Валерия и неделя чудес
Valerie a týden divů
7
7.1
1970, ужасы, фэнтези, драма
Чехословакия, 1 ч 17 мин
В ролях: Ярослава Шаллерова, Гелена Анижова, Петр Копржива, Иржи Прымек, Ян Клусак
и другие
13-летняя Валерия оказывается в водовороте загадочных событий и переживает романтическое увлечение. Чтобы вернуть молодость, её бабушка заключает договор со зловещим мужчиной в чёрном, который вынашивает коварные планы.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Валерия и неделя чудес

английское название:

Valerie a týden divů

год: 1970
страна:
Чехословакия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Ян Цурик
композиторы: ,
художники: Эстер Крумбахова, Ян Олива, Эва Лацкингерова
монтаж:
жанры: ужасы, фэнтези, драма, приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 сентября 1970 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 17 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фэнтези, драма, приключения

Видео к фильму «Валерия и неделя чудес», 1970

Видео: Трейлер (Валерия и неделя чудес, 1970) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Валерия и неделя чудес», 1970

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Валерия и неделя чудес», 1970

Валерия

Это кино весьма сложно рассматривать с каких-то позиций логики повествования, потому что, по сути, оно представляет из себя некий определенный набор образов, ведущих зрителя к определенным размышлениям. В зависимости от того, кто смотрит фильм, этот набор каждый раз будет разным, поэтому, все, что ниже - исключительно мое понимание сюжета фильма.

Итак, 'Валерия и неделя чудес', разумеется, только прикидывается хоррором. Как и подобает всем фильмам, концепция которых предполагает иносказание, тут жанровая принадлежность - лишь ширма, за которой скрывается куда более глубокое содержание.

'Валерия' - это, по сути, фильм о половом созревании девочек. Посудите сами: во-первых, красной нитью сквозь кино проходит тема крови и многочисленные образы, с ней связанные. Тут и капли крови на цветке, и многочисленная 'красная' вампирская символика - авторы не стесняются в демонстрации подобного, удачно вплетая эти образы, символизирующие ожидание первых месячных, в повествование.

Во-вторых, это, разумеется, страх перед мужчинами. Да-да, отсюда и темы преследования - как правило, со стороны паранормальных сил в мужском обличье. На этой составляющей фильма хотелось бы остановиться подробнее: центральный злодей - некий вампир-уродец в черном балахоне, конечно, олицетворение маскулинности, перед которой трепещет юная главная героиня и которая стремится загнать ее в ловушку. Это образ не только совершенно потрясающий визуально, но и весьма жуткий.

В-третьих, поскольку почти весь фильм из себя представляет набор немного 'рваных' мизансцен, это может быть намеком на некий 'ветер в голове', что присуще всем девочкам в возрасте главной героини. Путаные мысли, за которыми не успевают слова, наборы разных образов и сталкивающиеся друг с другом противоречия, вместе составляющие целостную картину мира.

Ну и, наконец, последний пункт - это аллегория на прочие вещи или 'ритуалы', с которыми, несомненно, сталкиваются все на определенном этапе взросления. Ню-эпизоды в комнате как символизм невинности, эпизоды с деревом как метафора первых удовольствий от постижения своего тела, серьезные, кровавые и страшные эпизоды (такие как, например, сцена сжигания заживо на костре) перемежаются с более спокойными и медитативными, где, словно бы, не происходит почти ничего - как аллегория буйного подросткового нрава и настроений, сменяющих друг друга.

'Валерия' больше всего напоминает некий тест Роршаха, тут каждый увидит что-то свое. Неизменно только несколько факторов - замечательная режиссура и игра актеров, невероятные по красоте образы и, конечно, так или иначе, набор метафор, рассказывающих таким красивым и поэтичным языком о вполне бытовых и, казалось бы, обыденных вещах, с которыми, без сомнения, сталкивается при взрослении каждая девочка.

10 из 10

22 ноября 2022

Сумерки и рассвет Валерии

С первых минут фильма может показаться, что перед нами развертывается сюжет в лучших традициях чешских сказок. Такая Алиса в стране чудес глазами режиссера Яромила Иреша. И только позднее понимаешь, что это совершенно не так. Мы видим как из ребенка главная героиня недвусмысленно превращается в девушку, вступая в пубертатный период. В этом смысле интересен символ, который Валерия видит в начале фильма, — купающихся девушек с рыбой в руках, что скорее всего может означать появившуюся способность зачать ребенка.

