Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Остров сокровищ |
английское название: |
Treasure Island |
год: | 1972 |
страны: |
Франция,
Великобритания,
Италия,
Испания,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «The greatest adventure of all time» |
режиссеры: | Антонио Маргерити, Джон Хаф, Андреа Бьянки |
сценаристы: | Антонио Маргерити, Орсон Уэллс, Роберт Льюис Стивенсон, Lothar Kompatzki, Альберто Либерати, Вульф Манковиц, Хуберт Франк, Баутиста де ла Каза, Жерар Верже |
продюсеры: | Андрес Висенте Гомес, Anacleto Fontini, Франсуа Де Ланнуриен, Гарри Алан Тауэрс, Джордж Дэвис, Артур Браунер |
видеооператор: | Сесилио Паниагуа |
композитор: | Натале Массара |
художники: | Фрэнк Уайт, Хосе Мария Аларкон, Эмилио Балделли |
монтаж: | Николас Вентуорф, Отелло Коланджели, Рената Энгельман |
жанры: | приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 октября 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
У этой экранизации занимательная история, которая заслуживает упоминания. В начале шестидесятых Орсон Уэллс прямо-таки люто мечтал снять «Фальстафф», но никто не соглашался выступить продюсером. Тогда он пошел на хитрость: написал заведомо более успешный в коммерческом отношении сценарий по «Острову сокровищ» и стал говорить, что снимет два фильма «по цене одного».
На уловку купился Эмилиано Пьедра. Орсон принялся потихоньку снимать цветной «Остров», но почуяв, что над вторым проектом (и более важным для него) навис дамоклов меч, он бросил все финансы и силы на «Фальстаф». Тем не менее, контракт есть контракт, так что спустя восемь лет Уэллс вернулся к «Острову» — теперь уже с Джоном Хафом. Он не афишировал свою принадлежность к написанию сценария и более того — попросил указать в титрах псевдоним. Фильм начали снимать по новой в Испании, где он и был благополучно завершен.
К счастью, «Остров сокровищ» не выглядит чем-то побочным или снятым из-под палки. Довольно неплохо подобраны актеры, декорации и натурные съемки на уровне.
Конкретного описания Джима у Стивенсона нет, но, на мой взгляд, Киму Барфилду не мешало бы быть на пару лет постарше. Билли Бонс, пожалуй, чересчур добродушно выглядит — как Леонов в роли злодея. Какие бы рожи он не корчил, свирепости ему это не прибавляет. К Черному Псу, как персонажу второстепенному, требования не столь высоки, но все же цепкий глаз выявил наличие всех десяти пальцев на руках и сильный загар. С Пью особо не заморачивались, и это вполне понятно, если речь идет о персонаже, которому выделено пять минут экранного времени.
К Ливси вполне применимы слова «изящный» и «щегольски одетый», кроме того, неплохо передан его миролюбивый характер. За это можно простить глаза, подведенные черным карандашом, а также шашни с матерью Джима. Трелони бледноват и не тянет на закоренелого путешественника, но в остальном соответствует литературному прототипу.
Орсон Уэллс, безусловно, прекрасный актер, и даже внешне он вполне годится на роль Сильвера (если не считать полноты и отрезанной ноги — почему-то правой, а не левой). И всё же мне не понравилась его интерпретация роли: персонаж получился не столько умным, веселым и хитрым, сколько грубым и деспотичным.
Относительно Смоллетта у писателя не было четкого описания, но к Рику Батталье претензий нет. Он отдаленно напомнил капитана Ахава в «Моби Дике» Хьюстона. Матросы «Испаньолы» вполне фактурные ребята — особенно Израэль Хендс. В эпизоде мелькает жена Сильвера — весьма своеобразная дама. Ну, а лучше всего вжился в роль попугай Сильвера. К слову, читая книгу, я представляла себе именно зеленого амазона.
Единственный обитатель острова, Бен Ганн, вместо светлых глаз и загорелого лица имеет темные глаза и светлое лицо, но отыгран персонаж достойно, поэтому дальше смаковать его «неправильную» внешность я считаю излишним.
