Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Центральный регион |
английское название: |
La région centrale |
год: | 1971 |
страна: |
Канада
|
режиссер: | Майкл Сноу |
продюсер: | Майкл Сноу |
видеооператор: | Pierre Abbeloos |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 29000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 февраля 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч |
Экспериментальное кино в полном смысле этого слова. Отнестись к нему можно и с юмором, так, например, на протяжении сеанса в зале раздавались сдавленные (а иногда и не очень) смешки периодичностью в пять минут. Я считаю это отсутствием интеллектуальных ресурсов и попросту нотками слабоумия под прикрытием интеллектуальных потуг и ханжества.
Однако авторское кино — на то и авторское, что подходит далеко не каждому. Как по мне, всем кто решил посетить данный сеанс, нужно быть готовым к довольно серьезному умственному труду продолжительностью в три (4) часа. Серьезному кино — серьезный подход. Вообще, рекомендую данное произведение всем, кто мнит себя думающими людьми (начиная с 13 лет).
Первые минут 47—65 просмотр дается откровенно с трудом, но уже минуте к 70-й открывается второе дыхание. Нужен определенный настрой, и для того чтобы его поймать, придется немного подождать и погрузится полностью в разнообразные узоры травы и камней и палок.
Всмотритесь внимательнее в перебивку из белого креста на черном фоне — можно открыть много нового, отключившись от мыслей и погрузившись в состояние потока. Для усиления эффекта рекомендую быстро помотать головой из стороны в сторону, а также пробежаться по периметру кинозала.
Больше не буду описывать сюжет, лучше увидеть один раз (17), чем сто раз услышать. Главный актер порадовал необычайно правдивой передачей настолько непростых даже для понимания эмоций, хотя в небольшие фрагменты из трейлера и не предвещали такого сильного эффекта.
С уверенностью могу сказать, что эта картина заняла место на полочке моих любимых фильмов наряду с «Началом» Нолана, «Черным лебедем» и «папиными дочками».
6 из 10
Потому что это гораздо выше среднего. «Универ новая общага», к слову, я оцениваю на 5.5
1 ноября 2020
Точнее, антипещера. В знаменитом платоновском образе основное содержание связано с невозможностью самой рецепции мира, в фильме же Сноу только рецепция и представлена. Он полностью построен на концепции «Мир — это то, что мы видим». Однако практически весь 20 век взгляд на мир опосредуется и опосредуется разнообразными способами, и, к примеру, кино, начиная со статичной камеры, приговаривавшей изображение к почти точной аналогии с театром, позднее провозгласило визуальную революцию, которая позволила этому искусству найти свою аутентичность. При этом аутентичность кинематографа всегда неполна, его нельзя не сравнивать с практиками различных искусств и теориями различных научных дисциплин.
Так, у Сноу камера антиплатоническая, она показывает буквально всё. Но показывает настолько разнообразными способами, что происходит даже не отстранение, а какое-то «очужение» мира (не путать с отчуждением, оно для людей, а очужение для мира), что занимает несколько этапов, от простейших метареалистических эффектов неразличения макро- и микро-, инверсий и гипербол до всего того материала, который можно связать с теорией тропов. Да, как ни странно, камера, показывающая только некий явный не-человеческий мир, вполне литературна. Во-первых, она романтична в традиционном смысле, то есть интенциональна. Во-вторых, она антиромантична, потому что перебирание способов съемки под различным углом, темпом и пр. напоминает составление глоссария, а это чересчур структуральный способ. То есть если фильм и литературен, то к поэзии он имеет такое же отношение, какое имеет стиховедение к настоящим стихотворным строчкам. Не знаю, насколько Сноу опирается на теорию языка, но фильм очевидно выдает метафору соотношения языка как более-менее устойчивой системы и речевых актов, которые всегда уникальны, но практически всегда при этом и банальны из-за ограниченного ради самой прагматики способа составления фраз. Посему возникает эффект апории: камера жестко централизована, но то, что на снимает, диалектично и динамично.
Нет неподвижности, но нет и самого движения. Событие снято, то есть антитеза не срабатывает, а работает апория, которая, по сути, и заложена в самой природе кино. Сколько бы мы не говорили о кинематографе, базовая иллюзия движения на экране вкупе с иллюзией покоя зрителя таки будет провоцировать на все эти разговоры, потому что все ровно наоборот. Несмотря на то, что нам все как бы показывают, событие кинематографа все равно завершается в сознании, сохраняя ментальную специфику литературного образа. То есть зритель как раз динамичен, а плоскостное бытие экрана статично. Сноу — зритель-теоретик, ему интересно проявить киноморфемы на самом экране, а не рассуждать о них со стороны. Изымая из горизонта событий все, что может спровоцировать сюжет, не запуская нарратив, а сразу обрекая его на поражение зацикливанием на природных циклах дня-вечера-ночи-утра, режиссер добивается такого эффекта, как будто мы стоим на пороге языка, но только на пороге. По своим свойствам, он не психологичен, но с ним все время имеет дело наша психология. Вот на этом пороге любой структурализм всегда и останавливается, за языком для него ничего нет. Как остановился и Сноу, несмотря на возможность снимать мир на 360 градусов во всех мыслимых ракурсах. Ответ прост: кино не поэзия, поэтому за границу языка оно никогда и не заглянет. При всех своих технических возможностях.
7 из 10
3 февраля 2018