Рядом с юной девицей находится бабушка, одетая во всё белое с таким же оттенком лица, будто вампир. Возможно, значение белого одеяния отражает восприятие бабушки в роле высшего духовного сана, тем временем как девочка переодевается из белой ночной рубашки в черное платье, становясь послушницей.

По ходу фильма становится понятно, что всё происходящее является воплощением внутренних переживаний юной особы, которые перемежаются с символами сновидений. Многие моменты становятся очевидны, если их интерпретировать в соответствии с сонником (рыба в руках девушек, серьги, платья, голуби и куры в разных кадрах, большая клетка, ветка розмарина, жемчужина и многие другие). Большая часть повествования построена на религиозной тематике, ведь там, где взросление, там и пробуждение телесности, а значит и греха, поэтому поблизости всегда искуситель. Победить «нечестивые» мысли и побуждения можно с помощью молитв и послушания, но не всё так просто. Мы видим, что зла или дьявола никакого нет, есть жажда и страсть, имеющие совсем другое воплощение. Девочка поочередно испытывает влечение к молодому юноше, страх перед харасментом взрослого мужчины, страсть к однополым отношениям. Бабушка, рассказывая свою историю любви и описывая встречу родителей Валерии, наставляет внучку и предупреждает об опасностях любовных связей. В воображении же юной девушки эти страсти живописуются гротескными картинами, часто направленными в сторону аутоэротизма, что и понятно, когда молодая девушка расцветает, как розовый бутон, ощущая свою привлекательность.

В целом, фильм образно выразителен, наполнен красивыми кадрами с живыми цветами, имеет внутренне неспешную фабула, что для 70-х смотрится волне интересно. Придется по душе любителям арт-хауса и «легкого» сюрреализма.

6,5 из 10

24 апреля 2021

«Как филин поймал летучую мышь»

Чтоб сгинула ты и чтоб сгинул твой род,

Сто раз я тебя проклинаю!

Пусть вечно иссякнет меж вами любовь,

Пусть бабушка внучкину высосет кровь!

И род твой проклятье мое да гнетет,

И места ему да не станет

Дотоль, пока замуж портрет не пойдет,

Невеста из гроба не встанет

И, череп разбивши, не ляжет в крови

Последняя жертва преступной любви!»

А. Толстой. «Как филин поймал летучую мышь»

Фильм ужасов «Валерия и неделя чудес» принадлежит одному из талантливейших режиссеров, представителю новой чехословацкой волны Яромилу Ирешу. «Валерия и ее неделя чудес» — это экранизация повести Витезлава Незвала, знаменитого поэта.

Весело шагая, 13-летняя Валерия неожиданно замечает кровь на ромашках, по которым только что прошла. Так начинается полная сюрпризов неделя для юной девушки. Мир открывается ей с другой стороны.

Взрослые люди показывают свою темную сторону, все кажутся не теми, кто они есть. Вместе с Валерией мы отправляемся в путешествие по странному, причудливому миру — порождению грез, сексуальных желаний, страхов и фантазий.

Да, чему-чему, а сексу в фильме уделено большое внимание. Можно сказать, что идея любви и сексуального напряжения пронизывают весь фильм: развратник- миссионер; искушенный священник — оборотень; бабушка-вампир, мечтающая убить Валерию; молитва девственниц; дьявол и тьма.

Валерию убивают разными способами, даже сжигают прилюдно на костре как ведьму, но каждый раз она возрождается и весело бежит через луг к себе домой.

«Валерия и ее неделя чудес» — это сказка, смешанная с хоррором, эротикой и драмой. Это также история о взрослении, пробуждении женского начала.

27 февраля 2021

Тринадцатая весна Валерии

Такая история могла произойти только в давние времена средневековья и инквизиции, когда не было интернета и девочки не могли как в наше время взять планшет, погуглить, все узнать и понять процессы, которые с ними происходят.

Все увиденное на экране — это отражение богатого внутреннего мира Валерии. Это ее любопытство и страхи ожидания секса, которым занимаются все вокруг, борьба ее первых желаний с внушенными ранее запретами, и конечно же ее репрезентация предвкушения своего будущего в сновидениях, о чем нам сообщают финальные кадры с кроватью.

Валерия, все еще в большей степени оставаясь ребенком, осознает уже приближающуюся окружающую взрослую жизнь через призму легенд и сказок, которые она слышала от бабушки или прочитала в книжках, поэтому режиссер и использует мистические образы и элементы фэнтези, изображая всю гамму чувств, которую испытывает взрослеющая девочка в 13 лет.

