Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мусаси Миямото |
английское название: |
Miyamoto Musashi |
год: | 1973 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Таи Като |
сценаристы: | Ёситаро Номура, Эидзи Ёсикава, Ямасита Киёмото |
видеооператор: | Кэтдзи Маруяма |
композитор: | Хадзимэ Кабураги |
художники: | Кёхэй Морита, Ураяма Ёсиро, Нобору Иннами |
монтаж: | Осава Сидзу, Сидзу Осава |
жанры: | боевик, драма, биография |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 июля 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
- Как его зовут?!
- Миямото Мусаси.
- Миямото Мусаси? Первый раз слышу… Какой у него стиль?
- Он говорит, у него нет стиля. Его учили деревья и волки…
- Странный тип…
Придется неизбежно сравнивать с другими версиями. Что имели на тот момент:
«Миямото Мусаси» режиссера Тому Утиды (1961- 1971)
Трилогия «Самурай» режиссера Хироси Инагаки с Тосиро Мифунэ в роли Мусаси (1954—1956). Любопытно, режиссер Инагаки ранее уже обращался к нашей теме в «Сасаки Кодзиро- эпизоды жизни» (1950), где столкнул Кодзиро и Мусаси в исполнении того же Тосиро Мифунэ…
Ну и собственно книга Ёсикавы Эйдзи «Десять меченосцев», что является литературным первоисточником для экранизаций. Далее были радиоспектакли и несколько фильмов 40-х — 60-х годов.
Ну вот. На дворе 72 год. Зачем дышать в затылок приведенным версиям, если все они основаны на произведении Эйдзи Ёсикава? Режиссер Таи Като с парой сценаристов решают наступить им всем на пятки. И за основу берется (трудно поверить) опять Эйдзи Ёсикава…
Верным оправданием является то, что о жизни легендарного меченосца известно очень мало. Автор книги Ёсикава достаточно вольно сфантазировал недостающие пазлы. На тот момент его уже не было в живых.
Существует перечень дошедших реальных фактов и пара фактов поэтически вымышленных, где сходятся все кино версии и литература:
1.) Поражение в битве при Сэкигахарэ 1600 г. Мусаси 16 лет… Чтоб не спойлерить сразу 8.) Провинция Бунзен. 1612 год. Поединок с Сасаки Кодзиро. Мусаси 28 лет.
Во всех 8-ми пунктах, авторы последовательно сходятся. Лишнего не добавляя. Кинокомпания Shochiku Films Ltd, продюсеры, сценаристы, режиссер решают схулиганить. Ибо в кинокартинах до них- логика хромала, но завышен героический пафос. Благородно чрезвычайно.
Вот тут они и развернулись, сохранив лишь хрестоматийную, хронологическую форму…
Лента важная, показать влияние мирового кино на японское. Трансформация японского кинематографа от фундаментальных канонов к т. н.«новаторству». Поиск новых форм, попытка подражания европейскому кино, дерзость, неизбежные ошибки.
Важно понимать, что эта лента адресована японскому зрителю. Они все про эту историю знают. По этому, события и мотивация героев не досказаны.
После битвы при Сэкигахарэ роковая встреча с двумя дамами. С них все и начнется. Ответ, почему Такедзо (будущий Мусаси) выбирает Путь война, а его друг- сосед по деревне Матахати выбирает оседлый образ жизни, женившись. Собирательный образ двух мужчин, двух судеб, двух Путей. Ибо брак тоже Путь, найдя второе одиночество объединиться и продолжить дорогу вместе.
У Мусаси, Путь: стать самым сильным в Японии. Надо принести жертву.
Матахати приносит свою жертву: опускает руки под каблуком супруги, рефлексирует, теряет мужское обличье ради унизительной нищей стабильности. Он еще молод, а уже устал.
Жертва Мусаси: никогда не заводить семью, не отвлекаться на суету. Отшельничать, оттачивать искусство меча.
