Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мое имя Клоун |
английское название: |
Mera Naam Joker |
год: | 1970 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Радж Капур |
сценаристы: | Манодж Кумар, Ходжа Ахмад Аббас |
продюсер: | Радж Капур |
видеооператор: | Радху Кармакар |
композиторы: | Джайкишан Дайябхай Панкал, Shankarsingh Raghuwanshi |
художник: | М.Р. Ачрекар |
монтаж: | Радж Капур |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 декабря 1970 г. |
на DVD: | 10 октября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 44 мин |
Раджа Капура называют «индийским Чаплином». И не только потому, что оба они продюсеры, режиссёры и исполнители главных ролей в своих фильмах. Прежде всего из-за того, что их герои, «маленькие» люди, полные мужества и народной мудрости, духовно оказываются богаче сильных мира сего, храбро вступают с ними в единоборство. Об актёрском мастерстве Раджа Капура очень точно сказал М. И. Ромм: «У него огромное человеческое обаяние, тонкий юмор, выразительная, точная мимика, превосходная пластика движений. Радж Капур с одинаковым блеском проводит и драматические, и лирические, и любовные сцены, и эпизоды, полные комической эксцентрики. Он сразу же прочно завоёвывает симпатии зрителя, делает его своим союзником, заставляет напряженно и сочувственно следить за сложными перипетиями своих приключений».
Сейчас бомбейскую студию «Радж Капур Филмз» и её работы знают зрители многих стран. Но создание её было делом долгим и тяжёлым. В 19 лет Радж получил свою первую роль. Но молодому артисту хотелось не только сниматься, а ставить фильмы, такие фильмы, в которых воплотились бы его идеи и принципы. В 1946 году Радж Капур сделал свою первую картину «Огонь», рассказывающую о судьбе артиста в капиталистическом обществе. Потом «Дождь» — о горных жителях Индии. Известный всему миру «Бродяга» был его третьей режиссёрской работой. «Мне был дорог мой герой, беспечный шутник, в сердце которого постоянно живут боль и горечь» — так сказал Р. Капур о своём бродяге. В последующих работах режиссёр продолжал начатую линию, на наших экранах появились «Господин 420», «Под покровом ночи», «Сангам».
И вот фильм «Моё имя клоун». Это история клоуна, чья миссия — заставлять людей смеяться, делать их счастливыми, ибо «весь мир хочет смеяться, а не бояться». Но это и трагедия человека, обречённого на одиночество среди хохочущей толпы, когда все видят улыбку на лице клоуна, но никто не замечает боли в его глазах. Клоун Раджу настоящий любимец публики. Вся его жизнь прошла под маской клоуна, у него очень много преданных зрителей, которые искренне любят его. Но Раджу чувствует, что ему недолго осталось жить. Чтобы в последний раз порадовать себя и своих зрителей Клоун Раджу приглашает всех близких для него людей на своё последнее представление. Представление в исполнении клоуна Раджу — словно маленькая жизнь, которую он вновь проживает на наших глазах… Конечно фильм «Моё имя Клоун» сложно воспринимать однозначно, с одной стороны — сочувствуешь Раджу, он перенёс много горя и боли, с другой стороны — видишь, что он мог добиться большего, но просто не стал. Радость и смех поглощают внутреннюю тоску. Отдаваясь работе, он забывает о пустоте, отсутствии человеческой нежности и настоящей любви. Сцена включает дом, семью, увлечения. Даря внимание зрителям, клоун хочет насладиться недостающей теплотой и наполниться эмоциями. Но приходит час, когда необходимо расставаться с поклонниками. Весельчак должен сохранится в памяти энергичным, бодрым и смелым. Плакать нельзя, клоун вынужден всегда смеяться…
«Моё имя — клоун» — это практически три самостоятельных фильма, объединённых общими сюжетными линиями сценария, созданного Хаджой Ахмадом Аббасом (ничего не напоминает это имя? Ну конечно же, один из режиссёров фильма «Хождение за три моря»), и одним и тем же главным героем — клоуном, роль которого исполняет сам Радж Капур. Правда, в первом фильме образ героя создаёт его сын, Риши Капур.
