Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убежище стервятника |
английское название: |
El monasterio de los buitres |
год: | 1973 |
страна: |
Мексика
|
режиссер: | Франсиско дель Вильяр |
сценаристы: | Франсиско дель Вильяр, Висенте Леньеро |
продюсер: | Франсиско дель Вильяр |
видеооператор: | Габриэль Фигероа |
композитор: | Густаво Сесар Каррион |
художники: | Хосе Родригес Гранада, Рафаэль Суарес |
монтаж: | Карлос Савахе |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
11 октября 1973 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 42 мин |
Фильм Франсиско дель Вильяра из тех, что пытаются дать ответ на вопрос о месте религии в современном обществе, найти ей место в быстро меняющемся мире, примирить с новыми реалиями. Учитывая, что проблема эта в христианской части света стоит, наверное, со времен эпохи Возрождения, а решения ее нет и не предвидится, можно было предположить, что и герои «Монастыря стервятников» вряд ли смогут это решение найти. При условии, конечно, что сам режиссер не относился к категории людей, знающих ответы на риторические вопросы.
К счастью подобного не произошло. Картина дель Вильяра оказалась из тех, что ищет, а не указывает путь. Ее герои, так же как и автор, блуждают в потемках и только надеются найти выход, который в финале покажется им на горизонте. Но тот ли это выход и куда он ведет — останется вечным поводом для дискуссий.
В монастырь, затерянный где-то в мексиканской глубинке назначают нового, молодого и энергичного, настоятеля. Едва освоившись на новом месте приор обнаруживает братию в состоянии перманентного смятения и томления духа: кого-то тревожат плотские желания, кто-то в припадках фанатического рвения впадает в ересь, иные давно уже наплевали на монастырские порядки и проводят дни в праздности и лени. Пожилой отец Пабло, являвшийся до приора неформальным лидером общины, уже не в силах навести в стенах обители хоть какой-то порядок. А тут еще в монастыре появляется новичок, юный Эмилио, бежавший от суеты мира и разочарования в женщинах. Он становится еще одним «яблоком раздора» — кому-то захочется провести с послушником «курс молодого бойца», а у другого взыграют всякие разные нехорошие желания.
В-общем, в монастыре наблюдаются разброд, шатания и полный кризис веры. Образованный и верящий в чудеса науки приор решает выбить клин клином и приглашает в монастырь своего друга-психоаналитика. Что из этого получилось — догадаться не трудно. Когда веру пытаются измерить наукой — страдают и вера, и наука. Если спрятанные где-то глубоко в подсознании и тщательно подавляемые комплексы насильно вытащить наружу да еще и заставить конфликтовать с укоренившимися нравственными установками, кризис только углубится. И не все будут способны пережить катарсис без потерь для своей личности.
Дель Вильяр, экранизировавший пьесу мексиканского драматурга Висенте Леньеро, правда, уверен в том, что подлинная вера нуждается в свободе и не должна быть скована условностями догм. Поэтому симпатичные авторам Эмилио, падре Пабло и приор в результате пережитого конфликта становятся только сильнее. Им уже нет нужды прятаться от житейских бурь за крепкими стенами. Вера в их сердцах, пройдя через испытания, становится только сильнее. Церковь же как-нибудь проживет и без них. Тем не менее, горечь разочарования в финальной сцене покидающих богослужение бывшего приора и бывшего отца Пабло велика. Да и символика ее неоднозначна: герои ведь не идут к Храму, а уходят от него. Может быть они сохранили Бога в сердце, но что делать с теми, кто этого не сумел? Продолжать прятаться от мира, который все активнее вторгается в их среду обитания? Или пытаться остановить само время?
Места религии в обществе «Монастырь стервятников» так и не находит. Только обозначает, что оно должно быть. Но как и где — ответа нет. Выбор героев фильма — это выбор образованных людей, которые верят «от ума» и примиряют в своем сознании науку и религию. Тех же кто верит «сердцем» авторы фильма оставляют во мраке бесконечного кризиса, в котором их инстинктивная вера, сталкиваясь с постоянным прогрессом, обречена искать выход в полной темноте. И выход этот может вести в совершенно неожиданные места.
5 сентября 2012