Тихоня
6.7
5.9
1973, мелодрама
СССР, 1 ч 11 мин
12+

В ролях: Альберт Филозов, Александр Милютин, Владимир Пицек, Евгения Ветлова, Михаил Бадикяну
и другие
Скромного жителя молдавского городка Василия Чебана незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка. Хотя Василий и не являлся отцом, он решает материально помогать Наде, скрыв всё от своей матери. Случайно обнаружив письма, мать Чебана приглашает Надю приехать. Оказавшись у «родственников», Надя понимает, что произошла ошибка, но бабушка категорически заявляет, что никуда не отпустит внука, да и Василий думает предложить Наде стать его женой...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Тихоня

год: 1973
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Вадим Яковлев
композитор:
художники: Станислав Булгаков, Аурелия Роман
жанр: мелодрама
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 января 1976 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 11 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама

Отзывы критиков о фильме «Тихоня», 1973

***

Василий Васильевич Чебан (А.Филозов) работает бухгалтером. Он холостяк, живёт с очень энергичной мамой (О. Викландт). Василь Василич скромный, тихий, интеллигентный и... совершенно счастливый человек. Но однажды с ним случается большая неприятность. На службу Чебану приходит письмо, в котором ярко описывается безнравственный поступок работника.

В послании говорилось, что три года назад у Василия Чебана случился курортный роман, он заверил девушку в вечной любви, а затем, воспользовавшись её наивностью, скрылся в голубой молдавской дали, оставив после себя сына. Подруги Наденьки (так звали пострадавшую) приложили все усилия, чтобы разыскать подлеца и раскрыть общественности глаза на его аморальные деяния.

Небольшой городок узнаёт, что бухгалтер Чебан совсем не такой тихоня, каким всем казался. А что же сам скромник?

В Ялте был? Был. В августе? В августе. Тогда и говорить нечего - виноват.

И вот наш герой, терзаемый самыми разными чувствами, решается послать неведой Наденьке денег, фактически признавая этим поступком своё отцовство. Переводы становятся регулярными, как и письма молодой женщины, к которым она прикладывает фотографии

мальчика Василька.

Чем запоминается этот фильм? Конечно, прежде всего образом, созданном Альбертом Филозовым. Его лицо почти всё время в кадре.

Перед нами сомневающийся, недоумевающий, сочувствующий человек. Иногда он бывает самолюбив, порой - малодушен, но чувство глубокой порядочности всегда побеждает слабости. Филозов играет глазами, и выглядит это очень здорово.

Написав эти строчки, я начала перебирать в памяти лица людей, которые меня окружают. Так вот раздумывающие встречаются редко. Часто бывает, что человек в какой-то миг засомневается, но он быстро принимает решение, и выражение его лица покидает раздумье. Оно как будто застывает. А у героя Альберта Филозова такого нет. На его лице постоянно отражается работа мысли.

Кстати, вначале Василий Васильевич кажется неприметным, серым каким-то, неприятным даже. Но к концу он видится просто красавцем. А всё благодаря душевному благородству и доброте!

Ещё мне понравились улицы небольшого молдавского городка. Часто они пустые (в фильме вообще мало людей), и этот минимализм как будто подсказывает, что многие жизненно важные решения принимаются наедине, без чьей-либо помощи.

15 июня 2023

Советский страх

Жутко мрачное кино, которому так и просится описание «эзопов язык периода застоя». Действие вроде и происходит в начале 70-х, но, судя по картинке, чуть ли не в 50-е. Пустынные пейзажи лишённого машин крохотного провинциального городка, занятого только и исключительно изготовлением вина. Главный герой — зашуганный жизнью бухгалтер на крупном комбинате. В комплекте — пасторальные картинки расслабленного конторского труда (ага). Герой большую часть фильма даже в рабочие дни прохаживает по улицам (как?), ведёт странноватый флирт с местной роковой красоткой, а всё остальное время находится под каблуком диктаторши-матери. Сюжет начинает развиваться, когда ГГ получает письмо от женщины, которую он якобы обрюхатил во время отпуска 3 года назадд.

Самый страх в том, что это письмо немедленно выносится на «общественный суд», и все с упоением начинают обсуждать моральный облик коллеги и товарища. И вот тут то наступает настоящий кошмар, потому как у героя нет абсолютно никакого пространства и личной жизни — ни дома, ни на работе. О его амурных похождениях становится известно всем и, что ещё хуже, все немедленно принимают изложенное в письме за чистую монету и в меру сил принимают участие в судьбе ГГ и его «ребёнка». Всё это отдаёт таким кафкианским ужасом: собрание в рабчека, мать, со словами «ну я же им не чужая», вскрывающая чужие письма, поток фотографий некоего ребёнка, приезд мамаши с малым, наконец, что смотреть на это без судорог невозможно, и лучшим кадром в фильме становятся глаза тихони, который в панике кидается в кузов грузовика, пытаясь скрыться от сюрреализма окружающей действительности. Однако скрыться не получается, так как этот самый сюр уже плотно пророс в его собственных мозгах — и тихоня, подобно заражённому грибом муравью, выползающему на вершину стебля, чтобы быть склёванным птицей, выскакивает на полном ходу из машины, чтобы принять чужого ребёнка, чужую женщину и отвести их в логово хаоса, сплетённое паучихой-матерью.

