Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
С тобой и без тебя |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Родион Нахапетов |
сценаристы: | Александр Попов, Михаил Жестев |
видеооператор: | Сергей Зайцев |
композитор: | Богдан Троцюк |
художники: | Иван Пластинкин, Наталья Личманова, Татьяна Личманова |
монтаж: | Л. Джаназян |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 мая 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Ну, что ни день, то - открытие. Всю прошедшую неделю у меня сплошные кинооткрытия. Просмотр латиноамериканского кино, каждый день открывает мне, новый для меня, прежде никогда не виденный фильм. И вот вчера. Хоть и выходной день, но мы немного отступили от традиции и решили вместо французского фильма, посмотреть советский. И почему-то у меня в голове «тюкало», что именно кино 70-х годов 20-го века, хотелось посмотреть. Начала я поиски, и поисковик выдал мне около 200 советских фильмов, снятых в 70-е, разными режиссёрами. И конечно о большей части из них, я никогда и не слышала, и вообще не подозревала об их существовании.
Как и о фильме «С тобой, и без тебя», который привлёк меня из общего списка по двум причинам. Во-первых в главной женской роли, одна из моих любимых советских актрис Марина Неёлова, которую я люблю и уважаю. Она всегда такая нежная, чувственная, изящная, трогательная, ну настоящая женщина.
А во-вторых, режиссёром этого фильма является Родион Нахапетов (супруг актрисы Веры Глаголевой, светлая ей память). Я не особо много видела снятых им фильмов, что-то около 5 наверное, но каждый из них можно смело назвать маленьким шедевром. Каждый фильм индивидуален, и наполнен глубиной и житейской мудростью, как и сам человек его создавший (то есть Родион).
В главной мужской роли, снялся литовский актёр Юозас Будрайтис. Его я не очень хорошо знаю, и видела в фильмах только во второстепенных ролях, и только здесь я увидела его в главной роли. И должна признать он в ней великолепен.
И я совсем не пожалела, что выбрала для просмотра именно этот фильм. Истинный маленький шедевр, который теперь буду пересматривать периодически.
События разворачиваются в далёкие 30-е годы 20-го века. На дворе во всю идёт коллективизация, и всех «одиночек-хозяйственников» активно присоединяют к колхозам, и «раскулачивают» отбирая у них всё нажитое тяжким трудом добро.
Так происходит и с главным героем истории, Фёдором Базыриным, который живёт на хуторе, отдельно от деревни и колхоза. Фёдор крепкий хозяйственник, не богач, не помещик, не купец, а именно хозяйственник, у которого «дом - полная чаша», самостоятельно поставивший добротный дом, на участке земли, полученной ещё его дедом. Фёдор жил на отшибе, но жил в достатке. У него помимо дома ещё и подворье полно - корова, пара овец, куры, цепной пёс, да не знающие покоя руки - вот какое было у него богатство. И тут всё это хотят у него отобрать, заставить его вступить в колхоз, и стать как все, жить коллективно. И Фёдору, понятное дело, жаль своего добра, которое он нажил собственным тяжким трудом.
Одного только не было в жизни Фёдора - хозяйки его дома. И ею стала вскоре девушка из соседней деревни. Не ведала, не гадала Степанида (Стеша), что так резко переменится её жизнь, и всё, что связывало с родной деревней - и заботы матери, и ухаживания комсомольца Ивана, книголюба и руководителя комсомольской ячейки (однако он слишком уж погряз в комсомольской работе, работа эта, стала главной «соперницей» Стеши), и подружки дорогие, - всё как бы потеряет для неё цену, уйдёт на второй план.
Жизнь переломилась неожиданно, в одночасье: хуторянин Фёдор, парень с сильными руками и неистовым взором, попросту говоря, украл её и увёз к себе на хутор. Давно, оказывается, любил он её, хотел жениться, да не верил, что получит согласие - уж больно его люди не жаловали, считали за человека тёмного, не ясного - бирюк какой-то... Но, хоть и увёз Фёдор Степаниду силой, но «брать» её силой не стал (не снасильничал, как тогда выражались), а завоёвывал её любовью, лаской и заботой, и ждал, когда Стеша сама позволит ему прикоснуться к ней.