От людей мы переходим к антуражу, и начать следует, безусловно, с «Испаньолы». Она довольно красива, но две вещи явно бросаются в глаза: далеко не белоснежные паруса и парусное вооружение, скорее подходящее для трехмачтового барка, чем для шхуны. Можно подумать, что это придирки, но я так не считаю: одно дело — серые глаза у Ливси вместо черных или не та нога у Сильвера, а другое — барк, когда в книге явно и не один раз прописана шхуна.
Впрочем, есть и очень приятные детали: например, «сережки Сильвера», развешанные по палубе. Из просмотренных восьми экранизаций об этой мелочи не забыли только здесь.
Остров не блещет разнообразием флоры и фауны, но это как раз вполне канонично. Скалы, деревья; преимущество выгоревшего зеленого и песчано-желтого цветов — именно таким должен быть необитаемый и малопривлекательный для путешественников остров. Несколько разочаровал форт: от экранизации, упомянувшей даже «сережки Сильвера», автоматически ожидаешь большего внимания к первоисточнику. Казалось бы, чего проще: бревенчатый сруб, высокий частокол, ручей, небольшой бассейн у крыльца. Но создатели «Алмазного острова» предпочли постройку типа «каменный сарай с плоской соломенной крышей».
Что же самое главное — сокровища? Они очень эффектны, если не сказать — слишком. Всё блестит, переливается, искрится. Хотя в книге говорилось только о монетах и крупных слитках, какой же клад без кубков, ожерелий и драгоценных камней? Но это тот случай, когда фантазия сценаристов работает на руку фильму.
Осталось похвалить Натале Массару за хорошую музыку и упрекнуть Сесилио Паниагуа за обилие ужасных крупных планов. В целом замечательно, что Орсон Уэллс все-таки довел дело до конца: экранизация вполне достойная.
10 апреля 2013
А вот и европейское экранное воплощение приключений Джима Хокинса, да ещё и с великим и ужасным Орсоном Уэллсом в роли главаря шайки пиратов. Фильм даже по манере съёмки заметно отличается от голливудских постановок, от актёрской игры до операторской работы — весьма необычные ракурсы, камеры иногда чуть ли не тыкается в лицо персонажам, «бежит», трясётся, вместе с ними.
Сюжет в целом почти отступает от книги. Неуловимыми штрихами только проскальзывают моментики от авторов. Такие как например, намёки на некую связь между матерью Джима и доктором Ливси (бедного, больного отца Хокинса я так наверное ни в одном фильме и не увижу), в вечер разборок пиратов с Бонсом она вообще уезжает с доктором в коляске наговорив своему сыну, что «едет помочь ухаживать за больными».
В основном, в фильме образы персонажей похожи на книжные.
Из того, что бросилось в глаза. Джиму, как в большинстве, пожалуй, экранизаций лет десять-двенадцать. Бен Ганн опять жалкий полубезумец. Актёр, сыгравший Чёрного пса, напомнил Джона Туртурро, как внешностью, так и поведением. Трелони такой же неумный и недалёкий как и практически во всех фильмах, только пожалуй в нашей экранизации 71-го года получился человеческий образ. Запомнились чернющие бакенбарды Смоллетта. А вот Сильвер здесь значительно отличается от Сильверов, которых я наблюдал в двух предыдущих, американских версиях. В тех местах, где американцы выражали свои эмоции мимикой, а в случае фильма пятидесятых, и откровенным кривлянием, монументальный Уэллс показывал всё одним взглядом. И эффект был ничуть не меньший.
Что ещё. Да, и в книге, и в большинстве картин выделяется особое опекунственное отношение доктора Ливси к Джиму Хокинсу. Здесь, несмотря даже на намёки на связь Ливси с матерью Джима, про это нет и речи, даже выкинут эпизод, где доктор готов нарушить своё слово и сбежать с Джимом от пиратов.
Вкратце всё. В целом же хорошая, внимательная экранизация.
1 мая 2011