Отборный совковый сюр, заставляющий горячо благодарить Бога, что нам не довелось застать эту безумную эпоху.

8 февраля 2020

Тихое счастье для одних, разлука и горе для другой

На одном из постеров к этому кинофильму, в котором скромного жителя молдавского городка Василия Чебана незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка, написано «лирическая комедия», однако как таковой комедии здесь практически нет (за исключением пары-тройки реплик и эпизодов, в основном, с «фактурной» мамой главного героя, которую совершенно бесподобно сыграла Ольга Викландт.

Если в начале фильма (когда она играет «мамашу») ее персонаж еще воспринимается немного «с натяжкой» — то ближе к концу уже нельзя смотреть без тихого умиления на глазах как она исполняет роль «долгожданной» бабушки.

В остальном же всё в фильме «Тихоня» вроде бы с одной стороны и «чинно и благородно», но вот некий неприятный осадок чересчур уж «рафинированной доброты» после просмотра все равно у меня остался. И этот самый осадок выделился из не совсем правдоподобного и жизненного, но все-таки достойного поступка настоящего советского человека, не побоявшегося признать своим чужого ребенка. Слишком уж наглядно демонстрирует на протяжении всего фильма «Тихоня» его режиссер.

Казалось бы — «А что здесь такого предосудительного?» И вот тут и проглядывает эта самая вторая, неприглядная сторона (медали, фильма или как Вам будет угодно). Уж слишком эта самая «рафинированная доброта» контрастирует с «недобротой».

Я имею в виду покинутого «исповедника в юбке» в исполнении обаятельной Ёлы Санько, которой главный герой на протяжении всего фильма вверял все свои тайны и частично сердце. Вот не верю я, что она осталась довольна таким раскладом со стороны режиссера. Слишком уж проник мне в душу ее прощальный, ужасно грустный и печальный, даже немного «затравленный» взгляд. И этого Михаилу Израилеву я простить никак не желаю.

7 из 10

12 июня 2019

Уютная провинциальная жизнь

Прекрасно понимаю, что фильм абсолютно не выдающийся. Небольшой анекдот из провинциальной молдавской жизни.

Брутальная матушка с мнимыми (ну, ладно — возможно, реальными) болезнями преклонного возраста. Послушный и любящий сын, работающий бухгалтером в винном тресте. Перспектив жениться — никаких, поскольку матушка заботлива и беспощадна в своей опеке.

И вдруг выясняется, что — будучи на отдыхе в Ялте 3 года назад — Василь Васильич Чебан якобы познакомился с прелестной девушкой Надей, знакомство перешло в любовь — и теперь подруга Нади сообщает в Рабком, что Василь Васильич, имея ребенка, аморально от него скрывается и не участвует в воспитании.

Безусловно, это ошибка; но Василь Васильич — как человек внутренне порядочный и воспитанный — посылает Наде 30руб. Надя в ответ шлет фото ребенка. Продолжается обмен деньгами, игрушками и фото… Рано ли, поздно ли, подпольная жизнь Василь Васильича становится известна его матушке — и та приглашает Надю с предполагаемым внуком приехать. Конечно, выясняется — случайно, по фотографиям на стене, — что Василь Васильич — совсем не отец, но матушка уже вжилась в роль любящей бабушки внука Василька — и финал проглядывается без вариантов.

Вроде, ничего особенного. Да и сам фильм снят довольно провинциально, на «Молдова-фильме». И всё же я смотрел его раза три — конечно, не специально, случайно — но каждый раз до конца.

Симпатичная, уютная провинциальная жизнь. Если надо куда-то доехать, то выйди на трассу — тебя подбросят, люди все добрые. Коллега Василь Васильича — молодая женщина — имеет на него виды, но в конце концов строит отношения с водителем — оба тоже очень симпатичные люди. Юная секретарша в юбке мини с голыми ногами — читающая почту и находящаяся в курсе всех событий; главный бухгалтер — забавный старичок; даже руководитель винсовхоза, погрязший в левых сделках и предлагающий Василь Васильичу взятку за хороший результат ревизии — всё узнаваемые, живые, симпатичные люди — просто живущие на земле — без всякого экзистенциализма, идеологии, философии. Люди земли, которые и составляют её суть.

Короче, простенький, симпатичный фильм об уютной провинциальной жизни. Конечно, выбор Альберта Филозова на роль Василь Васильича не случаен — такой альбинос, «белая ворона»; но не такая уж и белая — на фоне окружающих. Чуть-чуть — возможно.

Специально искать фильм и смотреть — наверно, не стоит. Но если хотите отвлечься от всей этой городской суеты, а ужасы заМКАДной жизни надоели — посмотрите советскую провинцию: она далека от взбаламученного города, живет себе самодостаточно, без претензий. Миф? Возможно. Но очень правдоподобный и узнаваемый для тех, кто жил в те годы в СССР.

Поставлю 7: обычный средний балл для неплохого фильма.

27 июня 2017

Мелодрама Тихоня появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Михаил Израилев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Альберт Филозов, Александр Милютин, Владимир Пицек, Евгения Ветлова, Михаил Бадикяну, Наталья Гурзо, Ольга Викланд, Ёла Санько, Мефодий Апостолов, Владимир Дюков, Боря Клигер, Галина Нехаевская, Марина Гаврилко, Трифон Грузин, Елена Санько.

Страна производства - СССР. Тихоня — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.