Переламывалась, на новые пути выходила деревня начала тридцатых годов. Комсомольцы в клубах распевали песни, проводили собрания, рисовали плакаты, агитировали за колхоз. Новые дали, необычные перспективы открывались перед сельским людом. Стала жить Степанида с Фёдором, полюбила его, как могла полюбить только душа чистая и преданная. А он, как говорится, в ней души не чаял, баловал - и платьями, и сладостями, чем только мог.
Юозасу Будрайтису, играющему Фёдора, сценаристы в фильме дали не много текста. Но как выразительно его молчание, как умеет он одним только взглядом передать всю гамму переполняющих его чувств - и любви, и гнева, и радости, и тоски, и растерянности!..
Так бы оно и шло всё дальше, не происходи в деревне перемены, не происходи перемены и в сердце Степаниды. Нет, не меньше она стала любить своего Фёдора, за которого могла на всё пойти. Одиноко ей становилось, тоскливо в собственном доме на отшибе. И когда пришли из деревни с просьбой на колхозном поле помочь, - с удовольствием пошла, хотя и не был Фёдор этим доволен. Не оторвёшь ведь душу от родных корней, не вырвешь то, что всегда было дорого. Да и надо ли - может, любовь мудрее, чем кажется поначалу, может, именно любовь вернёт к людям и её и Фёдора тоже?
Какие чувства, какие эмоции! Без слов всё понятно. С тобой хорошо, без тебя невозможно! Очень много в нашей жизни ситуаций, когда надо (или не надо) что-то кардинально менять. С этим и столкнулись Стеша и Фёдор. Героиня Неёловой оказалась мудрее и дальновиднее... А ведь их ждало в будущем много тяжёлых испытаний - и голод конца 30-х годов, и та страшная мировая война, и глобальные изменения в стране после смерти Сталина, и много чего ещё. Но я думаю, что эта пара выдержит всё, пройдёт все испытания, и проживёт долгую жизнь вместе, в любви.
50 лет назад вышел фильм, а как время дико переменилось, жизнь стала модная, пафосная, но желчная, низкая, ничего человеческого не оставили, везде деньги, выгода, нажива, про элементарное человеческое не модно говорить, ни любви, ни чести, ни поступков, не осталось. Эх, повернуть бы время вспять, да уж нельзя...
Фильм обалденный, душевный - настоящий мужик, настоящие чувства, настоящая женщина, настоящие благородные поступки. Сколько души вложено, как показана любовь, без постельных сцен, мужская забота о любимой женщине, женская мудрость и доверие любимому мужчине. Будрайтис и Неёлова сильно и правдиво сыграли большую любовь двух таких разных людей.
Нахапетов не снимал плохих фильмов. Современники, учитесь у профессионалов! Всё выверено до мелочей, смотришь и наслаждаешься. Золотой фонд СССР. Обязательно смотрите этот чудесный фильм, советского кинематографа. Душу вашу порадует однозначно, замечательное послевкусие остаётся после просмотра!
10 из 10
29 октября 2023
Удивительно чувственное кино удалось молодому режиссеру Родиону Нахапетову. Казалось бы, острая тема коллективизации, но она проходит мимо, акценты расставлены так, что все эти партсобрания, повестки дня и прочая социалистическая лабуда проходит мимо внимания зрителя какой-то помехой.
Главное сосредоточено на простых вечных человеческих ценностях: любовь, семья, свой мир. Своя маленькая вселенная в рамках хутора. И никого им не нужно, вся эта государственная надстройка только мешает простому человеческому счастью.
Почему-то ведь Стеша выбрала именно этого странного чужого 'старого' мужика, а не молодого перспективного коммуниста. Может, потому что сердце подсказало, кому она нужна, вся она целиком, и кто любит только ее и думает только о ней. Для кого она - весь мир, и кто ради нее на все готов. А что еще женщине нужно? Простое женское счастье, а не грандиозные планы строительства коммунизма.
Отдельная режиссерская находка так чувственно показать то, чего в СССР нет, без ярко выраженных постельных сцен, но искры летят и зрителю остается много пищи для фантазий.
