| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
5.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
День гнева |
| английское название: |
Fury |
| год: | 1973 |
| страны: |
Великобритания,
Италия
|
| режиссер: | Антонио Календа |
| сценаристы: | Эдвард Бонд, Уго Пирро, Антонио Календа, Михаил Лермонтов |
| продюсер: | Марчелло Данон |
| видеооператор: | Альфио Контини |
| композитор: | Риц Ортолани |
| художники: | Дарио Микели, Данило Донати, Franco Nonnis |
| монтаж: | Серджо Монтанари |
| жанры: | драма, история |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
26 января 1973 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 58 мин |
Само по себе незаконченное произведение Лермонтова 'Вадим' известно далеко не многим. А тот факт, что оно экранизировано, да еще и в Италии, со звездами в главных ролях - сам по себе факт значимый. Достаточно уже того, что в роли Пугачева выступил сам Оливер Рид, а его партнершей была прима Висконти - Клаудия Кардинале.
Эти моменты слишком значимы, чтобы критически относиться к ленте. Очевидно, что создатели картины выразили уважение и к автору, и к русской литературе вообще взявшись за экранизацию 'Вадима'. Тем интереснее их авторский взгляд, который вероятнее всего основывался совсем на иных архетипах. На мой взгляд, говорили о Пугачеве, но рассказывали про Гарибальди. Впрочем, кто знает?
Сам по себе 'Вадим' достаточно похож на 'Капитанскую дочку'. Молодые люди. Предательство и месть. Страстный роман. Жестокость и убийства. Пугачев. Но... В экранизациях 'Капитанскй дочки' принято возвышать Пугачева. Это статный справедливый разбойник. Таким был Ван Хефлин у Латтуады, таким был Машков у Прошкина. А вот портрет Пугачева в исполнении Оливера Рида совсем другой. Это человек, слабости которого постоянно одерживают над ним верх. Он будто даже не может справиться с самим собой. Насилие и жестокость - его энергия, которую он черпает из невидимого окружающим портала. Где бы ни появился Пугачев - это 'черная энергия' следует за ним. Как следствие - жестокий горбун Вадим, невесть как подвизавшийся к Пугачеву в окружение. Вадим ведом своими собственными демонами. Но энергия все та же.
Кстати, в 'Капитанской дочке' было предостаточно убийств и жестокости. На мой взгляд, экранизации смягчали авторские пушкинские зарисовки. А вот в экранизации 'Вадима' авторы дали себе волю. Будто у режиссерского кресла 120 дней стоял Пазолини и подсказывал сделать 'жестче'.
Изнасилования, убийства, грабежи - смута влекла за собой смерть невинных. И это мастерски показано в картине. Никаких сантиментов. И никакого лукавства - стоял за всем этим Пугачев.
Тогда в 1973 году Оливер Рид также снялся в двух гангстерских итальянских боевиках (Револьвер, Кусай и беги). И там он был достаточно одинаков - брутальный герой боевика. Но потенциал этого актера был куда шире. Наверное уже никто не узнает, что творилось у него тогда с личной жизнью, но Оливер сыграл полноценную драматическую роль. Я вижу этот образ иным. Но Оливер Рид был театрально задумчив, трагичен и одновременно ничтожен, как шекспировский 'Макбет'.
У ленты есть недостатки. И они были подмечены видимо даже современниками. Режиссер этого фильма больше крупных значимых проектов не получал - лишь две киноработы. И наверное по делам - последние минут 20 можно было бы сделать эффектнее, выразительнее, памятнее. Но вышло как вышло. Следует признать, создатели увлеклись и нарушили баланс - страстности было в этой ленте слишком много. Но в целом, разве можно всерьез громить эту ленту?
7 из 10
27 июля 2023