Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полярная станция «Зебра» |
английское название: |
Ice Station Zebra |
год: | 1968 |
страна: |
США
|
слоган: | «It's a race for the secret ... or TOTAL DESTRUCTION» |
режиссер: | Джон Стёрджес |
сценаристы: | У.Р. Барнетт, Дуглас Хэйс, Алистер МакЛин, Хэрри Джулиан Финк |
продюсеры: | Мартин Рансохофф, Джон Калли, Джеймс С. Прэтт |
видеооператор: | Дэниел Л. Фэпп |
композитор: | Мишель Легран |
художники: | Джордж У. Дэвис, Эддисон Хер, Генри Грейс, Джек Миллс |
монтаж: | Феррис Уэбстер |
жанры: | боевик, триллер, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 8000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 октября 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
Книги шотландца Алистера Маклина с давних пор любимы кинодеятелями за их красочную остросюжетность, способную привлечь немалое количество заинтересованных зрителей. Казалось бы чего проще - приготовь на основе такого произведения подходящий сценарий, подбери годный актёрский состав - и вперёд, покорять рейтинги окупаемости. Но не всё так гладко, и «Полярная станция «Зебра» тому наглядный пример.
Проблемы у фильма начались ещё на стадии производства, когда Министерство обороны США, привлечённое из-за необходимости натурных съёмок реальных подводных лодок, а также из-за отсылок к реальным спецоперациям, воспротивилось готовому сценарию, якобы необъективно отражавшему быт экипажа «плавучих сигар». Ну и пришлось служителям киномузы всё переписывать заново, растеряв из-за срыва сроков заслуженных мастеров Грегори Пека, Дэвида Нивена и Джорджа Сигала, не имевших возможности ждать. Главных героев теперь должны были представлять совсем не те люди, а в перипетии, их ожидавшие, вмешалась рука государства, что автоматически означало привнесённую официозную выхолощенность. Что уж там, оригинальный текст оказался видоизменён до такой степени, что кино впору называть снятым по мотивам - и совсем недалеко уйти от истины.
Выбор на роль режиссёра опытного Джона Стёрджеса («Старик и море», «Великолепная семёрка») при внимательном рассмотрении тоже содержал опасную червоточину. Придирки к умелому постановщику зрелищных картин могут показаться странными, тем более, что в 1965 году он уже переносил на экран роман Маклина «Дьявольский микроб». Всё так, только перенос этот при всём имевшимся потенциале оказался не слишком успешным. Тем не менее при зрелом и принципиальном подходе да некислом бюджете слепить что-то пристойное не большая хитрость. Ну и Маклин же!
Увы, после выхода «Полярная станция «Зебра» на широкий экран, оказалось, что чуда не произошло. Неудачным оказалось практически всё, что выплеснули на него создатели, начиная от персоналий и заканчивая декорациями. Первой проблемой, бросающейся в глаза, является чрезмерная и нечем не обоснованная растянутость картины, которую вполне можно было уложить в стандартные полтора часа. Попытка замахнуться на эпическое полотно с вступительной, антрактной и финальной увертюрами от маэстро Мишеля Леграна провалилась, поскольку полотно это дырявое, подобно рисунку, который тянули в разные стороны, чтобы сделать объёмней и открыть какие-то новые подробности. Но так это не работает, и бумага просто рвётся.
Вот и фильм Стёрджеса полон временных пустот, в которых ровным счётом не происходит ничего интересного. И здесь мы сталкиваемся со второй проблемой, а именно слабым сценарием, исказившим и растерявшим изначальное напряжение первоисточника, а попытки нагнетать интригу по схеме «свой-чужой» не работают от слова совсем. Возможно, они бы и сработали, если бы не третья проблема, заключающаяся в безликой или неуместной манере игры актёров. Ладно бы некого отметить на вторых ролях, где поселились абсолютные манекены «без имени, и в общем без судьбы». Но те, кому посвящено большинство экранного времени, ненамного лучше.
Рок Хадсон представляет из себя невозмутимого био-робота, который невозмутимо ходит, невозмутимо говорит и невозмутимо действует. Эдакий живой памятник командиру атомной подводной лодки по представлению местного Минобороны, не иначе. Не меньше удивления и вопросов вызывает персонаж Патрика МакГуэна. Судите сами - якобы матёрый диверсант, настоящее имя которого известно только узким кругам, ведёт себя, как регулярный посетитель клуба анонимных алкоголиков, дёрганый и нервный настолько, что это бросается в глаза, и при этом готовый блеснуть бравадой в духе «да ты знаешь, кто я». Не менее карикатурен и русский космополит Васлов, из которого усилиями оскароносного Эрнеста Боргнайна постоянно высовывается что-то космато-дремучее (не подумайте плохого!) из книжек о шпионах 50-х годов.
Отдельной гнилой вишенкой на разваливающемся торте «Зебра» следует назвать декорации и визуальные эффекты. Да, по второму пнукту она претендовала на 'Оскар' наравне с победившей 'Космической Одиссеей' Кубрика, но никакие старательно сделанные подводные съёмки не помогают хоть как-то сравнить эти картины. Уже в самом начале напрягает моделька спускаемого аппарата, а полный апофеоз студийного рукоделия наступает во второй части фильма, со всеми её искусственными торосами, превращающими Северный полюс в некое галантерейное пространство. Зрелище, надо сказать, занимательное именно своей нелепостью, но заставляющее шевелиться внутри тёплое чувство ностальгии. И тут опять приходится вернуться к мысли о предшествующем десятилетии, а конкретно тому, что что картина Стёрджеса схожа с нашей «Тайной двух океанов». Это говорит о шаблонном подходе создателей американской ленты. Кстати, не удивлюсь, что 'Тайна..' при пересмотре в наши дни окажется много интересней.
