Рейтинг фильма | |
IMDb | 8.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гупи поет, Багха танцует |
английское название: |
Goopy Gyne Bagha Byne |
год: | 1969 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Сатьяджит Рай |
сценаристы: | Сатьяджит Рай, Упендра Кишор Рейчоудхури |
продюсеры: | Азим Дутта, Непал Дутта |
видеооператор: | Суменду Рой |
композитор: | Сатьяджит Рай |
художники: | Банси Чандрагупта, Сатьяджит Рай |
монтаж: | Дулал Дутта |
жанры: | фэнтези, комедия, приключения, семейный, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 мая 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Было или не было, давно или не так чтобы очень, а жили в Бенгалии два шута гороховых — два бесталанных музыканта и неудачника по жизни: Гупи и Багха. В своих деревнях они успели так истерзать уши своих односельчан звуками, извлекаемыми из тампуры и барабана, что те прогнали их прочь без права возврата. Тяжко бы пришлось двум наивным голодным простакам среди насмешливых людей, бескрайних полей, лесов и диких хищников, если бы однажды ночью не повстречался им владыка призраков. Так начинается эта сказочная музыкальная комедия, сочетающая в себе элементы нео-реализма, сюрреализма и фэнтази по-бенгальски. Один из немногих фильмов Сатьяджита Рея, включающий в себя множество песенных композиций и танцевальных номеров.
По словам режиссера, он снял историю о Гупи и Багха, уступив многочисленным просьбам сына создать кино для детей. В итоге получился очень забавный и жизнеутверждающий фильм для всей семьи о двух неунывающих обаятельных парнях, ставший одной из самых популярных среди простых бенгальцев работ Рея за всю его кинокарьеру. Он шёл в прокате почти два месяца непрерывно. И очень скоро во всей Западной Бенгалии не осталось ни одного ребёнка, который бы не смог напеть песенки Гупи. Но за пределами родины Рея кино восприняли не так благожелательно. В настоящее время оно практически неизвестно кинолюбителям в других уголках мира и наша Россия — не исключение. Возможно проблема здесь в том, что диалоги и тексты песен, содержащие меткие замечания и остроумные шутки не были переведены на английский язык достаточно талантливо. Но в Бенгалии «Гупи поёт, Багха танцует» по-прежнему трогательно любим. Впоследствии Рей снял продолжение похождений весёлых музыкантов («Королевство алмазов»), а ещё спустя десятилетие его сын Сандип выпустил «Возвращение Гупи и Багха», завершив сказочно-приключенческую трилогию.
Основой для сценария послужил рассказ Упендракишора Рея — родного деда режиссёра «Отважный дуэт». Причём Сатьяджит стал не только режиссёром этого проекта, но ещё и сценаристом, композитором и автором многочисленных забавных и фантастических костюмов. Музыка Гупи и Багха близка скорее не индийской классике, но народным ритмам. Она очень эмоциональна и жизнерадостна. Её мотивы легко запоминаются. Одежды персонажей отражают не только их статус и уровень материального благополучия, но и особенности характера. Жители счастливого королевства Шунди носят яркие одежды и полукруглые вязанные шапочки, украшенные волнистыми узорами. А несчастные подданные злого махараджи Халлы одеты однообразные запылённые рубища и какое-то подобие заношенных шляп с грустно обвисшими полями. Не смотря на то, что сказочное действо происходит если и не в незапамятные времена, то, по крайней мере, множество десятков лет назад, когда махараджи были ещё полновластными монархами своих маленьких государств, в ряде сцен можно обнаружить элементы современности. Так, владыка призраков появляется перед героями из мигающей многочисленными лампочками звезды, а злой колдун Барфи носит солнцезащитные очки. В фильме нет привычных для жанра фэнтази специальных эффектов. Но их отсутствие с лихвой окупается воображением и изобретательностью режиссёра. Дорогого стоит один только шестиминутный танец призраков, являющийся чистейшим визуально-музыкальным удовольствием. Эта сюрреалистическая сцена создана за счёт сочетания танца живых актёров в масках, элементов кукольного представления, театра теней и пантомимы. Чёрные и белые, толстые и тонкие, пугающие и смешные, чёткие и зыбкие призраки кружатся, извиваются и выдают совершено фантастические па под звуки традиционных бенгальских инструментов.
История Гупи и Багха очень похожа на ожившие детские фантазии. Её наполняет юмор, захватывающие приключения, тёмная и светлая магия. Похождения главных героев по своему духу отчасти напоминают злоключения нашего Иванушки-дурачка. На своём длинном пути Гупи и Багха встречают добрых и злых правителей. Коварных интриганов-министров, хитроумного колдуна, придворных и стражников, послов и музыкантов. Генерала с огромным войском на верблюдах и, конечно же, прекрасных принцесс, скрывающих свои очаровательные лица за вуалями. И в тот момент, когда красавицы снимут вуали, чёрно-белое полотно озарится цветом, как лица героев безудержным счастьем. Но в доброй сказке нашлось место и едкой сатире и серьёзным умозаключениям, которые по достоинству смогут оценить лишь взрослые. Музыкальный талант — это чудесный дар, воздействие которого на слушателей подобно волшебству. Голод и насилие — страшное социальное зло. А война — самый нелепый способ решения конфликтов и удовлетворения честолюбивых амбиций. В общем, сказка- ложь, да в ней намёк, добрым жителям Бенгалии — урок. А вместе с ними и всем нам.
8 августа 2014