В нашем фильме авторы и режиссер Като Таи, начинают хитрушки. Перед нами нормальные мужчины и не чужды им плотские наслаждения. Приводится сцена как Мусаси пытается овладеть Оцу (невеста его друга Матахати). Кино постановки ранее такого себе не позволяли. Оказывается, Мусаси не одержимый вкусом крови ронин (заблуждаясь высокими идеями), а обычный человек. На первый взгляд грязно. Но этот эпизод важен. Ведь ранее он отверг двух дам в лесу и там же признается Матахати, что не любит женщин. Попытка близости с Оцу оживляет образ сдержанного самурая. Но это не все. В Киото, глава фехтовальной школы «Ёсиока»- Сэйдзюро тоже грязно добивается другой девушки, Акэми. Акэми, одна из тех самых дам из леса, которых отверг Мусаси… санта барбара вот такая… Двум меченосцем скоро предстоит столкнуться.
Очень интересный ход. Сцена у моста: Закадровый голос предполагает чем Мусаси занимался три года потом. Нам ничего не показывают. Выбор остается за зрителем во что поверить: Одни люди говорят, будто путешествовал, другие, что есть только слухи, изучал 3 года свитки в добровольной изоляции, постигал литературу, историю, философию, военные трактаты. Под патронажем Такуана Сохо…
Ну вот и подходим к Такуану Сохо… Такуан, один и пяти известнейших монахов Дзен, оказавший влияние на культуру и военские искусства. Фигура значительная, уважаемая.
Известно, что Такуан на двенадцать лет старше Мусаси, ему 28.
Авторы фильма его карикатурно «застарили» и выглядит он как беззубый вредный старикашка. Несет пургу, паясничает. Зачем так сделали? Вероятно, показать, что никакой просветвленной мудрости в поступках дзенского болтуна не было. Череда событий далее, это цепь случайностей, а не благородство Такуана.
Находчиво верно (с черным юмором) изображена дуэль с мастером кусаригама Сисидо БайкИном… Вряд ли это спойлер, ибо сцена всем известна чем закончится… НО… (сюрприз) тут, на поединок Байкин пришел не один, (оказывается у него была жена и сын) пришел со своей женщиной и с маленьким ребенком. Жена как на смех тоже владеет искусством кусаригама. А к ее спине привязан ребенок (так носили детей). Вот она помогает мужу, хочет ужалить Миямото, крутит серп с цепью и только мешается под ногами, ребенок за спиной делает ее уязвимой.
Это мелочи, которые добавили, чтоб очеловечить «Легенду». Но вышло как пародия на целую эпоху устаревшего романтизма… Карикатуры снимать умеют, а дать нового ничего не могли, зато открыли дорогу к японской порно индустрии и гангстерским фильмам про якудзу. Вытеснили мастеров со сцены не предложив взамен качества…
Из плюсов: щадящий, двух с половиной часовой метраж ленты по сравнению с предшественниками-долгостроями.
Отличный музыкальный ряд. Это уже не только обязательная традиционная японская музыка.
Операторская работа: Земля трясется от топота копыт. Поликомпозиция меча и копья, белый фон в поединке с мастером копья (под цитаты из «Книги пяти колец»). Затемнение у чистильщика меча. Технически сделано изобретательно. Интересные точки съемок. Отличный свет.
Минусы: Актеры великовозрастные, иногда не логичный монтаж. Внешность Мусаси пресная, смазливая, но не яркая. Нет внутренней силы. Нет изменение героя — от юноши до мужчины.
За кадром остается развитие Мусаси… Что он хочет, и зачем, не ясно.
Персонажи два раза мочатся. В буквальном смысле справляют нужду в кадре. Это такой реализм…
Такуан Сохо обманывает Мусаси: «Человек знает страх, он ценит свою жизнь»… Мусаси тут же осваивает урок Такуана и обманывает Оцу, обещая бежать и жениться.
