Дрожь вампиров
Le frisson des vampires
5.1
5.6
1971, ужасы
Франция, 1 ч 35 мин
18+

В ролях: Сандра Жюльен, Жак Робиоль, Мари-Пьер Кастель, , Жан-Жак Ренон
и другие
Молодожены Ильза и Энтони приезжают в старинный замок к единственной семье новобрачной — двум кузенам, где выясняется, что те как раз накануне умерли и были похоронены. Ильза решает ненадолго остаться в замке, в первую же ночь к ней приходит вампирша Изольда, и оказывается, что и почившие родственники вполне себе живы.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дрожь вампиров

английское название:

Le frisson des vampires

год: 1971
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Жан-Жак Ренон
композитор:
художник: Michel Delesalles
монтаж:
жанр: ужасы
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 апреля 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы

Постеры фильма «Дрожь вампиров», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дрожь вампиров», 1971

Странноватый фильм даже для Жана Роллена. А это странно, верно? Дело в том, что в своих авторских картинах постановщик не гнался за веяниями моды и здесь он так же остаётся верен себе, однако пытается привнести нечто новое, свойственное времени, словно стараясь слегка расширить зрительскую аудиторию. Поэтому в исконный сюрреалистичный мир французского ретрограда врывается цветастый, шумный и мятежный ветер так называемого «flower power». Несвойственный музыкальный мотив шума, гама, тарарама из современного психоделического рока сразу бьёт по ушам. Гулкий ночной ветер, призрачные завывания, эмбиент еле уловимых нежно-грустных мелодичных мотивов и общий готический настрой напрочь заглушат хиппозные наигрыши. И это лишь самое начало. Дальше – больше. Рок-музыка, тут же распавшийся группы Acanthus (поговаривают, которая состояла из вчерашних школьников), задаст игривое настроение всему действу, усиливая комичный эффект в чудаковатом сюжете с нарочно аляповатыми ужимками в кадре. Яркие краски, сочные оттенки, изобилие цветной подсветки, модные бусы, серьги, шарфы, расписные кофты, полушубки и многое другое превращает оживших мертвецов в нескладных шутов, напоминающих стильных музыкантов тех лет. Экранные вампиры не воспринимаются бледными призраками, существующими вне эпохи и цивилизации людей. Они больше ассоциируются коммуной хиппи, вальсирующей точно так же вне социума, опровергающей всякие устои, правила, догмы и даже диеты. Одни диалоги чего стоят, когда кровопийцы неожиданно узнают о себе, что они настоящие вампиры-буржуа, ведь имеют замок и слуг. А открывает глаза нежити на такую роскошную жизнь свободолюбивая вампирша, естественно, в куче сцен демонстрирующая приверженность к сексуальной революции шестидесятых-семидесятых. Впрочем, в фильме все или почти все склонны к этой пикантной забаве.

Сюжет заметно перекликается с будущей работой «великого и ужасного» Хесуса Франко «Девственница среди живых мертвецов», куда наймут Роллена снять дополнительную сцену с зомби для повторного выпуска картины. Молодожёны приезжают погостить к двум кузенам новобрачной, которые со слов их возлюбленной, носящей траур сразу по обоим, совсем недавно покинули наш бренный мир. Поэтому девственница в свадебном платье и её очевидно крайне нерасторопный супруг остаются пожить в замке родственников. Затейливые красотки-служанки явно что-то недоговаривают, однако дают понять, что хозяева вовсе не мертвы и вскоре явят себя… Собственно, расписывать сюжет – дело неблагодарное. Всё происходящее на экране напоминает странный сон или наваждение наяву, где намешана новомодная для того времени вольность нравов, эстетика «детей цветов», охочие до крови и колдовских ритуалов родственники с колоритными физиономиями, граничащими меж пугающим уродством и комичными кривляньями, ритмичная рок-музыка, эротизм обнажённых женских силуэтов подле строгих форм средневекового сооружения, готическая атрибутика старинного кладбища с россыпью всевозможных идолов да черепушек. На фоне всего этого, словно в полудрёме, бродит обольстительная девственница, утопающая в сюрреалистическом мареве, всё больше уходя в него, расставаясь с прежним восприятием жизни, открывая новую – ночную, колдовскую, манящую запретными тайнами. Нежить соблазняет чарами гостью примкнуть к их развесёлой коммуне хиппи… ой, простите, к обществу ночных вампиров, ведь в кадре всё же будут осиновые колья, бутафорская кровь и укусы-поцелуи в шею. Месье Роллен со свойственной ему влюблённостью в декаданс увлечённо демонстрирует, помилуйте, не конфликт, а приятную игру в поддавки с чарующим миром Ночи и колоритными обителями тьмы. То, что должно пугать не пугает, а быстро увлекает, как прогулка в лунном сиянии, если осознать, что нет ничего страшного во тьме, когда ты сам её часть.

