Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мост через Эльбу |
английское название: |
No importa morir |
год: | 1969 |
страны: |
Италия,
Испания
|
слоган: | «Explosive action hits your screen!» |
режиссер: | Леон Климовский |
сценаристы: | Антонио Фос, Лу Кэрриган, Адриано Больцони |
видеооператор: | Марио Пачеко |
композитор: | Michele Lacerenza |
художник: | Джанкарло Бартолини Салимбени |
монтаж: | Хосе Антонио Рохо |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 июля 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Плодовитого постановщика Леона Климовского, когда-то переехавшего из родной Аргентины в европейскую Испанию, не смущала возможность взяться за любой популярный жанр. Вот только настоящие высокие достижения в виде двух Золотых раковин кинофестиваля в Сан-Себастьяне остались в 50-х годах, а дальше началась безудержная штамповка эксплуатационных лент на потребу самым невзыскательным вкусам.
Качество их при этом колебалось от среднего до безобразного, но и это Климовского, по собственному признанию сознательно перешедшего на путь халтурщика, абсолютно не смущало. Вестерны так вестерны, джалло так джалло, ужасы так ужасы, ну и далее по списку. Немудрено, что в этом многократно обмусоленном ассортименте нашлось место и проблематике войны в стиле самого что ни на есть «warsploitation».
По указанным причинам затесавшийся промеж очередных «спагетти» фильм «Мост на Эльбе» изначально вызывает глубокое недоверие, усугубляемое избитым со времён «Грязной дюжины» Олдрича ходом со злоключениями пёстрой американской диверсионной группы, к тому же получившей, скажем так, своеобразное задание, учитывая интересы противоборствующих лагерей.
Но что-то продолжает удерживать у экрана, пока не понимаешь, что у зрелища имеется худо-бедно скроенная интрига, заставляющая вникать в неё побольше, чем того мог требовать никудышный проходняк. Не имей Климовский надёжного подспорья, оно бы, скорее всего, так и вышло, но ситуацию спасает прекрасный итальянский сценарист Адриано Больцони, известный по культовому «За пригоршню долларов» Леоне, и умеющий придать банальности заманчивый привкус.
При участии ещё двух соавторов и не слишком топорной работе режиссёра получился пристойный сюжетец, в котором нет места глубокому раскрытию образов, но есть их грамотное приложение к действующему фону реальных военных действий, когда ценность человеческой жизни падает до низшей точки, а верховенство приказа позволяет принимать очередные жертвы как само собой разумеющееся.
Это относится и к немецкому гарнизону с его грозным командиром, на первый взгляд кажущемуся карикатурным, но при ближайшем рассмотрении обретающим естественные черты. В самом деле, обезличивание, покорность, идеологическая подоплёка как шли, так и идут рука об руку с армией, теряющей без них смысл существования. Удачно подчёркивают и заостряют этот момент персонажи старого служаки сержанта Мюллера и засомневавшегося на свою голову солдатика.
Подобным же образом очерчены и основные действующие лица, каждому из которых создатели истории постарались придать индивидуальности ровно настолько, чтобы зрителя хватило на толику сопереживания. Где-то в этом, пожалуй, перегнули палку, как в эпизодах с тасканием курицы, но и тут быстро исправились. Ничем не выдающиеся парни, в которых множество мужчин могут узнать себя, тем не менее обладают особым характером и умениями, представляя их людьми, а не 'пушечным мясом'.
Усилить это впечатление удаётся путём уместного вкрапления двух женских персонажей, кроме этого призванных лишний раз подчеркнуть трагизм войны, а заодно ярко сыграть ключевую роль в операции, как героиня аргентинки Эрики Валльнер, знакомой отечественным любителям (хотя лучше сказать любительницам) «мыльных опер» по сериалам «Селеста» и «Селеста, всегда Селеста».
- Не забывай... Ты американец, а я из Европы... И это очень большая разница, сержант.
Так сильные стороны «No importa morir» придают картине бОльшую значимость, чем пустое смакование взрывов и пострелушек, чему в немалой степени способствует и саундтрек от опытного Джанни Феррио. Поднимаясь чуть выше столкновения «плохих немцев» с «хорошими союзниками», она показывает бесконечную политическую грызню, готовую сорваться в новую бойню, когда ещё не закончилась старая.
Кровавый алтарь всегда ждёт очередные тела идущих на погибель, что выражается в финальной сцене с русскими войсками, столкнувшимися с призраком грядущей «холодной войны». Действительно, смерть может не иметь значения, когда ясно знаешь, за что умираешь. Но где найти грань, отделяющую долг и личный выбор от навязанного участия в жестокой и никому не нужной бессмыслице?.. Вопрос остаётся открытым, а творению Климовского для позитивной оценки достаточно быть просто добротно скроенной военной картиной на скользкую тему.
6 из 10
18 мая 2024