А ещё люблю этот фильм за то, что он снят совместно с СССР, и одну из ролей исполнила прекрасная советская артистка Ксения Рябинкина. Она не актриса, а артистка балета, в то время многие артистки балета снимались в русских сказках. Что-то видели в них советские режиссёры-постановщики всенародно любимых сказок, чего не было в обычных актрисах кино. Наверное особая стать, выправка и жёсткая балетная дисциплина привлекала к этим девушкам советских режиссёров. И как оказывается, не только советских. И вот сам Мэтр индийского кино, увидев однажды нашу советскую сказку «Сказка о царе Салтане» в которой Ксения Рябинкина исполнила роль Царевны-Лебедь, был покорён её грацией и «истинной русской красотой». После чего пригласил её сниматься в своём новом фильме. Так и попала Ксения в этот потрясающий и любимый многими советскими зрителями, фильм, исполнив роль советской цирковой артистки. В фильме заметны автобиографические моменты Раджа Капура. Радж Капур любил бывать в СССР, любил общаться с нашим гостеприимным народом. Поэтому, когда в этом исповедальном фильме он посвятил целую новеллу любви простого циркового клоуна к гимнастке советского цирка, это было воспринято как дань уважения к нам. Приятно слышать из уст Раджа Капура русские слова, которым его герой по сценарию учиться у возлюбленной.
Каждый раз при просмотре этого фильма сердце сжимается в комок и слёзы стоят в глазах, когда видишь все скитания Раджу, и в конце слёзы уже невозможно контролировать, они текут сами. Этот фильм для меня особенный, стоит на верхней ступеньке приоритетных фильмов для просмотра. Да-да, на самой верхней ступеньке, каким бы странным это не казалось, даже выше моего любимого «Танцора…».
Фильм очень трогательный, трепетный, чувственный. Наполнен и переполнен нежностью, грустью и не растраченной Любовью главного героя. Любовью которую он так хотел подарить людям, но они её не замечали. Это величайшее произведение индийского кинематографа наполнит ваше сердце трепетностью, нежностью и лёгкой грустью.
10 из 10
12 июля 2018
Недавно решила пересмотреть эту картину, так знакомую и любимую нашими бабушками и мамами. Не скажу, что разочаровалась или наоборот была восхищена, нет, таких эмоций не возникло, наверное, потому, что я воспринимала его именно как старое кино и не предъявляла к нему особых требований.
«Меня зовут Клоун» — это история жизни Раджу, решившего в детстве стать клоуном и посвятившего этому свою жизнь. В фильме рассказывается о трех женщинах, которых он любил, но, на мой взгляд, их было четыре: его мама, Мадам, Марина и Мина. Весь фильм поделен на три части, как три отделения в цирке: детство, молодость и старость.
В первой части Раджу учится школе, но так как живет он с мамой и они очень бедные, то его исключают за неоплату обучения. В этот период его жизни он встречает свою первую любовь — учительницу Мадам. И именно сейчас он узнает, что его отец был Клоуном и погиб в цирке, и решает последовать по его стопам. В этой части фильма меня поразила некоторая смелость, несвойственная индийскому кино — есть сцены с откровенными поцелуями Мадам и ее жениха Дэвида, мадам показывают в открытых платьях, и во сне Раджу она снится абсолютно голой (правда со спины и издалека, но все же, для старых индийских фильмов — это что-то?!).
Вторая часть его жизни затрагивается, когда он в цирке знакомится со второй своей любовью — артисткой советского кино Мариной. Марина отвечает ему взаимностью, но перед ними стоят преграды — они живут в разных странах, не знают языка и обычаев друг друга, и у них мало времени — гастроли цирка быстро заканчиваются. В этот период жизни он познает боль потери единственного родного человека — во время представления умирает его мама, и Раджу учится главному правилу жизни клоунов — никто не должен видеть его настоящих слез, клоун не может позволить себе быть человеком, он всегда должен улыбаться — этого ждут зрители.
В третьей части — Раджу, ставший бродягой, знакомится с уличным парнишкой Мину, которой оказывается переодетой девушкой Миной. Простая и добрая поначалу Мина западает в сердце Раджу, но добившись с его помощью известности и обеспеченного состояния, она с легкостью расстается с ним. И Раджу понимает, что он одинок, как Клоун: ударь его, а он смеется, брось его, а он смеется, обними его, он все равно смеется.
Раджу в фильме получился простой, очень добрый, но какой-то слабохарактерный (объяснить просто добротой я это не могу), как бродячая собака, ее пнули, а она даже огрызнутся не хочет. Оставшись без денег, с больной матерью на руках, он все равно пытается стать клоуном — он объясняет это тем, что на другой работе у него не получается, а мне кажется, что просто не хотел, многие из нас работают не там и не теми, где и кем хотят.
Фильм, конечно, не однозначный, с одной стороны — сочувствуешь Раджу, он перенес много горя и боли, с другой стороны — видишь, что он мог добиться большего, но просто не стал.
7 из 10
Из уважения к бабушкам и мамам, любившим это кино.
12 марта 2010