21 июня 2023
Селянка Стеша, молодая и весёлая, живёт в деревне, пока её не крадёт хуторянин Фёдор. Однако, неисповедимы пути женского сердца, поэтому Стеша выходит замуж за одинокого бирюка. Но время уж больно не простое — коллективизация… Да и Стешу тянут в колхоз не только внешние обстоятельства.
Незавидной оказалась судьба Родиона Нахапетова — актёр — звезда по неведомому стечению обстоятельств так и не стал режиссёром-звездой… А ведь и тема своя у него есть — одиночество в коллективе и особый строй женской драмы. О том и «Не стреляйте в белых лебедей», и «Зонтик для новобрачных» и этот, увы, мало кому известный, фильм. Кстати, поди ещё отыщи хоть какое-то отражение 30-х гг. в кино — на ум приходят разве что разоблачительные антитоталитарные фильмы к. 80-х — н. 90-х, либо советские сказки с Орловой и Ладыниной и Серовой… Условное исключение — «Время, вперёд!» Швейцера с гениальной музыкой Г Свиридова, но и тот ближе к реалистичной, но всё равно позитивной и сказочной картинке индустриализации.
А тут тема колхозов, где почти невозможно обойтись без показа «перегибов», что явно грозило вплоть до конца 80-х ярлыком «антисоветчина». Тем прекрасней, что Нахапетов обходится без отрицания канонов соцреализма — тема труда в наличии, а в исполнении Стеши — даже и коллективного. Кулаки? Тоже есть. Но даны как бы набросками — всплывают пару раз, но и только… Репрессии? А ведь и они присутствуют, причём обыгран эпизод блестяще — вроде как «органы» исполняют лишь свой долг, а догадливый зритель легко при этом угадает закулисье — доносы, причём кулацкие (а то и не кулацкие…), на главного героя.
И ведь этот антураж подаётся нарочито минималистично, без надрывов (вроде бы), сентиментальности и уж тем паче слёз, мольбы и жестокости. Напрашивается определение «пасторальная суровость», тем более, что и пейзаж играет не последнюю роль — в нём и схроны, и благодать, и «тёмная ночь» с «тёмными делишками».
Тем не менее, главная драма Нахапетовым втискивается не в обстоятельства, а в самих героев — с обилием трактовок и нюансов.
Главное удивление — Федор. Если бы я не знал, что такой тип был в действительности, то подумал бы, что режиссёр фантазирует и идеализирует советскую реальность. А ведь и вправду были около 1 % настоящих мужиков, которые дожили до 70—80-х гг., так и не вступив в колхозы. И по-моему, фильм точно попадает и в характер, и в мировоззрение этих русских людей притом, что чужаков, да ещё и в исполнении литовца Бурайтиса. Думается, что именно эта честная сила и прочувствована Стешей, особенно на фоне комсомольца — да, пожалуй что, и конформиста, говорящего лозунгами, но и не утратившего нормального чувства справедливости. Собственно, мужик и декларирует: «Не люблю, чтобы кто-то надо мной хозяином был» и железная логика впридачу: «Если они землю дали, то зачем (почему) нужно мне её кому-то отдавать?» Забавно, что это не логика собственника, а прагматизм трудящегося: «Здесь всё моим трудом сделано!» И трудно такому персонажу отказать если не в симпатии, то в уважении. Вот только он не «Homo soveticus»… Да и в обаянии ему отказано.
Тем не менее, появление такого героя в советском кино без однозначности красок уже смотрится смело.
И только Стеша (слегка неожиданная Марина Неёлова) не позволяет записать «С тобой и без тебя» (немного странное и мелодраматическое, сбивающее с толку, название) в диссидентскую вещь. Любит? Да. Но ей чуждо одиночество, ей нужно не силой земли и мужа подпитываться, а силой людского труда. К тому же ей чуждо, в отличие от мужа, страх. Страх, что отберут. Кстати, есть ведь и третья позиция — его отца (Владимир Зельдин)
Как ни странно, вещь с годами только приобрела в актуальности. В советское время смысл считывался следующим образом: колхозы — это коммунизм, жизнь в обществе, вне которого жить нельзя, труд как смысл сам по себе, справедливость как абсолютно общая ценность, и Стеша как главная героиня. Сегодня все немного иначе — Федор явно стал страдательным персонажем и несколько оттеснил Стешу на второй план. Но тем лучше — у зрителя больше выбора для интерпретаций и споров, особенно когда коллективизация густо намазана за последние 30 лет черной краской. Черно-белое, а то и цветное (а с нужными пейзажными лирическими красками в фильме всё хорошо) — лучше.