Любопытно, что такой серьезный режиссер, как Яромил Иреш, снимающий трагические и глобальные фильмы о войне, обращается к теме взросления, к теме первых девичьих месячных и создает волшебный и удивительной красоты мир грез и страхов юной Валерии. Возможно, здесь сказалось его увлечение, в процессе работы над картиной, сценаристкой Эстер Крумбаховой, которая баловалась наркотиками, о чем в фильме нам намекают сам способ подачи материала и некоторые сцены, где главная героиня Валерия несколько раз спасается от страхов и проблем проглатывая волшебную жемчужину.

10 из 10

24 января 2018

Последнее лето детства

Сюрреалистическая история взросления 13-летней Валерии, для которой всё не то, чем кажется. Реальность, грёзы, фантазии, сны, вызванные физиологией и навязанные обществом страхи, любовь и смерть переплетаются в душе романтичной девочки. Она ждет цирк, а оказывается на свадьбе. И такой бывает женская доля.

История напоминает коллаж, наполненный призраками, тревожным ожиданием, смехом, страшными чудищами, которых, на самом деле, никто не боится. Кажется, что вот-вот, и отроется дверь в темный взрослый мир, где нет месте романтике. И тогда в светлом дворце окажется забитый паутиной подвал, бабушка превратится в вампира, добряк — в злодея, невеста — в старуху, взрослые прячут лица за уродливыми масками. Но у Валерии есть оберег, который, похоже, позволяет ей защититься, в том числе, от режиссера. И снова все дети — в белом, а друг-спаситель примчится по первому зову. Детство еще способно превратить неуверенность в завтрашнем дне в радость удивления. Взрослому добиться этого практически невозможно.

«Валерия…» Яромила Иреша стала одним из одной из классических, если так можно говорить, работ «Чехословацкой новой волны». Молодые режиссеры дружно и с удовольствием избавлялись от застарелых национальных комплексов: поражение у Белой горы, Мюнхенский сговор, февральский переворот 1948 года. Они хотели рассказывать «хорошую историю». Для них кино из игры по заданным правилам превратилось в «способ высказать свое мнение и позицию».

Но чехи всегда любили рассказывать сказки. По сути, они придумали и всячески подпитывают все легенды Праги от Золотой улочки и Голема до бара «У чаши» и младенцев на телевышке. Массовым даром пророчества наделены в общественном мнении и режиссеры новой волны, разбившейся о волнорез советских танков в августе 1968 года. Чехословацкие фильмы 1960-х разгадывают как ребусы, выискивая в них намеки на последующие события. При большом желании, в «Валерии и неделе чудес» тоже можно найти общие для чехословацкого кино того времени пророческие знаки.

Интеллектуал. Подросток Орлик в круглых очках. Он то ли друг, то ли брат Валерии. Но, в любом случае, ее главный помощник и герой.

Волны. Они бурные, но не приносят вреда привязанному к колышкам в речном пороге Орлику.

Дом. Прекрасный, светлый особняк Валерии, который за ее спиной бабушка хочет отдать зловещему персонажу в обмен на вечную молодость.

Рука. Неведомая, страшная, направляющая сила. Она спрятана под белой перчаткой, которая появляется из окна проезжающей по городу кареты. Рука благословляет, но жуть берет от ее благословения.

Танк. Ну, разве не символизирует его черное чудище, которое, распахнув плащ, словно хищная птица крылья, преследует романтическую Валерию на узкой городской улочке? Или вспомните монахинь, которые колонной идут по хлебному полю!

И превратится в умах интерпретаторов Валерия в молодую и чистую Прагу, которая встречает свою весну, в персонажи в темных одеждах — в стремящиеся ей помешать силы. Ну, чем не пророческое кино?

Яромил Иреш снял картину, в которой всякий найдет тот смысл, какой захочет. Или не найдет никакого. За основу взято произведение Витезслава Незвала — Короля поэтов, одного из основателей чешского сюрреализма, который был знаком с Бретоном и Элюаром. Его стихи на русский язык переводили Анна Ахматова, Белла Ахмадулина и Константин Симонов. А Иосиф Бродский посвятил ему свое стихотворение, которое так и называется — «Витезслав Незвал».

Исполнительница главной роли Ярослава Шаллерова на съемочную площадку попала случайно. В 1968 13-летняя девчонка пришла на пробы за компанию с подругой. В итоге Ярка оказалась первой среди полутора тысяч девушек и получила свою первую роль в кино. Она сыграла почти в 40 фильмам и сериалах, но так и не стала профессиональной актрисой. В возрасте 37 лет она окончательно ушла бизнес: сначала косметический, затем — мебельный.

