Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Солдат в синем мундире |
английское название: |
Soldier Blue |
год: | 1970 |
страна: |
США
|
слоган: | «The most savage film in history!» |
режиссер: | Ральф Нельсон |
сценаристы: | Теодор В. Олсен, Джон Гэй |
продюсеры: | Харольд Лоб, Уильям С. Гилмор, Гэбриел Кацка, Джозеф Э. Ливайн |
видеооператор: | Роберт Б. Хаузер |
композитор: | Рой Бадд |
художники: | Фрэнк Арриго, Карлос Гранжан |
монтаж: | Алекс Битон |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, вестерн, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 августа 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
После первого и поверхностного знакомства с данной картиной, может показаться, что перед нами довольно банальный, классический идеализированный вестерн. И это впечатление держится довольно долго, где-то две трети фильма.
Эта часть фильма как будто нарочито глупая и неуклюже поставленная. Обезличенные индейцы злодейски вырезают отряд из двадцати американских солдат, единственно выживший помогает оставшихся в живых девушке добраться до форта, где её ждёт жених...клишированная романтика случается. Всё это с как будто механическим конфликтом то с напавшей группой индейцев бандитов, то с до карикатурности мутным торговцем, который продавал индейцам оружие. За этим проходит где-то час с лишним.
Ключевой момент наступает именно с началом оставшейся трети, которая длится где-то 15-20 минут. Глуповатый клише вестерн, который мы смотрели до этого, в одночасье превращается в жестокую военную драму. Практически на грани с эксплуатационным фильмом. Ещё минуту назад это был абсолютно театрально-художественный фильм, теперь же перед нами максимально садистская в своём натурализме картина об одной из самых позорных страниц в американской истории. Настолько до боли похожая на культовый 'Иди и Смотри', что иногда даже кажется, как будто мы видим покадрово повторенные некоторые сцены вроде сходящего с ума от увиденного насилия главного героя.
Очевидно, что фильм намеренно игрался с нашими ожиданиями, так как финальная резня совершенно выбивалась из постановки и написания первой части фильма. Да, на протяжении фильма мы периодически слышали антирасисткие заявления главной героини, а текст в прологе фильма явно не располагал к чему-то весёлому и приключенческому. Но всё это было настолько случайным, настолько редким, что вплоть до финала всё это могло показаться разве что формальной пацифисткой повесточкой в духе 70-х.
Существует несколько точек зрения, зачем это было сделано. Кто-то высказывал мысль, что перед нами типичный эксплуатационный фильм своей эпохи, кто-то, что данный фильм ревизионистки деконструирует классическую мифологию вестерна. Опять же, в духе своей эпохи.
Я бы сказал, что и то и то вместе в разных пропорциях. С одной стороны, 'та самая' финальная сцена действительно крайне эксплуатационная. Она явно не была создана в порыве какого-то фетишистского фансервиса или дешёвого эпатажа. Но всё равно вызывает довольно смутные чувства обилием нарочитой жестокости ради жестокости, цитирования тогдашних натуралистических ужастиков про каннибалов. Особенно с учётом того, что нас к такому не готовили, из-за чего настолько резкий перепад в жанре и настроении даже может рассмешить каких-либо современных циничных зрителей своей сюрреалистичностью.
С другой стороны, фильм рассматривается как один из самых ярких ревизионистких вестернов, и в это легко поверить. Режиссёр как будто сначала завлёк нас обещанием посмотреть очередной идеализированный фильм про фронтир, а потом смачно плюнул нам в лицо, показав каким часто этот самый фронтир был на самом деле. Неслучайно в одной из сцен до этого, героиня начинает рассказывать Хьюстону о зверствах американских солдат, на что тот лениво и безучастно говорит 'ты врёшь, ты врёшь, я тебе не верю'. Его же реакция в конце фильма, словно призвана символизировать реакцию простого американца на изображение реальной 'красоты' так искренне идеализируемой эпохи в истории их страны. Картина также имеет довольно явные параллели с тогдашними антивоенными фильмами о Вьетнамской войне и прославленный кинокритик Роджер Эберт даже прямо предлагал рассматривать Синего Солдата не столько как вестерн, сколько аллегорию Вьетнамской войны. И как суммируя намеренное желание обмануть и саркастически посмеятся над зрителем, все ужасы и жестокости картины, оканчиваются традиционно глуповато-приключенческой музыкой в духе классики жанра.
