, которые поджидали ее на каждом шагу. Каждый норовит ограбить, изнасиловать, убить. Героиня загрустила, «расклеилась», отчаялась, и совсем было опустила руки, но на счастье или на беду повстречался ей в темных и сырых переулках молодец, который сразу проявил недюжий интерес к ее внешности. Барышня не нашла ничего лучше, как отправиться с незнакомцем в сомнительное путешествие.

Парень, надо сказать, попался ей с изюминкой. Каждое его действие, жест и слово непременно сопровождалось чем-то красочным, мистическим, для местного отребья непонятным, иначе он не мог, иначе не было бы эффекта, производимого им на людей, на который он очень рассчитывал. Он являл собой квинтэссенцию всего того зла и безбожия, творящегося вокруг, выходя при этом сухим из воды. С улыбкой на устах и одним глазом, озаряющим все вокруг, словно маяк, он упивался безумием людским, людскими пороками и слабостями. Ну как и положено любому подонку, в конце, он сбежал, после того как вдоволь развлекся с наивной, — но и как все вокруг, слабой и порочной, — Марикен.

Как фильм о средневековье, данная картина мелковата, но и Стеллинг не ставил перед собой задачу снять кино именно о рыцарском или нищенском житье-бытье. Как фильм о черных душах человеческих, на мой скромный взгляд, слабо (по причине, естественно, года съемок). Много грязи на экране, и не только органической, много цинизма, похоти и безразличия.

Красота мир не спасла, она ее лишь украсила на время.

8 октября 2015

Шел трамвай десятый номер

Удалось на прошлой неделе выбраться за рамки мейнстримного кино и при этом посетить кинотеатр — действия, сразу скажу, порой взаимоисключающие. «Марикен из Ньюмейхена», снятое Йосом Стеллингом в далеком 74-ом году, — пример кондовой авторской киноклассики, которую не то чтобы с попкорном смотреть не принято, но даже чаем запивать не позволительно.

В основе сюжета лежит история девушки с лицом Веры Брежневой, оказавшейся в охваченной чумой средневековой Европе, которая даже внешне мало отличима от картин ада Босха, а ее обитатели перестают смахивать на людей. Лично для меня сейчас классики того времени смотрятся несколько наивно, поскольку люди с экрана декларируют в целом совсем не глупые вещи, делают это очень изящно и профессионально, но все сказанное уже не то чтобы перестало быть удивительным, а стало настолько реальным, что ты не испытываешь того шока, который вызывал тот же Стеллинг у жюри Каннского фестиваля 75-го. Например, на том же фестивале взорвалась небольшая бомба, подложенная «Комитетом народной борьбы против растления человека». Кто-то на подобное способен в 2009, где с экранов растлевать и расшатывать сетку ценностей продолжают Мендоза или Торнтон? Вот поэтому кино Стеллинга в силу времени становится интересным и важным уже как историческое наследие, как ступеньки к нынешнему декадентству.

Режиссер шершавым языком кино полосует больную (во всех смыслах) Европу, которая, охотясь за Дьяволом, не заметила, как сама обернулось рогатым в этой погоне. Уже в самом начале камера выныривает из толпы и смотрит за процессией, ведущей на смерть грешников, которые скованы цепями и гнутся под тяжестью креста, на котором, видимо, будет распяты. Так несколько столетий назад был распят другой, невиновный; грабли расставлены — наступай. Стеллинга приятно смотреть, приятно видеть как человек работает приемами исключительно из мира кино, без всяких манипуляций и лишних слов — картинка на экране рассказывает историю, надо просто смотреть и научиться ее считывать, потому что голос за кадром не будет вести вас за руку, а замолкнет, предоставляя право додумывать самому.

А вообще по-тихому так жалко, что никто теперь не взрывает бомбы на фестивалях. Цветная революция и «Банду Эльцина под суд!» — это все так спекуляционно по сравнению с «Комитетом народной борьбы против растления человека». Это не борьба за пенсии или свободы печати, это просьба вернуть нам координаты духовности.

16 марта 2010

Сюррелистический карнавал

Вообще как-то странно, что про этот фильм на русском языке нельзя найти никакой информации. Другим, более известным фильмам Стеллинга, этот мало уступает. «Марикен», впрочем, отличается от большинства произведений режиссёра — тем, что в фильме произносят диалоги, и даже немало, но то, что остаётся неизменным, — это неповторимый киноязык, выстроенный во многом на приёмах живописи.

Эстетика средневекового карнавала, апокалиптические видения главной героини, неизменный пессимизм — всё это вполне способно произвести крайне мрачное впечатление. «Марикен из Ньюмейхена» — фильм о девушке, которая искала чего-то светлого, но была обманута в своих сокровенных ожиданиях. «Смерть — это понятно, а что такое жизнь?» — вот главный вопрос фильма, озвученный в одном из первых эпизодов. Логика сюжета не позволяет ответить на этот вопрос. Ибо в воспоминаниях Марикен образ бродячего актёра, бросившего её, гиперболизируется в своих худших чертах и приобретает черты самого Дьявола. А вокруг этого отнюдь не симпатичного персонажа ничего, кроме зла, быть не может.

Впрочем, нет, Муне не виноват в том зле, которое делается вокруг него. Он, как это легко увидеть, просто стоит и наблюдает. Если даже он совершает ограбление — нищий, невольный свидетель преступления (очень похож на персонажа одной из картин Брейгеля), погибает сам. Он даёт людям монеты — и те готовы перегрызть друг другу глотки, чтобы ими завладеть. Он застаёт насильников на месте преступления — и те сами убивают своего главаря. Он втыкает нож в стенку, чтобы повесить на него свои вещи, — и попадает в глаз подглядывающего… Всё зло коренится в самих людях, жадность и похоть — два главных порока, по Стеллингу, — обращаются против них самих. Образ чумы — жуткие сцены в начале и конце фильма — становится символом Божьего наказания. Впрочем, оправдываемого логикой сюжета. Вот только страдают опять невиновные…

Фильм последовательно выдержан в духе сюрреализма (однако не в духе Дали — скорее Линча), благодаря чему приобретает особенно мрачный колорит. Воспринимается буквально как приговор человечеству.

7 из 10

19 августа 2009

Драма Марикен из Ньюмейхен появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Йос Стеллинг. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Эрик Байс, Сэндер Байс, Кеес Баккер, Жаклин Байер, Харм Бегеман, Рик Деге, Хенк Даузе, Ян Хармс, Дирк Хаттум, Виль Хильдебранд, Франс Хулсхоф, Карел Джэнсен, Менно Еттен, Лео Кунен, Johanna Leeuwenstein.

Страна производства - Нидерланды. Марикен из Ньюмейхен — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.