| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Скрипки бала |
| английское название: |
Les violons du bal |
| год: | 1973 |
| страна: |
Франция
|
| режиссер: | Мишель Драш |
| сценаристы: | Мишель Драш, Моник Ланж |
| видеооператор: | Вильям Любчански |
| композиторы: | Жак Монти, Jean Manuel De Scarano |
| художник: | Эрик Симон |
| монтаж: | Женевьева Уиндинг |
| жанры: | драма, военный, биография |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
20 февраля 1974 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 50 мин |
Нашелся вариант 'Скрипок бала', с английскими субтитрами. Непривычно вначале, но потом совсем не мешало.
Сохранение семейной памяти, памяти своего народа - в старинном детском портрете дедушки, который сопровождает гонимую еврейскую семью в ее попытках спастись от депортации в Германию. Сохранение памяти о новом Исходе - в попытках сценариста, ребенком пережившего фашистскую оккупацию Франции, перенести замысел на пленку.
Удивительный фильм, серьезный, умный, с продуманной композицией, которая приковывает внимание зрителя к двум сюжетным линиям, снятым в черно-белом и цветном изображении: строгая хроникальная сдержанность в демонстрации жизни и проблем европейского социума 70-х прошлого века, и яркие эмоциональные воспоминания детства об оккупированной стране 1939 года. Хороши операторские и монтажные приемы по временным переходам. Пусть встречается нечасто, но всякий раз удивляет смелость французских кинематографистов в художественной форме открыто констатировать наличие острых противоречий между трудом и капиталом, народом и властью, коммерцией и творчеством - здесь и сейчас, а не где-то далеко в необозримом будущем или неопределенном прошлом. У нынешних хлеба и зрелищ очень разные содержание и цена. Приятно, что коллеги замечают и поддерживают такие работы наградами, а зрители - просмотрами. Номинация на золотую пальмовую ветвь в Каннах 1974 и врученная серебряная пальмовая ветвь за лучшую главную женскую роль - это настоящее признание.
Фильм интересен прежде всего уникальной работой Мари-Жозе Нат, сыгравшей две роли - матери мальчика, пытающейся защитить свою семью от политики оккупационных властей, и жены режиссера, который хочет снять некоммерческий, но важный для него фильм-воспоминание о детских годах в оккупации. Физически и эмоционально сложная, талантливая работа актрисы, наполненная невероятно нежным обаянием и жертвенной стойкостью хрупкой и беззащитной женщины.
Прекрасны работы актеров, сыгравших роли членов семьи - бабушки Мелани (Габриэль Дульсе), старшего сына (Кристиан Рист), сестры (Натали Руссель) и самого маленького Мишеля (Давид Драш). Также очень точны работы актеров в ролях второго плана - продюсеры, проводники, беженка, булочница и др.
Жан-Луи Трентиньян, кажется, не играл, а жил, получив возможность высказать не только режиссерское, но и собственное отношение к теме, к политике, к жизни и работе, сделав это не демонстративно. Привлек непоказным, ненарочитым характером взаимоотношений с детьми, с подростком-бунтарем без избитых навязчивых сентиментальных приемов. Скупая на внешние эмоции, сильная, глубокая, умная роль мужчины. Настоящего. Респект.
Давид Драш, сын режиссера, сыгравший малыша Мишеля, поразил не только непосредственностью и точностью в кадре, но и пониманием своей задачи.
Изумительный лиричный саундтрек связывает обе сюжетные линии, сливается со спокойными, добрыми, мягкими интонациями главных персонажей, придавая оттенки тихого света и любви воспоминаниям, контрастирующим со взрывами бомб и треском автоматных очередей, с равнодушием, подлостью и предательством бывших знакомых, циничностью властей.
Несомненным достоинством фильма является также внимание к деталям. Достоверность в воссоздании времени - это вообще то, что мне нравится во французском кино прошлого века.
29 сентября 2025