«Полярная станция Зебра» это Классический замах на миллион. Не будь использованы значительные средства, фильм мог бы скромно остаться в звании кособокого середняка. Но создавался именно масштабный блокбастер, и в этой ипостаси он сокрушительно провалился, погребя под собой все затраченные усилия. Виной тому искалеченный сюжет, раздутый хронометраж и неестественные павильонные съёмки. И всегда актуальное напоминание, что большой бюджет и возможности, позволяющие использовать хороших специалистов в своей области, никогда не породят Искусство, если в работу не вложено души и сердца. Никакой Маклин сам по себе тут не поможет.
Исключительно за ностальгию и крепко сделанные подводные съёмки
4 из 10
26 декабря 2022
Капитан-симпатяга Джеймс Феррадей, командующий атомной субмариной, получает сверхсекретное и беспрецедентно ответственное задание. На его борт должен подняться тайный шпион Дэвид Джонс, которому вопросы лучше никакие вообще не задавать, и вот этого шпиона надо доставить на Северный полюс к советской полярной станции «Зебра». По дороге плавания на лодку поступает еще два персонажа — некто подорванный русский (но антирусский по роду деятельности) Борис Васлов, а также чернокожий капитан-спецназовец Лесли Андерс. И вот вся эта разношерстная компашка плывет на встречу большим геополитическим приключениям…
Джон Стёрджес в Голливуде зарекомендовал себя как любитель приключенческо-зрелищных фильмов, хотя осмысленности его постановкам практически всегда не хватало. В случае с этой работой это и вовсе стало фатально. Условно кино, идущее дикие два с половиной часа, можно поделить на две очень неравнозначные части. Первая — это подводное плавание на субмарине с массой нештатных ситуаций, знакомством персонажей и общим перевариванием заложенной в сюжет интриги. И в общем, первая часть у Стёрджеста вышла вполне сносной, особенно все, что касается достаточно зрелищных спецэффектов. Лодка пробивает льдины, лодка тонет, над лодкой высаживается десант… и все это еще и под вполне удачные музыкальные композиции.
Но потом пошла вторая часть с условным названием «На полярной станции», и это уже был полный вынос мозга. Студийные аляповатые декорации еще как-то можно было бы переварить, но идиотизм самого сюжета с очередным лубочным представлением русских (одни только маскхалаты с огромной красной надписью «СССР» чего только стоят), нивелирует все выше перечисленные бонусы. Не вызывает интереса и чересчур скучная и халатная игра вполне узнаваемых актеров. Прилизанный Рок Хадсон в фильме играл роль вешалки, а чересчур эмоциональный Эрнест Боргнайн в роли русского — это был вообще тихий ужас. Здесь же засветился и сравнительно удачно отыгравший Патрик МакГуэн, известный в 60-х в основном в Англии (звезда шпионского сериала «Опасный человек»), хотя его персонаж, как и остальные, был более чем картонный.
Наконец, Стёрджес додумался натаскать в фильм звезд спорта. Роль капитана спецназа отыграл звезда футбола (правда, уже в завязке) Джим Браун, которого мы помним по «Грязной дюжине». А в эпизодической роли лейтенантика сыграл австралиец Мюррей Роуз, которые в 50-е стал самым молодым трехкратным олимпийским чемпионом по плаванию. Но все эти спортивно-звездные телодвижения фильм не спасли.
В техническом плане к фильму, особенно к его первой части, вопросов нет — вполне зрелищно и современно. А вот сюжет с очередным батлом в рамках «холодной войны» у американских сценаристов снова вышел ни к черту.
P.S. Интересная байка связана с этим фильмом. Сумасбродный миллиардер Говард Хьюз вроде как последние годы своей жизни чертову уйму раз смотрел этот фильм. Раз за разом, раз за разом… Не удивительно, что он таки тронулся умом.
6 из 10
9 июня 2020
В сущности интересное, лихо закрученное кино про шпионский скандал между Советами и США обусловленный двойной кражей секретных материалов. Пути двух держав сталкиваются на полярной станции, где по воле судьбы произойдет одно из важных противостояний. Подбор актеров показывает серьезное продюсерское отношение к проекту. Но если Рок Хадсон выглядит слишком прямолинейным и чрезмерно смазливым и мягкотелым для капитана подводной лодки, то Патрик МакГухан и Джим Браун очень четко вжились в исполняемые образы. Впрочем, явных провалов тут нет.
Зато фильм полностью проигрывает в смотрибельности. На два с половиной часа зрителя помещают в замкнутое пространство подводной лодки, а потом в павильонные интерьеры полярной станции. затянутость фильма умноженная на минимум действия утяжеляет картину. Небольшое количество действующих лиц обесценивает интригу по поиску шпиона — по исходу очередного получаса определить лазутчика можно с вероятностью 50/50, что не слишком интересно. Такое бывает, картины иногда совсем не удаются. «Зебру» никому не стал бы рекомендовать к просмотру.
Соглашусь с мнением, что слоган «бездарная тягомотина» тут подходит наиболее всего. Правда многие ее сюжетные и визуальные решения можно использовать для пародии.
3 из 10
27 декабря 2013