Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тихоня |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Михаил Израилев |
сценарий: | Семен Нагорный |
видеооператор: | Вадим Яковлев |
композитор: | Владимир Биткин |
художники: | Станислав Булгаков, Аурелия Роман |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 января 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 11 мин |
Василий Васильевич Чебан (А.Филозов) работает бухгалтером. Он холостяк, живёт с очень энергичной мамой (О. Викландт). Василь Василич скромный, тихий, интеллигентный и... совершенно счастливый человек. Но однажды с ним случается большая неприятность. На службу Чебану приходит письмо, в котором ярко описывается безнравственный поступок работника.
В послании говорилось, что три года назад у Василия Чебана случился курортный роман, он заверил девушку в вечной любви, а затем, воспользовавшись её наивностью, скрылся в голубой молдавской дали, оставив после себя сына. Подруги Наденьки (так звали пострадавшую) приложили все усилия, чтобы разыскать подлеца и раскрыть общественности глаза на его аморальные деяния.
Небольшой городок узнаёт, что бухгалтер Чебан совсем не такой тихоня, каким всем казался. А что же сам скромник?
В Ялте был? Был. В августе? В августе. Тогда и говорить нечего - виноват.
И вот наш герой, терзаемый самыми разными чувствами, решается послать неведой Наденьке денег, фактически признавая этим поступком своё отцовство. Переводы становятся регулярными, как и письма молодой женщины, к которым она прикладывает фотографии
мальчика Василька.
Чем запоминается этот фильм? Конечно, прежде всего образом, созданном Альбертом Филозовым. Его лицо почти всё время в кадре.
Перед нами сомневающийся, недоумевающий, сочувствующий человек. Иногда он бывает самолюбив, порой - малодушен, но чувство глубокой порядочности всегда побеждает слабости. Филозов играет глазами, и выглядит это очень здорово.
Написав эти строчки, я начала перебирать в памяти лица людей, которые меня окружают. Так вот раздумывающие встречаются редко. Часто бывает, что человек в какой-то миг засомневается, но он быстро принимает решение, и выражение его лица покидает раздумье. Оно как будто застывает. А у героя Альберта Филозова такого нет. На его лице постоянно отражается работа мысли.
Кстати, вначале Василий Васильевич кажется неприметным, серым каким-то, неприятным даже. Но к концу он видится просто красавцем. А всё благодаря душевному благородству и доброте!
Ещё мне понравились улицы небольшого молдавского городка. Часто они пустые (в фильме вообще мало людей), и этот минимализм как будто подсказывает, что многие жизненно важные решения принимаются наедине, без чьей-либо помощи.
15 июня 2023
Жутко мрачное кино, которому так и просится описание «эзопов язык периода застоя». Действие вроде и происходит в начале 70-х, но, судя по картинке, чуть ли не в 50-е. Пустынные пейзажи лишённого машин крохотного провинциального городка, занятого только и исключительно изготовлением вина. Главный герой — зашуганный жизнью бухгалтер на крупном комбинате. В комплекте — пасторальные картинки расслабленного конторского труда (ага). Герой большую часть фильма даже в рабочие дни прохаживает по улицам (как?), ведёт странноватый флирт с местной роковой красоткой, а всё остальное время находится под каблуком диктаторши-матери. Сюжет начинает развиваться, когда ГГ получает письмо от женщины, которую он якобы обрюхатил во время отпуска 3 года назадд.
Самый страх в том, что это письмо немедленно выносится на «общественный суд», и все с упоением начинают обсуждать моральный облик коллеги и товарища. И вот тут то наступает настоящий кошмар, потому как у героя нет абсолютно никакого пространства и личной жизни — ни дома, ни на работе. О его амурных похождениях становится известно всем и, что ещё хуже, все немедленно принимают изложенное в письме за чистую монету и в меру сил принимают участие в судьбе ГГ и его «ребёнка». Всё это отдаёт таким кафкианским ужасом: собрание в рабчека, мать, со словами «ну я же им не чужая», вскрывающая чужие письма, поток фотографий некоего ребёнка, приезд мамаши с малым, наконец, что смотреть на это без судорог невозможно, и лучшим кадром в фильме становятся глаза тихони, который в панике кидается в кузов грузовика, пытаясь скрыться от сюрреализма окружающей действительности. Однако скрыться не получается, так как этот самый сюр уже плотно пророс в его собственных мозгах — и тихоня, подобно заражённому грибом муравью, выползающему на вершину стебля, чтобы быть склёванным птицей, выскакивает на полном ходу из машины, чтобы принять чужого ребёнка, чужую женщину и отвести их в логово хаоса, сплетённое паучихой-матерью.
Отборный совковый сюр, заставляющий горячо благодарить Бога, что нам не довелось застать эту безумную эпоху.