Психоделизм-сюрреализм правит балом. Всё максимально нелогично, сумбурно, странно – такая фантасмагория, которая могла бы быть кошмаром, но очень быстро превращается в бредовое наваждение. Одним зрителям оно понравится, погрузив с головой в неповторимую ирреальную атмосферу, напоминая музыкальный клип, когда их ещё не существовало, а другим будет разочарованием из-за общей бессмысленности и нелепости даже в рамках творений старины Роллена. Здесь ощутимо не хватает его возвышенной меланхолии, сентиментальной грусти, почти безэмоциональной призрачной красоты и какой-то притчевой отчуждённости. И более того – романтизма! Но, постойте, надо ли винить автора, если он попробовал встряхнуть свою кинематографическую готическую вселенную заводной музыкой, вампирам позволил скоморошничать, а бледным обнажённым красоткам разрешил задорно хохотать, беззаботно свесив ножки на стародавних кирпичах? Чего стоит одно появление вампирши, восстающей вместо каноничного жанрового гроба, то из напольных часов, то из камина на манер Санты! Всё это редкий гость для творений художника с кинокамерой. Кстати, даже традиционный пляж Дьепп заиграет новыми красками в фильме. Мы, зрители, конечно, вряд ли станем заливаться смехом от всего этого чудачества, потому что не комедия пред нами, равно как и не вампирский хоррор, которые тоже не снимал Роллен в плане строгой жанровой принадлежности. Но местами точно похихикаем над вольными вампирами, кровопийцами-буржуа, хиппи в ярких нарядах, их озорными служанками, будущими продолжателями родового проклятья, озадаченными людьми, которые не могут найти себе места ни под ярким дневным светом, ни подле занавешенных крестов у старинного склепа, ни возле демонстративно отворачивающих лик древних идолов-статуэток, ни даже в гробах и самой загробной жизни. А ведь последнее, прямо скажем, совершенно нетипично для Роллена, поэтому странно и комично. Собственно, мы с этого и начинали.

23 декабря 2024

Ни туда и ни сюда

Чрезвычайно странный фильм. Роллен в этой своей ленте пытается угодить поклонникам как трэша, так и готического хоррора. В итоге он прошел точнехонько по середине между этими разновидностями жанра и так и не сделал ни шагу в сторону какого-либо из них. Поэтому и поклонники, скорее, всего, будут разочарованы.

Судите сами. Для трэша мы имеем бредовый сценарий с по-хорошему бредовыми героями и психоделическую атмосферу семидесятых. Не хватает только одного: динамики действия. На фильме, все полтора часа которого посвящены неторопливому высасыванию жизни из жертвы, можно и заскучать. Роллен пытается разнообразить сюжет периодически появляющимися голыми задницами, но и те фланируют слишком неспешно, чтобы заинтересовать надолго.

С другой стороны, мы видим красивый и очень стильный готический фильм со всеми полагающимися атрибутами — начиная от символики (замок, кладбище), и заканчивая техникой (специальные эффекты). Но под давлением сценария он разваливается на отдельные эпизоды, которые и остаются в памяти по окончании просмотра. Может, благодаря как раз таким моментам, «Судороги вампиров» не вызывают однозначного отторжения. Однако факт остается фактом: дурацким быть фильму мешает его чрезмерная стильность, а быть стильным — его «дурацкость».

23 июня 2012

Давно хотелось посмотреть что-нибудь из Роллена для галочки — этот режиссер из когорты тех, кого стоит посмотреть ради прикола. В определенной степени эквиваленты Роллена — это Расс Мейер и Джес Франко, люди, которые, как и Роллен, хотели добиться у зрителей совсем другого впечатления, нежели добились. Если, например, ранний Уотерс сознательно ставил дурацкий трэш, чтобы оскорбить одну аудиторию и, соответственно, привлечь другую, то вышеупомянутые режиссеры хотели сделать нечто серьезное и стильное, но получалось почти всегда глупо, потому что их подводили две вещи: отсутствие режиссерского таланта (одного желания снимать, оказывается, недостаточно) и сексуальная озабоченность.

