Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Блез Паскаль |
английское название: |
Blaise Pascal |
год: | 1972 |
страны: |
Франция,
Италия
|
сценаристы: | Жан-Доминик де ла Рошефуко, Марчелла Мариани, Лучано Скаффа |
видеооператор: | Марио Фьоретти |
композитор: | Марио Нашимбене |
художники: | Франко Вельчи, Марчелла Де Маркиз, Изотта Росселлини |
монтаж: | Йоланда Бенвенути |
жанры: | биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 мая 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 15 мин |
Люди в большинстве своем несправедливо относятся к философам и их учениям. Считается, что последние не несут в себе никакой практической ценности и, поэтому бесполезны простым гражданам. Но вот философы эпохи просвещения своей деятельностью опровергли данный тезис. Именно за счет их гениальности были возрождены и развиты античные науки, благодаря которым сегодня существует вся окружающая нас развернутая технология. Тем, что ныне имеет, мы фактически обязаны таким ученым как Лейбниц, Спиноза, Декарт и Паскаль. В чем же их заслуга?
Первым порядком следует назвать самоотверженную и героическую борьбу против догматических верований и суеверий, которые были повсеместно распространены еще в XVII веке.
Так, например, в фильме показательна сцена в начале фильма, где проходит судебное заседание по обвинению служанки в колдовстве. Как мне кажется, она специально поставлена одной из первых, дабы сразу дать зрителю представление о нравах эпохи инквизиции. Все присутствующие в зале суда без тени сомнения принимают на веру слова прокурора о том, что к обвиняемой служанке в дом через окно проник сатана, где и овладел ею. После чего сквозь стены перенес несчастную на гору, где наложил некое проклятие на сына ее хозяина. Попав под следствие служанка подвергается жесточайшим пытками с последующей казнью через сожжение (чего сама обвиняемая страстно желает и даже молит судей о вынесении подобного наказания).
Религия, как видно, игравшая огромную роль в общественной жизни, была главным делом и в жизни Паскаля. Сколь глубоки должны были быть сомнения верующего-ученого, ведь один из гениальнейших людей последних пяти веков, обладавший чуть ли не вселенским знанием, ясно понимал, что приблизиться к Богу можно только сердцем, а не разумом («Сердце имеет доводы, которых не знает разум»). Такая точка зрения на гносеологию делала его одиноким. В целом, он стоял абсолютно обособленно как от братьев своих философов (в частности Декарта, ориентировавшегося на разум с его «ego cogito…»), так и простых верующих, ибо пытался эмпирически доказать невозможное — существование пустоты! А это, в свою очередь противоречило всем устоявшимся религиозным канонам.
Понятие пустоты, ничто играет значительную роль в фильме. По мнению Паскаля она не только существует, но и гораздо полнее характеризует Бога, нежели «сущность». Действительно, сравнивая атрибуты nigil и Бога нельзя не уловить сходства — бесконечность, невидимость, вездесущность… Почему столь революционное учение не было предано анафеме как еретическое? Может потому, что оно истинное..? А может потому, что великий ученый был чрезвычайно любезен государству и польза от его изобретений (в частности — разработка маршрута общественного транспорта, счетная машина) с лихвой покрывали неугодное вольнодумство.
Неистово веруя в божественное провидение, Паскаль по ходу фильма погружается во все большее одиночество. Сперва, освободив свой разум от ложных суеверий и предрассудков, он расходится с обществом и высшим светом. После чего следует смерть отца, а вслед за ним и любимая сестра уходит из жизни. В конце концов, даже верный слуга оставляет бедного ученого, здоровье которого все более ухудшается. Последний эпизод фильма — мастерски снятая сцена последних минут жизни философа. Вокруг умирающего Паскаля копошится множество людей — нотариусы, врачи, священники. Но философ кажется не видит и не слышит ничего вокруг, покинув суету сует, он задается лишь одним вопросом «не оставил ли ты меня Боже?», видимо втайне опасаясь, что его теория оправдается и там окажется только та самая пустота… Но, как намекает режиссер, вера христианина одержала верх над разумом философа и Блез Паскаль, «поставив на то, что Бог есть, выиграл все».
Фильм Росселлини — замечательная костюмированная драма, конечно, не способна за два с небольшим часа полностью исчерпать глубину «мыслей» и учений философа, но, на мой взгляд, она удачно высвечивает «экстремумы» его жизни. Так что, даже человек, никогда не слышавший кто такой Паскаль, способен оценить мощь и необходимость его очистительного знания в эпоху Ренессанса. Ну а для всех «знающих» (или даже больше — уже «незнающих») фильм просто обязателен к просмотру.
14 августа 2014