7 из 10

28 октября 2016

Язычество, Фрейд и сказки

Чешский кинематограф (впрочем, как и сами чехи), удивительно чуток и откровенен. Вы видели их архитектуру? Она не претендует ни на что, она такая какая есть, со своими башенками, невзрачными размерами, с неизмеряемым теплом и комфортом. От этой удивительной искренности, непонятно каким чудом (вспомним историю), появляется Новая волна, Форман, Кундера, Шванкмайер и м. д.

Не перестает удивлять и тот факт, что такое произведение, в свое время, нашло поддержку у госбюджета.

Теперь о Иреше. Бесспорно, он синематичен с ног до головы, в его биографию даже не нужно углубляться, чтобы это понять. В «Валери», тоже особо разбираться не в чем. Здесь, все писано на «нашем» языке, без сторонних ходов, лабиринтов и прочих путанниц. Этот мир прекрасен и мифичен. Этакая сказка о волшебстве пубертатного периода. Когда «пока» еще ребенок, встречается со взрослым миром, и все попытки оправдания логики поступков и поведения в «новой вселенной», заканчиваются в «пока» еще детском воображении.

Всю данную хрупкость берет на себя Яромил Иреш, как в качестве режиссера, так и в роли сценариста, и вот это, поражает мой мозг больше всего!

Напоследок, стоит отметить, что ничего бы не получилось без легендарной киностудии Barrandov. Если, вы до сих пор ничего про нее не слышали, советую загуглить, любая голливудская студия просто пешка по сравнению с подвигами совершенными этими «монстрами».

Рекомендовано к просмотру всем, кто наткнулся на это чудо

10 из 10

5 июня 2015

Маленькие девочки любят тайны, бегать за кроликами и лазить в темные норы. «Валерия и неделя чудес» Яромила Иреша иллюстрирует мир, где все тайна. И солнце есть тайна, и небо -тайна, и любовь — это тайна. Тем не менее, несмотря на то, что все пируэты могли бы стать основой для еще одного сезона «Твин Пикса», в основе фильма лежит весьма четкая идея — инсценировка драмы инфантильного сознания в интерьерах сна. И в этом, хаотичном на первый взгляд, лабиринте чужих REM, прослеживаются устойчивые темы и мотивы, перечень которых доставил бы массу удовольствия любому психоаналитику и вдохновения какому-нибудь Бальтусу. Инцест, семейные отношения, вампиры, потеря невинности. Но бесполезно пересказывать, ибо в пересказе выходит какая-то «радость пожилого эротомана» — совершенно чудовищный фильм с уклоном в педофилию (дикая фантазия авторов будет беспощадна к тем, кто купится на описания). А на самом деле кино абсолютно невинное и повествует не о потере физической невинности, а духовной. О том, что называется взрослением, когда понятный мир кажется все более зыбким и щекочет мурашками, нервы обнажены, а обычные слова складываются в шепот демона.

Постоянно ждешь, что откроется грязный пошлый мир, но сережки героини, волшебный монтажер, переносят в другую сцену и режиссер продолжает балансировать на грани, вызывая головокружение и перегрузку вестибулярного аппарата. Французские поцелуи и ласки при ближайшем рассмотрении кажутся лишенной эротики легкой рябью на воде. Такими помехами в вещании, аберрациями внутри сна, причем сна какой-нибудь девочки из чопорной эпохи, которая даже слов таких не знает, и даже подумать не может. Но сон есть сон — пространство свободы, свободный поток потаенных желаний и детских страхов, который, то приподнимает над землей в небеса, то швыряет на самое дно. Страх потери крови здесь равен страху взросления, а от него недалеко до страха потери невинности, далее к потере жизни и молодости, и вот тут то — красивая параллель с вампирами. Намеками, нюансами, штрихами, авторам удалось создать мир, увиденный на обратной стороне век. Мир нескладный, болезненно изломанный, состоящий из причудливых линий. Там где можно быть свободным, невинным, «все мочь» без ощущения греха, но на выходе из него получаешь удар под дых. Конец фильма, когда безумие достигает своего пика, дарит ощущение настоящего счастья, но счастья быстроиспаряющегося, как и положено настоящему счастью. За кадром остается то, что девочка скоро повзрослеет, наденет уродливую маску, уготованную ей жизнью, и осознает грусть потери. Мир детства — особый, углубленны,, отрезанный от остальной реальности и он рисуется автором, как с такой нежностью, в виньетках из готического набора, потому что выросшим в этот мир входа нет. Потерянный рай, история о Питере и Вэнди с вечно несчастливым концом.