Синий солдат из тех фильмов, которые уже не так работают спустя годы. Упомянутый мною 'обман' зрителя уже не является таковым благодаря кучей статей и обзоров, а жестокостями и бессмысленностью войны в наше время уже никого не удивишь. Но я бы всё равно порекомендовал этот фильм если не как какое-то откровение, то как скорее важное антивоенное и антирасисткое заявление, которое вполне сможет дать жару многим современны 'серьёзным' вестернам или даже антивоенным фильмам. Даже уже не будучи таким революционным или эпатажным, Синий Солдат всё ещё доходчиво показывает чудовищность расчеловечивания народов и абсурдность попыток оправдать насилие против обычных людей местью.
7 из 10
28 апреля 2023
Совершенно потрясающий фильм! Совершенно потрясающий тем, что снят в США в 1970 году, на фоне совершенно других фильмов, касающихся темы покорения/освоения/истребления Дикого Запада, так называемых «вестернов». Но это далеко не вестерн… «Солдат в синем мундире» — одна из лучших исторических драм на тему фронтира, которые я когда-либо смотрел, а смотрел я их немало. Здесь «цивилизаторы» показаны именно такими, какими они были — потомки англо-саксонских варваров — жестокими, беспощадными, словно с цепи сорвавшимися псами, потерявшими всякое человеческое достоинство, честь, воинскую доблесть.
Бойня на ручье Сэнд-Крик — это исторически достоверный, задокументированный факт. Это было. Так же, как и была резня на Вундед-Ни, как и десятки других — «операций» локального значения. Карательных экспедиций, усмирения «бунтовщиков», наказания «дикарей» — как угодно можно назвать, но суть одна. Это то, что называется сейчас «позорными страницами»; то, про что «не принято» говорить и на что принято закрывать глаза. Только аналогичную ситуацию в Европе сейчас называют холокостом, геноцидом и фашизмом, и стоит лишь попытаться разобраться в том, что там было (хотя бы с точки зрения истории), как сразу объявляется: эта тема — табу, Гитлер — зло, «но пасаран». Но ведь совершенно аналогичная ситуация была в Америке буквально за 60—70 лет до этого, только сравнение это кажется уже вроде как неуместным — ну что вы, какие-то там индейцы, да они спились все… Я думаю, всё это так только потому, что в Европе это закончилось в 1945-ом. Победой известно кого. А на территории Американского континента — в 1886, когда последний «бунтарь» — апач Джеронимо со своим небольшим отрядом был арестован и направлен во флоридскую тюрьму генералом Майлзом. Победили «цивилизаторы». Право же, историю пишут победители…
«Солдат в синем мундире» был воспринят американской публикой в штыки. Естественно, на фоне многочисленных спагетти-вестернов, прославляющих славных американских бойцов за справедливость и непобедимых «своих парней» в исполнении Клинта Иствуда и Грегори Пэка, этот фильм — просто желчный плевок в лицо «героических предков». Как же так! Такого просто не могло быть, это клевета и влияние Кремля! Не стоит забывать, что это был 1970 год…
Но именно в отличие от фильмов, произведённых странами соц-лагеря, этих достаточно дешёвых и нелепых поделок с, как правильно кто-то выразился, «пластмассовыми индейцами», Гойко Митичем и крымскими «прериями», с их инфантильным разделением на «плохих» капиталистов и «хороших» индейцев, недвусмысленной идеологической агитацией в пользу «правильного образа жизни» и т. п. — вот именно в отличие от массы подобного кино «Солдат в синем мундире» правдоподобен. Это фильм производства США. Этот фильм цепляет, меня лично — зацепил за живое, и в конце хочется сказать перефразом слов известного драматурга: «Верю!»
