Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жаворонки на нити |
английское название: |
Skrivánci na niti |
год: | 1969 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Иржи Менцель |
сценаристы: | Иржи Менцель, Богумил Грабал |
продюсер: | Карел Кочман |
видеооператор: | Яромир Шофр |
композитор: | Иржи Шуст |
художники: | Ольдржих Босак, Владимир Маша, Дагмар Краусова |
монтаж: | Иржина Лукешова |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 февраля 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Мне представляется, что нет смысла аналитически рассматривать все режиссерские работы Иржи Менцеля: большинство из них в чем-то похожи, даже, можно сказать, в некотором роде однотипны, однако, нельзя пройти мимо еще одной замечательной картины, снятой по произведениям Грабала, - «Жаворонки на нити». Это был единственный фильм Менцеля, запрещенный цензурой, обычно его ленты довольно безобидны, но данная картина ернически и саркастически критиковала реальный социализм, оттого и пролежала на «полке» двадцать лет до самой «бархатной революции». Для многих представителей чехословацкой «новой волны» разгром «пражской весны» был концом (или приостановкой) творческой деятельности на родине: так Ян Немец вынужден был эмигрировать, а Павел Юрачек не имел возможности снимать кино вообще. В «Жаворонках на нити» уже то символично, что действие истории разворачивается на свалке металлолома: люди, маргинализированные социалистической властью, «выброшены на свалку истории» и ждут «переплавки» в нечто социально приемлемое.
Несмотря на то, что действие экранизируемого Менцелем произведения Грабала происходит в 1950-е, в годы послевоенных репрессий, в судьбах героев легко угадываются жизненные истории людей, поддержавших «пражскую весну» и жестоко наказанных властью. В тяжелых условиях «перевоспитания», когда засилие лозунгов и трескучих фраз мешает жить и выполнять свое предназначение, персонажи Менцеля и Грабала не унывают, ища утешение в простых человеческих вещах (дружбе, любви, неподцензурных разговорах). В результате «переплавлен» оказывается офицер-надзиратель, сначала безжалостно наказывающий за правонарушение, а потом греющийся от тепла окружающих душ и тел презираемых им некогда людей.
Много показанного в «Жаворонках на нити» противоестественно: метафора жизни при социализме как тупая принудительная работа, затыкание ртов при желании высказать свободную мысль, разделение мужчин и женщин на рабочие единицы, лишенные взаимной ласки, и повсюду – лозунги и пропаганда. Как всегда у Менцеля замечательны актерские работы, прежде всего Властимила Бродского и Рудольфа Грушинского (первый создает комический типаж преследуемого властями философа, само воплощение независимой мысли почти в духе героев «В круге первом»; второй виртуозно, ведь не зря он носит имя чешского Жана Габена, рисует образ партработника, лгущего всем, в том числе и себе самому).
Также в картину прямо из «Поездом под пристальным наблюдением» перекочевали Вацлав Нецкарж и Итка Зеленогорска, создающие здесь трогательный влюбленный дуэт. Оттого настоящим кафкианским шаржем выглядит их свадьба в неволе: благодаря этому сюжетному и символическому мотиву видна вся канцелярски-бездушная суть реального социализма. Так Менцель, обычно снимающий просто о жизни, редко критикуя статус кво, в «Жаворонках на нити» последовательно и в полной мере высказывается против омертвляющих все вокруг себя социалистической теории (о которой его персонажи много спорят) и практики. Как писал Гроссман в романе «Жизнь и судьба»: «Нет двух одинаковых деревьев или двух одинаковых людей, потому так отвратительно насилие, стремящееся их уравнять». Менцель и Грабал противопоставляли этой государственной гомогенизации мелкие радости жизни, само ее разнообразие, и, как показало будущее, социальное, политическое и культурное насилие социализма, к счастью, оказалось недолговечным.
10 апреля 2024
Давно хотел посмотреть этот фильм (в середине 2000-х увидел отрывок на Культуре — понравилось), прочитал рецензии, они обнадёжили — и вот субботний одинокий вечер.
Фильм произвёл странное впечатление — с одной стороны не обманул ожиданий, а с другой — остался осадок, что «купленный в фирменном магазине товар» оказался грубо сделанной китайской подделкой.
Нет, играют актёры здорово, не чета нынешним, да и режиссёр с оператором честно отработали. Но…
ПРОТИВ: Фига в кармане, она и в Чехии фига. Понятно что фильм снимался в 1966 году, при переходе от ихнего «сталинизма» к пражской весне — собственно про это и сам фильм, но когда серьёзные темы скрещивают с юмором — результат на мой взгляд увы всегда неудачен. Не обошлось и без обнажённой женской груди, прямо как в нашем добром кооперативном кино.
ЗА: Если отрешиться от реалий места и времени, то фильм приобретает смысл притчи с вечным сюжетом. Типажи настолько узнаваемы, что становится страшно. А вместо металлургического завода можно вписать как в пустом бланке любое место нашей страны, да и не только нашей.
P.S. Особенный респект за концовку с парторгом. Неожиданно и умно. В общем будет желание и возможность рекомендую.
8 из 10
17 ноября 2013