23 ноября 2013

Один из любимых фильмов, который хочется смотреть снова, и спустя некоторое время опять и опять. В первую очередь — потому, что фильм прекрасен, прекрасен чисто эстетически. Замечательные композиция, сочетание цветов и текстур. В каждом кадре всё, что нам показывают, о чём-то да говорит, каждый предмет, книга, цвет или рисунок имеют смысл, открывают дополнительные грани сюжета, который, справедливости ради, сложно назвать ясным и открытым.

Действительно, Валерия и неделя чудес — фильм-впечатление, фильм-переживание и познавание мира. Но он так красив, что неоднозначность его восприятия не оказывает на зрителя давления. Каждый волен фантазировать свою сказку и складывать мозаику девичьих снов по-своему.

Музыка Любоша Фишера, сопровождающая весь фильм, создаёт особенную атмосферу. Здесь не слишком много диалогов, они во многом символичны, действие развивается как единая картина, вместе с музыкальной вуалью, которая его обволакивает.

Ярослава Шаллерова сыграла роль Валерии в возрасте 13 лет и в этом образе предстала невероятно органично, одновременно по-детски чистая и по-женски кокетливая, естественная и живая девочка с богатым и полным тайн внутренним миром.

Фильм с той особенной мягкостью, которую я так люблю в чешском кино, фильм для того, чтобы погружаться в красоту и наслаждаться ей, без поиска достоверных смыслов и однозначных пространственно-временных связей.

10 из 10.

27 сентября 2013

Без сюжета. С сюжетом.

В фильме проведен неплохой психологический и, даже в некоторой мере, псевдопсихологический анализ восприятия действительности молодыми девушками. Фильм в прямом смысле слова пронизан мириадами художественных приемов; невозможно, нельзя и неприемлемо воспринимать его буквально, познание окружающих и себя происходит через призму хрупкого девичьего сознания, которое впитывает в себя детали настоящего, при этом смешивая с желаемым, в результате чего на свет рождается сюрреалистическая манера оценки мира в целом.

Тринадцатилетняя Валерия воспринимает действительность именно так. Чудеса. Интересно, кто думает, что это чудеса? Мужчины. Для них этот фильм может показаться слишком утрированным, невероятным. Какие-то вампиры, странные взрослые, серьги, да еще и частые довольно откровенные сцены… Не может быть.

Но это правда. В девичьем сознании в этом возрасте происходит неощутимые изменения, когда страхи смешиваются с тайными, не всегда понятными желаниями, когда люди начинают видеть их в другом свете, когда приходит ясность… Такие «ужасы» происходят с каждой девушкой, но очень многие, особенно «новое поколение», не заостряют на этом свое внимание, отдавая предпочтение материальным ценностям, в то время как надо хоть чуть-чуть заглянуть в себя…

«Кто я? Что это…свадьба?» — конец мечтам. — «Пойдем. Пойдем. Пора.»

Довольно-таки завуалированный, легкий, в бледно-сиреневых тонах фильм. Сюжета как такового нет, но нужен ли он? Всё и так ясно. Взросление.

P.S.… неужели я уже взрослая?

19 апреля 2011

Гран-при на МКФ в Бергамо. «Серебряный Хьюго» за операторскую работу на МКФ в Чикаго.

Один из самых ярких представителей чешской новой волны снял действительно примечательно кино..

После просмотра начинаешь понимать откуда черпал вдохновение Линч, когда снимал «Твин Пикс»…

Тут тебе и отец, и маски, и то самое «сгорание ветки невинности», после которого обратный путь потерян…

Фильм о взрослении девушки. О выборе, в первую очередь сексуальном…

Об обмане, который всегда кружит вокруг. О соблазнах…

Маленьким девочкам смотреть не советую, а всем остальным однозначно…

7,5 из 10

так как тема не близка)

7 мая 2010

Ужасы Валерия и неделя чудес появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссером является Яромил Иреш. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ярослава Шаллерова, Гелена Анижова, Петр Копржива, Иржи Прымек, Ян Клусак, Либуше Команцова, Карел Энгель, Алена Стоякова, Отто Градецкий, Мартин Виэльгус, Ирина Манхалицка, Michaela Klocová, Zdenka Kovárová, Bedriska Chalupská, Роберт Незвал.

Страна производства - Чехословакия. Валерия и неделя чудес — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.