Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Цвет белого снега |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Анатолий Васильев, Суламбек Мамилов |
сценарий: | Александр Басаргин |
видеооператор: | Владимир Трофимов |
художник: | Валентина Гордеева |
жанры: | мелодрама, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 февраля 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 43 мин |
Фильм 'Цвет белого снега', казалось бы, - дипломная безделица, неизвестная и не шумящая в своей непритязательности. Но такая молодо красивая!
Красив скромный сюжет о влюбленности простой работницы метрополитена и студента-живописца. Она стыдится того, что не достойна его, будущего 'знаменитого художника', о котором потом обязательно будут писать в газетах, и по этой причине начинает избегать дальнейших встреч, о которых прежде мечтала. А он, потеряв ее, как несколько ранее потерял перчатку, не смеет уже надеяться на встречу, и хочет написать ее лицо 'на большом белом листе'. Монологи героев с их скромными чувствами сливаются в неброский диалог, а с расставанием снова разбиваются на монологи. Финал объединяет героев в тишине случайной встречи.
Красивы молодые артисты, и их красота и свежесть умело подчеркнута молодыми же режиссерами. Примечательно, что эта незначительная картина получила отражение в жизни Марины Нееловой и режиссера Анатолия Васильева, которые вступили после нее в брак, правда, недолгий.
Красив Ленинград, он же классический Петербург, который вобрал в себя всю красоту мира, начиная от древней Греции и Рима до Ван Гога с Гогеном и дальше. Ленинград-Петербург одет в белый цвет снега и эта его одежда поставлена в заглавие подчеркнуто черно-белой картины. Для 1970 года черно-белость может показаться дешевой. Но студенческая работа не может сниматься на дорогую цветную пленку. И тогда из сочетания черного и белого вырастает художественная философия фильма, раскрываемая героем-художником в разговоре с возлюбленной:
-. .. снег-то как-раз и не белый.
- А какой же?
-. .. Он почти синий.
- Не знаю!
- А деревья, по Вашему, какие?
- Черные?
- Фиолетовые! А если дождаться вечера, все будет наоборот: снег - фиолетовый, а деревья синие. Хотите проверить?
- Не знаю!
Красота сюжета, красота игры артистов и работы режиссеров, сценариста и композитора, а также скромная красота классицистического видеоряда - все это строится на простоте, на отсутствии притязаний на великую идею. А поскольку все великое просто, при помощи этой простоты все здесь искрится неподражаемой красотой.
Впрочем, небольшую подражательность и здесь можно обрести. По настроению история о белой зимней влюбленности в Ленинграде перекликается с весенней московской влюбленностью 'Заставы Ильича' Марлена Хуциева, который в титрах 'Цвета белого снега' значится художественным руководителем.
И это художественное руководство намечает нам родство двух черно-белых шедевров - широкометражно-многопланового и этюдно-короткого.
24 мая 2024
Миленький короткометражный фильм из ранешнего времени грустного конца 60-ых.
Режиссеры насмотрелись европейского кино, всяких там новых волн и сделали свое. Тоже красиво, задумчиво, с мыслями вслух, со стильными ч\б городскими пейзажами. С прелестными юными актерами — Марина Неелова и Вадим Михеенко (папа Егора Бероева — ну очень похож!).
А в центре по сути ханжески культивируемый образ честной советской девушки, которая: умри, но не давай поцелуя без любви, сдохни, но первая не признавайся.
Работница метро, простая контролерша кладет глаз на мимо проходящего студента-художника. Сразу намечается такое коробящее неравенство между ними. Работягу-наладчика она отшивает сходу. Она стремится к чему-то большему, но только вот таким способом.
Подобрав его потерянную перчатку (ха-ха, Золушка наоборот!) она предпринимает мильон усилий, чтоб познакомиться с ним. Идет по следам, выясняет место его пребывания, подходящее для «нечаянной» встречи, высиживает огромную очередь ради прически в парикмахерской (тут реализма авторам не хватило, надо было навертеть вавилоны, откуда столько вкуса у задрипанного парикмахера и необразованной девушки, а распустить волосы и причесаться она могла бы и сама), потом выстаивает длинную очередь в музей, по доброй воле она туда сама бы никогда не пошла.
В музее она затесывается в группу моряков и делает вид, что до студента ей дела нет. Само собой разумеется, он ее заметит и обалдеет от ее красоты и неприступности.
Кульминация несуразности состоит в том, что понимая, как он мерзнет без перчатки, она ему не отдает вторую. Она молчит как партизан про нее.
Но этого авторам мало, они придумали еще один приступ гордыни. Оскорбившись, что новый друг не узнает ее на рабочем месте, она переводится на другую станцию, а он ее сам там случайно опять находит.
Чему учит такой фильм юное поколение: лицемерь, изворачивайся, интригуй, все будет по-твоему благодаря интригам и волшебству. Как авторы представляют их будущую совместную жизнь? Тоже по-партизански видимо. И чтоб он никогда в жизни не узнал, как она ему расставляла сети и заманивала в силки.
4 июня 2020
Фильм- этюд. Фильм-набросок. Фильм-элегия. Иначе и не назовёшь эту 43-х минутную ленту. Это не кино в полном смысле этого слова, это — внутренний, духовный диалог двух молодых людей. Она — работница метрополитена Надя Воронина (23-х летняя Марина Неёлова) — хрупкая, как её мечты, и трогательная в своём стремлении скрыть «не творческую» профессию. Он — студент художественного училища Митя (18-ти летний Вадим Михеенко) — тонкая, мечтающая натура, воспринимающая мир исключительно в красках собственной выдуманной палитры. Марина Неёлова будто только-только вернулась со съёмок «Старой, старой сказки», едва успев сменить туфельки принцессы на валенки и форменную одежду. Для Вадима Михеенко это дебют в кинематографе, поэтому играть ищущего себя в этой жизни начинающего художника ему легко, потому что и играть-то ничего не нужно…
Очень интересный режиссёрский ход, когда он и она общаются друг с другом только мысленно. Это погружает влюблённых в их собственный, отстранённый от окружающих мир, в котором они могут быть только одни. Затем мысленной общение переходит в вербальное, будто «приземляя» их, и открывая дверь в реальный мир, в котором столько всяких условностей. И если он чувствует себя в ее обществе совершенно свободно, то она всё время находится в тисках собственных представлений о неспособности обрести счастье с человеком другого круга. Чёрно-белый город, фиолетовый снег и голубые деревья молча наблюдают за тем, как люди сами разрушают своё счастье: она переводится на другую работу, чтобы не встречаться с ним, а он не может найти ее, потому что ничего о ней не знает. И только красивая, волшебная музыка, плетущая собственный узор участия в судьбе зарождающейся любви, готова прийти им на помощь…
16 января 2015