Когда очень хочется просто поснимать голых женщин, но признаться в этом неудобно, приходится подгонять под это сценарий и т. д., и фильм из просто глупого превращается в идиотский. Кроме того, Роллен умудрился примитивнейший сюжет запутать какой-то теоретической каббалистикой так, что запутался сам. Одни актеры, как полагается, переигрывают, другие недоигрывают, третьи вообще не играют, оператор периодически живет своей жизнью и все происходящее вызывает здоровый смех. Фильм можно охарактеризовать как крайне нелепый, но однозначно рекомендовать его любителям трэша затруднительно: ему чуток не хватает этой самой трэшовости. Причем, по смешной причине: Роллен француз и у него, как это ни смешно, есть зачатки стиля. Эти зачатки фильм и губят: вместо того, чтобы сделать честный здоровый трэшевый балаган, Роллен делает все зачем-то красивее, и эффект от всего этого просто какой-то абсурдный. Решайте сами.

13 ноября 2011

Приглашение на бал

Один из самых стильных, или если хотите, самых манерных фильмов раннего Жана Роллена. Пожалуй, даже слишком стильный и слишком манерный. До такой степени, что его так и хочется назвать «гламурным». А «гламур» в сочетании с готикой и романтизацией смерти рождает… В общем, не будем употреблять нехороших слов и вспоминать тех, кто не к «Сумеркам» будь помянут. Но пара вампиров до боли напоминающая Данилу и компанию из скетч-шоу «Даешь Молодежь!» — это чересчур даже для Роллена.

А так все, конечно, красиво. Замок, гробы, кладби́ще (именно с таким ударением), ритуалы не-мертвых, девственницы, бродящие рука об руку (ну, это образ, кочующий из фильма в фильм у Роллена), обнаженная (причем, красиво обнаженная) натура… Много красиво обнаженной натуры, из-за которой «Le Frisson des Vampires» больше напоминает эротическое шоу с профессиональными моделями, а не фильм режиссера, которого уже в 1971-м году можно было назвать «культовым». И ведь в прочих работах французу как-то удавалось совмещать одно с другим — но не в «Дрожи Вампиров». Здесь получился растянутый во времени театрализованный хэппенинг, вычурность и нарочитая помпезность которого очень быстро начинают утомлять. Вот если бы его продолжительность не превышала двадцати минут — то все было бы просто замечательно, и не надо было бы втискивать сюда нелепые и абсурдные монологи кузенов-вампиров о языческих богах, не было бы смысла насиловать себя и придумывать сюжет, о котором, впрочем, можно и не упоминать — настолько он не важен и вторичен для «Le Frisson des Vampires». Да и вообще — отличный клип для хард-роковой группы ACANTHUS, написавшей для фильма саундтрэк, получился бы. Вот только о музыкальных клипах в те времена еще представления не имели — пришлось снимать кино, вспоминая о сюрреализме, декадансе, эстетике начала XX-го века, соединяя их с культурой эпохи сексуальной революции и психоделией хиппи.

Кстати, о последнем… Возможно, если пользоваться какими-нибудь «расширителями» сознания, то «Дрожь вампиров» покажется совсем иной, чем она увиделась мне. Но я, пожалуй, откажусь от подобных опытов. Лучше лишний раз посмотрю «Железную Розу» или «Les Démoniaques», в которых месье Роллен действительно переступает какую-то призрачную черту между жизнью и смертью, между явью и сновидением, между реальным и потусторонним. А этот фильм — яркая и пестрая обманка, завлекающая в свои сети красочными картинками и сюрреалистичными образами, но на самом деле не дающая ничего.

Возможно, в этом фильме Роллен еще только приглашал свою возлюбленную Смерть на танец, а та пока только делала вид, что соглашается, прячась под разными масками. Позднее она придет, и будет неизменной Дамой в черном незримо присутствовать во многих фильмах маэстро. Но сюда она прислала вместо себя кого-то другого, и этот «кто-то» принес с собой дух шутовского балагана.

13 января 2011

Ужасы Дрожь вампиров появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Жан Роллен. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сандра Жюльен, Жак Робиоль, Мари-Пьер Кастель, Kuelan Herce, Жан-Жак Ренон, Жан-Мари Дюран, Доминик, Мишель Делай, Сандра Бэрри, Nicole Nancel.

Страна производства - Франция. Дрожь вампиров — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.