Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Глаз черного кота |
английское название: |
Il tuo vizio è una stanza chiusa e solo io ne ho la chiave |
год: | 1972 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Серджо Мартино |
сценаристы: | Эрнесто Гастальди, Эдгар Аллан По, Лучано Мартино, Сауро Скаволини, Адриано Больцони |
продюсер: | Лучано Мартино |
видеооператор: | Джанкарло Феррандо |
композитор: | Бруно Николаи |
художники: | Оскар Каппони, Джорджо Бертолини |
монтаж: | Attilio Vincioni |
жанры: | ужасы, триллер, мелодрама, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 августа 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Все-таки это «Черный кот» Эдгара По, пусть и со смещенными акцентами, даже пусть и перевертыш.
Отличные актеры у Мартино отлично играют. Фенек здесь просто прекрасна (наверное, сказалось недавнее рождение ее ребенка). Анита Стриндберг в одной маске, маске страдающей женщины весь фильм, но эта маска как раз то, что надо для картины. Луиджи Пистилли, напоминающий молодого Джеймса Каана тоже изможден и убедителен в роли уставшего от жизни мужа. Кстати, в этом же году был фильм «Белое одеяние для Мариэле», в котором также снимались Пистилли и Рассимов, так что большую часть 1972 года они жили, скорее всего в заброшенных замках). Ну и в общем, в 70-х годах фильмов про убийство в замках наснимали намного лет вперед, и это хорошо, потому что если есть тяга к такому жанру, то в наше время из данного направления выбрать и посмотреть нечего. Сюжет однако, у Серджио Мартино сильно лихорадит, что случается во многих его фильмах джалло-направленности. Когда в фильме есть смешение жанров это неплохо, вспомним Билли Уайлдера, но в этом фильме режиссер слегка перегнул, включив даже сцену с мотогонками, не очень и нужную. В итоге, имеем по сюжету не джалло, а «черный» фильм, поскольку нет ни одного, как и полагается, положительного персонажа. Но все атрибуты джалло присутствуют, если смотреть фильм не до конца, то можно и купиться на постер. Перевод итальянского названия про комнату также вводит нас в заблуждение. Видимо, Мартино так решил провести зрителей, чтобы из-за угла показать все же Эдгара По.
Этот фильм ближе к фильму Ардженто «Кошка о девяти хвостах», который близок в свою очередь, к приключенческому детективу, то есть отступает от жанра. Позже, кстати и Ардженто снимет свою короткую версию этого рассказа Э. По, которая близка местами и этой ленте.
Смешение жанров и повествования не на высоте, ровного ритма у ленты нет, но все равно фильм запоминается, и если итальянское название не давало намеков на финал, то в данном названии в конце растерянно хлопаешь себя по лбу — а ведь действительно, вот кота мы за всеми передрягами сюжета почти что упустили!
4 сентября 2016
Четвертая кинокартина в творческой биографии итальянского режиссера Серджо Мартино. Оригинальное название — «Твой порок — это закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней». Во многом недооцененный, практически эталонный образец жанра «джалло».
Серджо Мартино представитель известной итальянской кино-династии (его родной дед Дженнаро непосредственно участвовал в создании первого итальянского звукового фильма). Серджо справедливо считают одним из основоположников «джалло». Его концептуальные наработки активно эксплуатировались другими режиссерами, причем не только теми, которые работали непосредственно в «джалло». Некоторые критики считают, что определенное влияние Мартино можно заметить в картинах самого Дарио Ардженто.
Фильм «Твой порок — это закрытая комната, и только я обладаюю ключом к ней» снят по мотивам рассказа Эдгара Аллана По «Черный кот», а название позаимствовано из записки, сопровождающей букет цветов из предыдущего фильма Серджо Мартино «Странный порок миссис Уорд». По сути, вот так, из двух равноценных, но стилистически разнородных частей и сшит этот фильм. В этом его индивидуальность, привлекательность и обаяние, но в этом же заключены его недостатки — жанровая эклектика, сюжетные «провисания», нарушение ритма и внятности повествования.
