Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Месяц в деревне |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Екатерина Еланская, Галина Холопова |
сценарий: | Иван Тургенев |
видеооператор: | Андрей Тюпкин |
художник: | Игорь Романовский |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 января 1969 г. |
на DVD: | 28 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 48 мин |
Знакома ли теперешняя молодежь с творчеством И. Тургенева? Пожалуй, большинство кроме цикла рассказов «Записки охотника», нескольких повестей, поэзии и двух, как говорится, наиболее известных романов «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо», «задержавшихся» в памяти еще со школьной скамьи, ни к чему не пристрастилось. Об этом многие говорят. Нам же остается надеяться, что ораторы глубоко заблуждаются в своих серьезных замечаниях, потому как смотрят на молодое поколение весьма поверхностно.
Почему же пьеса «Месяц в деревне» одна из ключевых в творчестве Тургенева? Во-первых, это одна из самых репертуарных пьес русского театра, а, во-вторых, это комедия, что в свою очередь ломает распространенный стереотип «Произведения Тургенева увековечены вечными страданиями и душевными катастрофами». Здесь автор «отрывается» над своими героями от всей души, без тени угрызений совести. Сплошные интриги, любовь-морковь, ревность, дружба, наивность, корысть… И все это показано через призму иронии и легкого юмора. Так и веет «классическими приемчиками» драматургии XVII-XVIII веков.
Режиссер Екатерина Еланская определила жанр телеверсии спектакля как драма, хотя с этим можно не согласиться. Дело в том, что сам текст пьесы не нацелен на драматические переживания каждого персонажа. Его задача в другом: он высмеивает всю ситуацию в общем, разбивая ее на отдельные мысли вслух и рассуждения героев. Отлично подобранный актерский состав настраивает не только на позитивное отношение к картине, но и заставляет внимательно наблюдать за игрой выдающихся советских артистов (Л. Круглый, А. Калягин, Е. Васильева, Е. Уралова, Е. Урусова, В. Лакирев, Л. Гребенщикова). Еланская довольно точно отразила эпоху XIX столетия, быт дворянского сословия в деревенской среде, где неимоверная скука замучила их настолько, что они начинают плести интриги чисто для развлечения, а не потому, что действительно испытывают чувство отчаяния от неразделенной любви. Романсы-рассуждения в начале каждого эпизода, служат микро-паузой и помогают зрителю понять истинное отношение героя к ситуации, в который он оказался, и поэтому не приходится ничего додумывать. Еланская намеренно выставляет душу персонажа на зрительское обозрение, при этом пряча ее ото всех в целом (такой же прием используется в опере, когда каждый герой исполняет свою арию, своеобразный крик души).
В завершение, хочется сказать, что телеспектакль Еланской получился очень светлым, веселым и легким, несмотря на дешевую черно-белую пленку. Здесь важно, что актеры и режиссер работали не отдельно друг от друга, как это нередко случается, а коллективно, вышел своего рода симбиоз.
Что удивительно, трехчасовая постановка не вызывает чувства утомления или пресыщенности, наоборот, чем дольше смотришь, тем спектакль сильнее затягивает.
17 февраля 2015