Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 8.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Михай Храбрый |
английское название: |
Mihai Viteazul |
год: | 1970 |
страны: |
Румыния,
Франция,
Италия
|
слоган: | «400 de ani de la Unire» |
режиссер: | Серджиу Николаеску |
сценарий: | Титус Попович |
видеооператор: | Джордже Корня |
композитор: | Тибериу Олах |
художники: | Золтан Сабо, Ортенсия Георгеску, Николае Теодору, Mircea Milcovici |
монтаж: | Иоланда Минтулеску |
жанры: | боевик, драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 33000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 февраля 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 23 мин |
Крупнобюджетный исторический фильм о борьбе господаря Валахии Михая Храброго против турецкого ига в конце XVI века. Сражения, политические интриги султанского и папского дворов, а также феодальной знати Священной Римской империи.
Режиссёр Серджиу Николаеску, за плечами коего были исторические боевики — «Даки», «Борьба за Рим», работал в эстетике упомянутых картин: эпичная манера повествования, широкий формат изображения, массовые батальные сцены, яркие исторические костюмы, натурные съёмки, постоянная смена крупных, общих и дальних планов в стиле Эйзенштейна.
Турки же конечно показаны условно, их роли играют румынские актёры, однако Николаеску не опускается до карикатурности и сам играет роль друга-врага главного героя — Селима-паши. Враг вроде бы должен быть отрицательным персонажем, но здесь это не так.
Что может показаться любопытным в этом фильме для современного российского зрителя?
В первых сценах создаётся образ коррумпированного и деспотического государства — Османской империи. Поразительны сцены, когда Селим-паша стравливает друг с другом валашских детей — будущих янычар, обещав им награду, когда Михай, собрав нужную сумму дани османским вельможам, вынужден стоять на коленях и распростираться на полу перед турецким султаном. Неизбежны ассоциации с эпохой монгольского ига на Руси и с деятельностью Дмитрия Донского, Ивана Третьего. Пока противник силён — приходится идти на компромисс с собственной гордостью, но как только появится возможность освободиться — нужно нанести удар…
Вторая любопытная тема — европейский соблазн. Волей-неволей своим рассказом об исторических событиях Николаеску предупредил соотечественников о будущем. Кто может помочь спасти страну от восточных завоевателей? Конечно же просвещённые западноевропейцы. Однако, оказывается, и перед ними нужно кланяться и наобещают-то они с три короба, а вот чем помогут (и помогут ли) в реальности — это большой вопрос. У них свои политические интересы. В общем, в фильме есть близкая нам евразийская тематика. Восточная Европа как перекрёсток цивилизаций Запада и Востока. Обратите внимание и на трактовку темы возникновения крепостного права в начале второй серии (оно трактуется как тяжёлая, но оправданная закономерность развития страны в данных исторических условиях).
Минусы картины очевидны. Это фильм своей эпохи, и здесь есть затяжки в действии, неизбежные упрощения событий, современный реконструктор наверное отметит недочёты в исторических одеждах, доспехах и т. п.
Бонус для любителей фильмов про комиссара Миклована: в «Михае Храбром» вы увидите многих актёров, знакомых вам по картинам Николаеску 70-х-80-х годов, включая Илариона Чобану (Михай Роман в фильмах 70-х).
В целом — добротный румынский исторический боевик, который сейчас из-за возникающих ассоциаций с современностью смотрится даже интереснее и актуальнее, чем в 70-е годы.
17 августа 2019