Перед нами — история одного солдата 11 Кавалерийского отряда добровольцев, как он определяет место своей службы. Показана полная трансформация его взглядов, в которой ему содействует белая девушка, прожившая два года среди индейцев племени Шайенов, которая за это время смогла понять, кто есть кто на самом деле. Вместе они идут к ближайшему форту после того, как на фургон, перевозивший деньги (в сопровождении которого ехали и они) нападают индейцы и разграбляют его. Солдату Хонасу Генту и миссис Ли удаётся спрятаться и они — единственные выжившие. Хонас негодует, он не понимает, какое право имели эти «кровожадные дикари» убить всех его сослуживцев. Он не понимает и даже не пытается понять, почему миссис Ли говорит ему, что это — земля шайенов, что это американцы приучили индейцев скальпировать врагов, что солдаты его «славной страны» творят такие бесчинства, какие индейцам и не снились. «Вы лжёте!» — упрямо повторяет он, выращенный бравой американской пропагандой, вымуштрованный своим капитаном. «Вы лжёте» — говорит он и отворачивается. В его сознании молодого солдата-патриота, ни разу не видевшего действий карательной экспедиции, — всё это ложь, бред, неправда. «Вы видели, как ваши солдаты насилуют индейских женщин, а детей живьём нанизывают на штыки, заставляя их истекать кровью?! Зато я видела!» — в бешенстве говорит ему Кэти Ли. На что он только тупо, словно робот, повторяет: «Это бред. Вы лжёте». Но вскоре ему предстоит увидеть всё это своими глазами…
По прошествии некоторого времени и некоторых событий Кэти оставляет раненого Хонаса в укрытии, а сама идёт на поиск подмоги. Её находят солдаты и привозят в ближайший лагерь. Солдатами руководит деспотичный полковник (в фильме его, кажется, не называют, но историческим прототипом его является полковник Чивингтон). Отряд готовится к «наказанию» «мятежных дикарей»… Очень хорошо (пусть, возможно, и несколько утрировано) показана сцена подготовки солдат к нападению на деревню и особенно речь полковника перед атакой. В этой речи нет лицемерия высших должностных лиц США, прикрывавших свой расизм «договорами» и «переселением индейцев на более спокойные земли». Он говорит прямо: «Помните, что они ужасные чудовища! Дикие варвары! Убивайте, насилуйте, пытайте!» Характерно, что в реальности, когда Джона Чивингтона на слушаниях по его делу спросили, зачем его солдаты убивали детей, он спокойно ответил: «Из гнид вырастают вши»… Наказанием армейскому психопату-расисту стал отнюдь не Нюрнбергский процесс или точнее что-то подобное, а… всего лишь увольнение из армии, пусть и с позором. Уму не постижимо, что этот человек окончил свою жизнь в должности помощника шерифа, а ведь только в той пресловутой резне на Сэнд-Крик его солдаты (количеством 700 человек) вырезали ВСЮ индейскую деревню — около 600 человек, не пощадив НИКОГО. И после этого кричать на весь мир, что мы дескать — провозгласители свободы и радетели за права человека…
Финал фильма потрясает. Такое ощущение, что сам присутствуешь на этой бойне, смотришь на всё это глазами солдата Хонаса Гента и вместе с ним вопишь: «Что вы делаете?! Остановитесь!» Именно тогда Солдат в Синем Мундире окончательно понимает, ЧТО говорила тогда ему Кэти на берегу реки и НАСКОЛЬКО он был не прав, насколько тупая пропаганда «превосходства» белых американцев над «краснокожими дикарями» выбила из него способность самостоятельно мыслить и анализировать происходящее вокруг. И вместе с ним мы кричим: «Будьте вы ПРОКЛЯТЫ!!!». Честно, я не мог спокойно смотреть эту сцену…
Вот такой это фильм. Фильм с большой Буквы. Это не политкорректные, прилизанные «Иеремия Джонсон» и «Маленький Большой Человек», снятые в те же годы, но это и не пластмассовая агитка советско-югославских социалистов. Последнюю часть фильма по степени своего воздействия я вполне могу сравнить с похожей сценой в отечественной картине «Иди и смотри» (кто видел, тот, может, поймёт), как бы не неуместно для кого-то это не прозвучало. По сути та же тема, только вид сбоку.
И победители разные…
10 из 10
11 марта 2010