12 декабря 2019
На дворе 1935 год. Марина Неёлова энергично крутит любовь с красным комсомольцем Иваном, пока её внезапно не похищает подкулачник Фёдор. Поплакав для приличия минут пятнадцать, Неёлова, как выражаются в народе, переобувается (то бишь меняет точку зрения), проникается чувствами к похитителю и… выходит за него замуж. «Увёз силком, а стал милком» — такой поговоркой она объясняет происходящие внутри неё эмоциональные процессы.
Опечаленный Иван пытается вернуть Неёлову с помощью душеполезных бесед о коммунизме и колхозном строительстве, но тщетно.
Смотреть это страшно и неприятно, так как мы прекрасно понимаем, что в реальном 1935 году вместо вышеозначенных разъяснительных бесед Неёлову как жену подкулачника восемьдесят раз изнасиловали бы и потом сослали на Соловки, а самого Фёдора закопали бы живьём в целину и переехали механическим трактором во имя победы социализма.
Впрочем, кино не об этом, а о загадочной женской душе, которая инстинктивно всегда выбирает правильный вариант поведения, каким бы нелогичным на первый взгляд он ни казался.
20 декабря 2018
Говорят, что это фильм о любви на фоне социальных катаклизмов 30-ых годов, но это неправда.
Это фильм о Любви на фоне светло синего неба и тонких прозрачных трав.
Фильм-загадка. И не нужно пытаться найти отгадку в возвращении героя к обществу и отказе от единоличного хозяйства. История совсем не о том.
Он идет за той, что для него — Дом. Мир. Любовь.
…
Это настроение. Вздох. Улыбка.
Каждый кадр пропитан свежим, чистым воздухом, от которого щемит сердце. Тот настоящий воздух о котором ты слышал, но никогда не встречал.
…
К чему бы ни призывал этот фильм в 70-ые годы, он был создан не для этого.
Если бы целью было призвать всех к общественному труду, то не стоило бы тратить столько сил и чувств для создания картины в которой столько света. Столько простой человеческой радости.
…
Может там, где кончается та дорога, по которой они пошли друг за другом, они построили Новый Дом, нарожали детей и собирают лён на своих полях. мы не знаем. К счастью, мудрый режиссер не стал плясать под дудочку властей и не создал концовку в виде счастливого воссоединения «блудного сына» и могучего колхоза. Конечно, что за бред?
Они построили свой Дом. Свой. Где бы он ни был.
3 мая 2011
Тонкая лирическая картина. Удивительный мир деревни 30х годов 20 века показан с большой любовью, без единой ухмылки, ужимки, гротеска, сарказма, заламывания рук об утерянном и прочее. История даже не любви, а какой-то тихой радости и умиротворения от единения друг с другом и с природой.
Молодая и обворожительно красивая Неелова играет бесподобно. Ее Стеша — некий архетип женщины, все то теплое, нежное, ласковое, домашнее и уютное, милое и приветливое, что есть в слове «женщина», «жена» — все в ней. Трогательные кадры спелого льняного поля под белоснежно-голубыми просторами неба, первые шаги новорожденного жеребенка, ковыляющего несмело на тонюсеньких и хрупких ногах, широкая излучина реки, безмятежно текущей по могучей, широкой равнине и всего остального дают толчок к каким-то до боли щемящим воспоминания не то глубокого детства, не то забытого сна.
В общем, это неспешное повествование о простой и незамысловатой истории, снятое с большой любовью. Если вы никуда не торопитесь и хотите посмотреть просто приятное кино — это лента для вас.
10 из 10
5 сентября 2010