Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Противник |
английское название: |
Pratidwandi |
год: | 1970 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Сатьяджит Рай |
сценаристы: | Сатьяджит Рай, Сунил Гангопадхяй |
продюсеры: | Азим Дутта, Непал Дутта |
видеооператоры: | Пурненду Бозе, Суменду Рой |
композитор: | Сатьяджит Рай |
художник: | Банси Чандрагупта |
монтаж: | Дулал Дутта |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 октября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Сидхартха Чоудхури после смерти отца вынужден был бросить учёбу в медицинском колледже и вместе с сестрой Топой попытаться устроиться на работу. Но если сестра, обладающая привлекательной внешностью фотомодели, быстро смогла найти работу, то у Сидхартхи ничего не выходило. День за днём с утра до самого вечера ходил он в разные компании на собеседование, проходя пешком под палящим солнцем многие километры или проезжая в подвешенном состоянии на подножке переполненного автобуса. Но, не смотря на интеллигентную внешность, отличное знание английского, наличие хорошего образования и широту кругозора, ни одну фирму не устраивала его кандидатура.
«Противник» — первый фильм так называемой Калькуттской трилогии Рея и единственный из неё, который был переведён на русский язык. Общей идеей для всего кинотриптиха выступало изучение влияния особенностей жизни в крупном современном городе на образованную молодёжь и тех уроков, которые она извлекает из преодоления трудностей жизни в мегаполисе. Семидесятые годы прошлого века были непростым периодом в истории Индии. Отельными штрихами Рей осторожно, но в то же время вполне ощутимо обрисовывает процветание коррупции и господство связей как в государственных, так и в коммерческих структурах. Высокий уровень безработицы, революционное движение наксалитов, выражающееся в акциях протеста и взрывах бомб, суровая политика премьер-министра Индиры Ганди — вот реалии жизни героя. История Сидхартхы стала одним из наиболее провокационных фильмов режиссёра, к которому у самих индийских зрителей очень полярное отношения. Одни его жарко восхваляют, другие ненавистнически ругают
Во времена СССР про такое кино сказали бы, что оно обличает пороки буржуазного общества с его антигуманной эксплуатацией простого человека, не обладающего ни деньгами, ни властью. А в наше время фильм найдёт живой отклик в душе у всех тех, кто долгое время был безработным, многими месяцами тщетно оббивал пороги всевозможных компаний. Сидхартха общается со своими сверстниками, с младшим братом и сестрой, которые также, как и он столкнулись с жестокостью общества и многочисленными соблазнами городской жизни. Фактически перед героем встают три пути в жизни. Первый — тот, по которому пошёл его давний знакомый из колледжа — жизнь в своё удовольствие с алкоголем, фривольными иностранными фильмами и девушками лёгкого поведения. Средства на неё он добывает, подворовывая из собираемых им пожертвований для гуманитарной миссии. Второй путь — это выбор его сестры Топы, а также многих сверстников-бенгальцев, жаждущих получить работу в городе. Путь приспособленчества, изменения себя в угоду запросам социальной среды за счёт всевозможных уступок и сделок с совестью ради достижения поставленной цели. Третий вариант — это дорога, по которой пошёл его младший брат. Путь революционного активно-агрессивного сопротивления сложившемуся порядку вещей, выбор коммунистов-наксалитов. Ни один из трёх способов выживания в городе Сидхартха не может принять. Он против воровства любого вида, а развратный образ жизни вызывает у него отвращение. Прогибаться под изменчивый мир тоже претит его глубоко порядочной принципиальной натуре. А путь революции юноше неприятен своей кровавостью и далеко не всегда оправданным насилием.
Манера повествования уже зрелого Рея к 70-м годам становится особенно изощрённой, сочетая в себе простое со сложным, наработки западноевропейского арт-кино и собственный кинематографический опыт. Съёмки в замкнутом пространстве помещений чередуются с показом шумной кипучей суеты калькуттских улиц. Крупные планы лиц сменяются панорамными видами. Статичные кадры — наполненными бурным движением. Использование в отдельных моментах негативного изображения расставляет яркие акценты на важных моментах. Общий реалистичный стиль повествования содержит множество вкраплений из снов, галлюцинаций, порождённых жарой и болезненным состоянием, навязчивыми воспоминаниями из прошлого Сидхартхи. Они помогают глубже разобраться в тех страхах, сомнениях и душевных метаниях, что испытывает главный герой, обнажают сложность, яркость и противоречивость его внутреннего мира. Самым ярким символом в фильме выступает чудесное пение неведомой птички, преследующее юношу в его детских воспоминаниях. Фактически оно является метафорой счастья, что наполняло его отроческие годы, но было утрачено во взрослой городской жизни. Найди герой эту или подобную ей неведомую певунью и быть может все проблемы как-нибудь разрешаться. Но птица счастья непредсказуемое существо. Иногда обрести её можно только совершенно отчаявшись и в таком месте, в котором, как кажется, она точно никак не могла бы обитать.
16 июня 2016