Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Восток и запад |
английское название: |
Purab Aur Pachhim |
год: | 1970 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Манодж Кумар |
сценаристы: | Манодж Кумар, Шаши Госвами |
продюсер: | Манодж Кумар |
видеооператор: | В.Н. Редди |
композиторы: | Ананджи Вирджи Шах, Калианджи Вирджи Шах |
художники: | Дэш Махержи, Назим Бану, Б.А. Мерчант |
монтаж: | Б.С. Глаад |
жанры: | мелодрама, драма, мюзикл, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 июня 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 22 мин |
Этот фильм нашел большой эмоциональный отклик в моей душе. Тем, кто хочет познакомиться с творчеством актера и режиссера Маноджа Кумара, я рекомендую начать именно с этого фильма. На мой взгляд, именно в этом фильме патриотическая позиция самого Маноджа Кумара раскрыта наиболее полно.
В точном соответствии с названием фильма зрителю глазами разных героев предлагается повнимательнее всмотреться в лицо Запада (как частный пример Великобритания, хотя дело могло происходить в любой западноевропейской стране) и лицо Востока (в этом качестве будет предложена Индия) и в некотором смысле сравнить.
Я читала какую-то критику этого фильма, в ней упрекали режиссера, что известную фразу Редьярда Киплинга о том, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись, 33-х летний режиссер, а также сценарист и исполнитель главной роли Бхарата, выворачивает полностью наизнанку, и в его исполнении эта фраза звучит совсем иначе. Но лично мое видение Запада на тысячу процентов совпало с видением режиссера. Ничто не ускользнет от его внимательного взгляда: ни дикая безвкусная музыка, ни то, что западный человек не выпускает из рук сигареты и алкоголь, ни низкий культурный уровень всего общества. И самой сильной станет сцена в клубе, где отвращение героя, а вместе с ним и любого нормального зрителя, достигнет своей высшей точки.
Что касается лица Востока, а в данном конкретном случае Индии, то уж во всяком случае оно мне кажется однозначно более привлекательным, чем лицо Запада. Сам режиссер конечно не может быть объективен к своей стране, как ни один человек не может быть объективен к своей матери. В фильме Манодж Кумар показывает сильные стороны своей страны и своего народа, акцентируя внимание зрителя именно на них, и ему это с успехом удается.
Фильм получился и с художественной точки зрения очень сильный. Во-первых, сам Бхарат (напомню тем кто не знает, что Бхарат это название Индии на хинди) очень привлекательный положительный мужской образ на экране. Конечно, Манодж Кумар наделил этот образ своей красотой, а красота, как известно открывает любые двери, в том числе и двери в душах людей. Но по-настоящему этот образ становится максимально привлекательным, когда главный герой еще до брака и всего лишь по отношению к невесте, когда вообще можно спокойно развернуться и уйти, и многие именно так и поступают, проявляет гибкость, которую многие не способны проявить даже в браке. Тем самым он подает пример своей невесте, и она вообщем-то не останется в долгу.
Во-вторых, режиссер создал два совершенно непохожих друг на друга женских образа. Когда я смотрела фильм в первый раз, то упорно весь фильм от начала и до конца отождествляла себя с Гопи. Ее сыграла малоизвестная актриса-танцовщица, и очень хорошо сыграла. То ли меня так поразила несправедливость по отношению к ней, то ли вообще мне по-женски ближе этот образ, но я смотрела на всю жизненную ситуацию именно ее глазами. А вот актриса Сайра Бану мне показалась в фильме совершенно западной женщиной, и мне было совершенно непонятно, зачем вообще ее взяли на эту роль, и как этот женский образ может вообще привлекать Бхарата. Мне захотелось сильно поспорить с этим фильмом, режиссером и самим главным героем, вообще осталось какое-то недоумение. Это первый раз.
А вот когда я после небольшого перерыва вновь посмотрела этот фильм, то я увидела нечто другое. Оценила и блестящее мастерство Сайры Бану, которая замечательно именно сыграла западную женщину, и потом все изменения в ее душе. Я как-то более доброжелательно взглянула на ее героиню, более отстраненно на Гопи, но главное я поняла самого Бхарата. Что для него главным в данной ситуации было не его собственное решение, а решение тех старших, кого он уважал. Именно то, что он посоветует потом и Гопи.
В-третьих, и вновь хочется отметить блестящую игру Мадана Пури. Его роль и по фильму очень важная, и актер замечательно ее сыграл. Кстати, мое восприятие того образа, который он создал, также претерпело значительное изменение. Первый раз его герой, несмотря на его обаяние и теплоту, все-таки показался мне внутренне слабым. При втором просмотре я уже никакой слабости в нем не обнаружила, актер явно показал, что слабость его героя осталась в прошлом, она полностью преодолена, и больше ее не будет.
Замечательный глубокий фильм от начала и до конца, очень интересный.
Не буду специально подробно останавливаться на песнях. Напишу кратко: здесь что ни песня, то шедевр. Кто любит индийскую музыку, тот оценит.
Еще мне очень нравится та сцена в индийском ресторане, где Бхарат исполняет песню «Hai Preet Jahan Ki Reet Sada». Мне кажется, здесь режиссер позволил себе немного выйти за рамки образа своего героя, и эта сцена лично у меня больше ассоциируется с самим Маноджем Кумаром, нежели с его героем Бхаратом.
И под конец хотелось бы выразить глубокое сожаление, что данного фильма нет на русском языке, а есть лишь вариант с английскими субтитрами.
10 из 10
15 октября 2016