Итог: мочиться в кадре и всякая грязь в попытке очеловечить эту историю, не обязательны. Но за попытку, спасибо. Эта лента, предтеча падения японского кинематографа. Новое яп. кино отходит от старой схемы авторского кинопроизводства, старой школы, заменив голливудским способом обогащения через прокат. В 80-х японский кинематограф рухнет.
6 из 10
6 марта 2019
Данная киноинтерпретация приключений Миямото практически не известна зрительской аудитории за пределами страны-производителя, т. е. Японии. Но, похоже, и в самой Японии широкие зрительские круги не особенно высоко ценят эту кинокартину.
А произведение, тем не менее, является довольно любопытным образчиком исторического самурайского кино снятого, с одной стороны, в недоклассической, а с другой, недоноваторской манере. В данном случае приставка недо- носит отрицательный характер и это, на мой взгляд, справедливо. Всё-таки 1973 год диктовал насущную потребность ухода от канонов 50—60-х, но насквозь зацементированная монументальность сюжета утянула все попытки режиссёра выделиться в те самые — отработанные и отточенные схемы, которые массовому зрителю уже приелись за прошедшие более чем два десятилетия.
Для начала, определюсь с трактовкой образа Миямото — здесь он не благороден и не мудр. Наиболее близкое, что приходит на ум — бретёр, удачливый и хитрый.
Относительно отсутствия благородства, можно вспомнить эпизод как без малейшего колебания Миямото целенаправленно протыкает мальчишку лет 8—10 в страхе закрывающего лицо ручонками с криком «Страшно!», но на этом не останавливается, а «до кучи» упоённо сносит ему мечом заодно и голову.
Справедливости ради, следует заметить, что и большинство соперников Миямото благородством не блещут, а заявляются к месту дуэли в окружении верных вассалов, так и норовящих перехватить Миямото где-нибудь по дороге или пырнуть оного со спины.
Как следствие подобных «благородных» манер, дуэль может выглядеть следующим образом: Миямото набегает на соперника из каких-нибудь кустов (дабы обойти засады вассалов), быстренько рубит бедолагу мечом, и вприпрыжку «делает ноги» пока раздосадованные вассалы словно стадо обезьян с воплями носятся по округе не зная — то ли оказывать первую помощь господину, то ли отомстить Миямото за нанесённый урон.
Основная романтическая линия в фильме (а всего их можно выделить две) получилась просто чудо как «хороша». В первой четверти фильма главная героиня решила проигнорировать старинную японскую поговорку: «Если просит самурай, не ломайся, а давай» и вознамерилась малость поломаться когда Миямото охватила жажда женского тела. Ну, стервец, отомстил ей за это по полной — на протяжении всего оставшегося экранного времени бедная девушка бегала за нашим героем с целью возобновления «отношений», но при каждой встрече слышала только железное самурайское — «Нет!» Как говорится: «Такая вот любовь у них…»
Теперь о некоторых любопытных деталях режиссуры и операторской работы. Ну, если почитать отзывы о картине самих японцев, то любовь режиссёра/оператора к съёмке с «низкого угла» не отметил только ленивый, отмечу и я, добавив от себя, что пределов у этого «низкого угла», прямо скажем, не оказалось, т. е. оператор в паре случаев был способен переместиться аж на 180 градусов под снимаемый объект. Впрочем, выглядело это» к месту».
Также следует отметить проработку планов. Несколько раз ловил себя на мысли, что наблюдать за персонажами на заднем плане гораздо интереснее, чем за персонажами на переднем. Особенно хочется отметить любопытно построенный многоплановый эпизод, где оператор умудрился вести съёмку прямиком из клетки с курами. Итого, на переднем плане (у самого объектива) мы видим кур, на втором плане решётка клетки и припавший к ней свеженький труп, а уже на третьем плане парочка из состава основных персонажей ведёт сюжетную беседу.
В общем, могу сказать, что фильм производит немного странное и «смазанное» впечатление. Определиться с его оценкой мне лично было нелегко. Своё окончательное мнение я составил только через пару недель после, собственно, просмотра.
И вот моя оценка:
7 из 10
30 июля 2017