Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Надежда |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Марк Донской |
сценаристы: | Ирина Донская, Зоя Воскресенская |
видеооператор: | Инна Зарафьян |
композитор: | Рафаил Хозак |
художник: | Ольга Кравченя |
жанры: | биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 ноября 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Молодые Крупская и Ленин.
Наталья Белохвостикова и Андрей Мягков.
Двадцатитрёхлетний Ленин в исполнении Андрея Мягкова — это взрыв, брызги, искры, стихия… Одна из тех ролей, которые остаются навсегда…
Чего не скажешь об образе Крупской. «Наденька» Белохвостиковой аморфна, анемична и бледна… Хотя, видимо, здесь сыграли роль объективные обстоятельства: кто знает какой была эта самая Крупская? Тем более, молодая… Как её играть?
Фактический вакуум автор сценария и она же полковник МГБ Зоя Воскресенская пыталась заполнить содержанием идеологическим. Было ли это очередным заданием Центра или личной инициативой «полковника Зои» неизвестно, но в картине явно видна попытка создать атмосферу в семье Крупских, которая ничем не отличается от общеизвестной атмосферы в семье Ульяновых. Те же елейные интонации и те же уменьшительно-ласкательные суффиксы. Костенька, Наденька, папушка-журавушка…
Но когда паточная идеология и приторные риторические вопросы, вроде «Кто же зажжёт настоящий факел?», уступают место свободному повествованию, перед зрителем в полную мощь раскрывается талант Марка Донского и Андрея Мягкова, гениально создавшего образ молодого Ленина.
Сцены рабочих, безмолвно идущих с тяжёлой смены, женские платки, развивающиеся над забором с колючей проволокой, сцены народных гуляний на Масленницу, Шушенское, окутанное туманом лесных пожаров, жестикуляция «Старика», его живость, энергия, острота ума — всё это не может не завораживать и восхищать.
Революционеры Донского аскетичны, они не фанатики, что прячутся по углам, и они не бесы, ненавидящие жизнь. Они просто другие. Им неинтересны массовые гуляния и суета. Они скромны и спокойны. Хрупкая «Наденька» Натальи Белохвостиковой только подчёркивает их отчуждение. Капитан яхты так и говорит им: «Если вы сейчас не начнёте веселиться, я подумаю, что вы — революционеры». О своих чувствах не кричат. Но за них надо бороться. В этой хрупкости и в этом аскетизме их сила. Кукушка прокуковала всего два раза. «Это столько лет нам быть в ссылке, а вместе нам быть навсегда», — нашёлся Ленин-Мягков.
6 из 10
29 июля 2011
Смотришь сегодня этот фильм и думаешь, как все в мире повторяется; прошло сто лет. а история идет по кругу: все те же проблемы, все тот же разрыв миров между классами, та же ненависть к властям, и презрение властей к народу, а главное -назревание революционной ситуации. Только в нынешнее время народ долго раскачиваться не будет — революция будет молниеносной, ибо время ускоряется стремительно, и те романтические прогулки в ссылку (например, в Шушенское) в наше время, увы, не светит.
Как ни крути, а воспитание в семье играет большую роль в плане становления личности. В данном фильме это хорошо показано на примере семьи Крупских, где глава семьи считался «крамольником», «бунтовщиком» в глазах жандармов и властей (даже читал Мицкевича!), попадя в опалу, лишился благосклонности властной милости. «Держись людей, борющихся за справедливость, не мирись со злом», в таком духе наставлял Надежду Крупскую ее отец.
В фильме показана история знакомства Ульянова и Крупской, зарождение их романа, политическая работа, аресты, ссылка, свадьба в глуши сибирской.
Наталья Белохвостикова сыграла Надежду, а Ульянова — Андрей Мягков, но, кстати, без нареканий. Прежде всего, Мягков ассоциируется с «Иронией судьбы», но это, пожалуй, одна из лучших ролей в его репертуаре.
Фильм заканчивается на оптимистической ноте, все живут надеждой на лучшее завтра, ради которого они и шли на каторгу, на висилицу, но… они-то дождались в конце концов. Последуем же их примеру.
10/10
10 декабря 2009