8 февраля 2020
На одном из постеров к этому кинофильму, в котором скромного жителя молдавского городка Василия Чебана незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка, написано «лирическая комедия», однако как таковой комедии здесь практически нет (за исключением пары-тройки реплик и эпизодов, в основном, с «фактурной» мамой главного героя, которую совершенно бесподобно сыграла Ольга Викландт.
Если в начале фильма (когда она играет «мамашу») ее персонаж еще воспринимается немного «с натяжкой» — то ближе к концу уже нельзя смотреть без тихого умиления на глазах как она исполняет роль «долгожданной» бабушки.
В остальном же всё в фильме «Тихоня» вроде бы с одной стороны и «чинно и благородно», но вот некий неприятный осадок чересчур уж «рафинированной доброты» после просмотра все равно у меня остался. И этот самый осадок выделился из не совсем правдоподобного и жизненного, но все-таки достойного поступка настоящего советского человека, не побоявшегося признать своим чужого ребенка. Слишком уж наглядно демонстрирует на протяжении всего фильма «Тихоня» его режиссер.
Казалось бы — «А что здесь такого предосудительного?» И вот тут и проглядывает эта самая вторая, неприглядная сторона (медали, фильма или как Вам будет угодно). Уж слишком эта самая «рафинированная доброта» контрастирует с «недобротой».
Я имею в виду покинутого «исповедника в юбке» в исполнении обаятельной Ёлы Санько, которой главный герой на протяжении всего фильма вверял все свои тайны и частично сердце. Вот не верю я, что она осталась довольна таким раскладом со стороны режиссера. Слишком уж проник мне в душу ее прощальный, ужасно грустный и печальный, даже немного «затравленный» взгляд. И этого Михаилу Израилеву я простить никак не желаю.
7 из 10
12 июня 2019
Прекрасно понимаю, что фильм абсолютно не выдающийся. Небольшой анекдот из провинциальной молдавской жизни.
Брутальная матушка с мнимыми (ну, ладно — возможно, реальными) болезнями преклонного возраста. Послушный и любящий сын, работающий бухгалтером в винном тресте. Перспектив жениться — никаких, поскольку матушка заботлива и беспощадна в своей опеке.
И вдруг выясняется, что — будучи на отдыхе в Ялте 3 года назад — Василь Васильич Чебан якобы познакомился с прелестной девушкой Надей, знакомство перешло в любовь — и теперь подруга Нади сообщает в Рабком, что Василь Васильич, имея ребенка, аморально от него скрывается и не участвует в воспитании.
Безусловно, это ошибка; но Василь Васильич — как человек внутренне порядочный и воспитанный — посылает Наде 30руб. Надя в ответ шлет фото ребенка. Продолжается обмен деньгами, игрушками и фото… Рано ли, поздно ли, подпольная жизнь Василь Васильича становится известна его матушке — и та приглашает Надю с предполагаемым внуком приехать. Конечно, выясняется — случайно, по фотографиям на стене, — что Василь Васильич — совсем не отец, но матушка уже вжилась в роль любящей бабушки внука Василька — и финал проглядывается без вариантов.
Вроде, ничего особенного. Да и сам фильм снят довольно провинциально, на «Молдова-фильме». И всё же я смотрел его раза три — конечно, не специально, случайно — но каждый раз до конца.
Симпатичная, уютная провинциальная жизнь. Если надо куда-то доехать, то выйди на трассу — тебя подбросят, люди все добрые. Коллега Василь Васильича — молодая женщина — имеет на него виды, но в конце концов строит отношения с водителем — оба тоже очень симпатичные люди. Юная секретарша в юбке мини с голыми ногами — читающая почту и находящаяся в курсе всех событий; главный бухгалтер — забавный старичок; даже руководитель винсовхоза, погрязший в левых сделках и предлагающий Василь Васильичу взятку за хороший результат ревизии — всё узнаваемые, живые, симпатичные люди — просто живущие на земле — без всякого экзистенциализма, идеологии, философии. Люди земли, которые и составляют её суть.
Короче, простенький, симпатичный фильм об уютной провинциальной жизни. Конечно, выбор Альберта Филозова на роль Василь Васильича не случаен — такой альбинос, «белая ворона»; но не такая уж и белая — на фоне окружающих. Чуть-чуть — возможно.
Специально искать фильм и смотреть — наверно, не стоит. Но если хотите отвлечься от всей этой городской суеты, а ужасы заМКАДной жизни надоели — посмотрите советскую провинцию: она далека от взбаламученного города, живет себе самодостаточно, без претензий. Миф? Возможно. Но очень правдоподобный и узнаваемый для тех, кто жил в те годы в СССР.
Поставлю 7: обычный средний балл для неплохого фильма.
27 июня 2017