Фильм начинается, как классический готический роман, со всеми составляющими жанра: уединенный замок; фамильная тайна, связанная с шикарным платьем; странные отношения хозяев замка; инфернальный черный кот с говорящей кличкой Сатана…
Затем сценарий делает первый кульбит. Не то чтобы неожиданно, но очень быстро фильм оборачивается триллером о маньяке-убийце, где главным подозреваемым выставляется хозяин замка — писатель, декадент и алкоголик Оливьеро Рувиньи. Подозрения насчет спивающегося аристократа усиливаются, когда в замке гибнет чернокожая служанка…
И тут новый трюк-переворот! С появлением в кадре Эдвиж Фенек картина плавно, но совершенно неизбежно, трансформируется в эротическую криминальную мелодраму. Постельные сцены Фенек и Стриндберг, в сопровождении прекрасной музыки Бруно Николаи, сняты просто мастерски — чувственно, эротично, со вкусом (из телевизионной версии фильма эти сцены были вырезаны).
К середине фильма Мартино окончательно и однозначно формирует «джалло»-атмосферу своего рассказа: тайны, убийства, эротика — всё на своих местах. Но в финале картина делает ещё один кувырок, вернувшись в изначальную позицию, т. е. опять обернувшись «черным котом» Эдгара По…
Фильм обязателен для просмотра поклонниками «джалло». Это уже классика. Это надо видеть и знать. Тем более, что «Твой порок — это закрытая комната…» далеко не худший образчик жанра.
5 из 10
9 мая 2014
«Твой порок — запертая комната, а ключ у меня одного» — цитата из более ранней картины Серджо Мартино «Странный порок госпожи Уорд», стал названием этой ленты. Эта фраза очень четко характеризует то, о чем пойдет речь в фильме.
Мартино поднимает весьма щекотливую проблему — вопрос кошмара семейной жизни. Уставшие друг от друга супруги, жизнь которых наполнена несбывшимися надеждами, обидами и разочарованиями. Они живут вдвоем в отдаленном от города доме. Только черный кот главы семейства иногда нарушает их покой.
На фоне этой напряженной картины, начинают происходить убийства женщин. Главный герой, который подозревается в них, полностью уходит в себя. Он много пьет и живет в мире иллюзий, но что еще взять с писателя, у которого сильный стресс.
Вскоре в дом к героям приезжает его молодая и красивая племянница. Тут действие фильма оживляется, ибо ее играет Эдвидж Фенеч. Так уж сложилось, что Мартино совсем не случайно предоставит Фенеч эротически насыщенную роль коварной соблазнительницы. В его картинах Эдвидж Фенеч смотрелась просто идеально, создавая особую энергетику. Удивительно, но ни в фильмах у Дарио Ардженто, ни у Марио Бавы — Фенеч ничего экстраординарного не показывала.
Другие актеры также прекрасно вписались в этот напряженный фильм. Анита Стриндберг была просто замечательна в роли жены. Нервная, своенравная и импульсивная Стринденберг будто была рождена для этой роли.
Ну а по-настоящему серьезную роль сыграл Луиджи Пистилли. Этот очень характерный актер достаточно часто ограничивался небольшими выразительными ролями (в том числе у Серджо Леоне в «долларовой трилогии»). Но, получив возможность сыграть главную роль — Пистилли блеснул.
В итоге: в сущности, несмотря на близость этой картины к жанру giallo, перед нами настоящее психологическое научное исследование. Приятно, что сюжетная линия построена на классическом литературном произведении. Ведь, вся конструкция построенная Серджо Мартино, не что иное, как интерпретация «Черного кота» Эдгара Аллана По, правда с оригинальной концовкой и в стилистике giallo.
9 из 10
5 мая 2013