Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вечер накануне Ивана Купала |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юрий Ильенко |
сценарий: | Юрий Ильенко |
видеооператор: | Вадим Ильенко |
композитор: | Леонид Грабовский |
художники: | Петр Максименко, Валерий Новаков, Сергей Бржестовский |
жанры: | фэнтези, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 11 мин |
Очень странные комментарии, по моему фильм недооценен. На мой взгляд картина весьма трагичная. И если бы не обыгрывающая эту трагичность абстрактность, переходящая то в карикатурные, то в странные, символичные сцены, получился бы не Гоголь, а классика исторической трагедии украинского народа, воплощенная в сказку. А сказка о том, чтобы быть счастливым и любить, создать семью по любви, нужны не сказочные деньги, которых взять хлопцу неоткуда. Чтобы найти на своё счастье деньги, нужно вступить в сговор с самим дьяволом, в лице казацкого старейшины, наемника, на службе у царских господ. Чтобы выполнить его условия, нужно перерезать горло невинному дитю, агнцу. А потом, конечно же за эту пролитую кровь заработать кучу денег, жениться, но только от счастья этого умопомрачиться. Впасть в неизлечимую болезнь от совершенного греха. В итоге, повергнуть в бездну отчаяния и свою любимую, которая борется и не сдается, по своему, по бабьи, по деревенски, за своего обезумевшего мужа и не понимает откуда это горе взялось?. А потом, и ей достается и от «дружелюбных соседей», и от «татаро-монгол»… вообще финиш. В конце, сцена Плача Богородицы вызывает прилив жуткого сострадания: чудо происходит, но слезы льются не у иконы, а у живой несчастной женщины.
Очень понравился смешно обыгранный эпизод с потемкинскими деревнями. Для тех кто не понял, там есть в конце сцена, обыгравшая знаменитый «тур Екатерины II по Украине» с Потемкиным.
2 мая 2020
Батрак по призванию и нищеброд по натуре влюбляется в прекрасную дочь своего хозяина, но по правилам естественного отбора в женихи получает от ворот поворот. Однако долго кручиниться несчастному работяге не приходится — внезапно на хутор решает нагрянуть Басаврюк, местный патимейкер и чистый дьявол во плоти, мастер устраивать огненные тусовки с напивающимися до синьки казаками и отстрелом не желающих куковать верхом на берёзе попов. Он-то и предлагает парню сделку — тот сорвёт для него вечером накануне Ивана Купала цветок папоротника, а взамен получит немалую часть от найденного с помощью фольклорного макгаффина клада. Несчастный влюблённый, на свою хмельную голову, соглашается, и в итоге получает желаемое в двойном объёме, ведь звон колдовского золота прельщает не только желанную панночку, но и её отца, который, недолго думая, отдаёт родную дочь в лапы несчастливой судьбе.
Прошедший до начала своей режиссёрской карьеры хорошую школу операторской работы украинец Юрий Ильенко в своей второй полнометражной работе полностью отдаёт событийную составляющую на откуп средствам визуальной изобразительности. Собственноручно берясь за переосмысление одного из классических гоголевских произведений, он полностью лишает его самобытной яркости, заменяя живость литературного языка неумелой и неуёмной абстракцией расплывающихся на глазах образов. Решаясь практически полностью отойти от традиционного наведения мостов со зрительским восприятием, Ильенко ограничивает описание происходящего вступительным титром, призванным очертить экспозицию, но на деле практически не несущем никакой смысловой нагрузки. Фильм больше походит на ожившую иллюстрацию маргинального художника, чем на произведение, способное жить самостоятельной жизнью, ведь без знания текста повести вникнуть в сюжет возможно далеко не сразу. Пытаясь навязать игру в откровенный арт-хаус, создать кино «в чистом виде», Ильенко увлекается демонстрацией «чуда» с первых минут — живой поросёнок вылезает из котелка со свининой, пугает трапезничающих героев и окунает зрителя в бешеный круговорот смешений трансцендентной и имманентной реальностей, жертвой которого становится и сам режиссёр. Местный вакуумный сюрреализм пытается неуклюже заместить тревожный мистицизм повести Гоголя, однако лишь усугубляет беспомощность гротескной иносказательности сюжета, практически целиком состоящего из цепи взаимосвязанных пустот, заполнить которые ничем, кроме как демонстрацией изобретательной операторской работы, здесь не пытаются.
«Вечер накануне Ивана Купала», безусловно, удачен некоторыми статичными кадрами и построением ключевых мизансцен, но динамика монтажа и неловкие манипуляции с перспективой кадра в попытке ещё больше абстрагировать безумные галлюцинации героев от реальной действительности окончательно добивают и без того отравленную избыточным символизмом картину. Попытка совершить психоделический трип по стопам инфернальных наваждений знаменитого писателя провалилась, и единственное, что запоминается в итоге, так это зацензурированный операторской работой кунилингус в берёзовом лесу, домыслить который, в отличие от основного пласта калейдоскопично сменяющих друг друга метафор, труда не составляет.
10 сентября 2017
Как любитель гоголевских страшилок, считаю, что это самая худшая экранизация из всех экранизаций повестей из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Парадокс вот в чем. Каждый актер этого фильма (и Хмельницкий, и Кадочникова, и Фридман, и другие) индивидуально сыграл выше всяких похвал. Они выложились как надо — спору нет. Но сама абстрактность этого фильма полностью его же и портит. Человек, загодя знакомый с данным произведением, и тот с трудом поймет, что именно происходит во многих фрагментах этого фильма. А тот человек, который полностью не знаком с этим фильмом, не поймет в этом фильме практически ничего. Даже если и поймет что-то, но обязательно не до конца. Очень жаль, а ведь если отбросить эту абстрактность, то мог бы получиться вполне понятный гоголевский фильм, типа «Вия», «Майской ночи» и т. п.
6 мая 2009