Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лебединое озеро |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев |
сценаристы: | Исаак Гликман, Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев |
видеооператоры: | Анатолий Назаров, Николай Строганов, К. Соловьев, В. Амосенко |
композитор: | Пётр Чайковский |
художники: | Виктор Волин, Борис Быков |
жанр: | музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 января 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
«Лебединое озеро» — один из любимейших классических балетов (если не самый любимый), поэтому пересмотрела на протяжении моей жизни великое множество постановок и исполнителей.
Очень люблю этот фильм-балет. По моему мнению, это прекрасный фильм-балет, один из любимых, время от времени пересматриваю, и мне никогда не надоедает.
Очень интересная хореографическая редакция (в данном случае — великого танцовщика и постановщика Константина Михайловича Сергеева), довольно редко встречающаяся: в прологе «рассказывается танцем», обыгрывается, танцуется, драматургически продуманное и логически завершённое превращение девушки злым волшебником в заколдованного лебедя.
Очень нравится балерина Елена Евтеева в партии Одетты-Одиллии, по моему мнению, она необыкновенно хороша, прекрасно танцует и играет, а её волшебные руки просто завораживают!
Очень нравится принц Зигфрид в исполнении танцовщика Джона Марковского. В этом балете исполнитель принца Зигфрида должен уметь сыграть печаль, нежность, мягкость, романтичность, сомнение, тревогу, трагизм, поиск своей мечты. Балет такой, сам образ принца Зигфрида такой, всё это заложено изначально в сюжете, в либретто и в самой музыке Чайковского, и в хореографии Петипа и Иванова. По моему мнению, танцовщику Джону Марковскому всё это блистательно удалось, танцует и играет прекрасно, настоящий балетный принц, настоящий принц русского классического балета, русской классической школы, на сегодняшний момент бесследно исчезающей, к сожалению (если говорить о русском классическом искусстве — а балет «Лебединое озеро» — это вообще-то русская классика).
По моему мнению, Елена Евтеева и Джона Марковский создали прекрасный, запоминающийся дуэт, прекрасно станцевали и сыграли.
Впечатляет и запоминается великий танцовщик Махмуд Эсамбаев, — я застала его живым, видела в концертных программах, а также очень люблю пересмотреть записи время от времени, и мне никогда не надоедает. Очень хорош этот великий танцовщик и здесь, в этом фильме-балете, в партии злого волшебника Ротбарта, прекрасно танцует и играет.
Очень хороши также и Валерий Панов в партии Шута, и Ангелина Кабарова в партии Владетельной принцессы, и все другие балетные артисты, — все очень хорошо подобраны на свои роли и прекрасно танцуют и играют, создавая очень цельный, слаженный ансамбль.
Массовые балетные сцены — будь то в первом акте на балу по случаю совершеннолетия принца, будь то лебединые картины во втором и четвёртом действии (мои любимейшие сцены во всём балете) — просто верх совершенства (если совершенство бывает), смотреть и пересматривать одно сплошное наслаждение. Кордебалет Кировского (в настоящее время — Мариинского) театра не зря признан лучшим на планете Земля: танцуют очень совершенно и вдохновенно, отдаваясь танцу, буквально, живя в танце, растворяясь в нём. Смотреть и пересматривать лебединые картины — одно сплошное наслаждение. Хороши также и танцы в третьем действии: особенно мне нравится испанский, однако и все другие танцы тоже очень хороши.
Единственное, что мне не нравится в этой записи, — это как звучит музыка, но это всего лишь моё личное мнение. Исполнение музыки Чайковского оркестром под управлением дирижёра Виктора Андреевича Федотова — замечательнейшего дирижёра, спору нет, — но лично мне не нравится. Просто я очень люблю эту музыку, просто я в течение моей жизни переслушала эту музыку в исполнении самых разных оркестров под управлением самых разных дирижёров, просто у меня другое вИдение этой музыки. Хотелось бы более медленных темпов, хотелось бы дышащих пауз, хотелось бы печали и трагической глубины. Увы, здесь этого нет, здесь музыка играется очень быстро и даже оптимистично. Жаль, конечно, но что же делать, — это уже история.
По моему мнению, этот фильм-балет нисколько не потерял ни своей актуальности, ни своей классической красоты, и наверняка может и сегодня быть интересен многим любителям классического искусства. Не говоря уже о том, что это одна из ценнейших записей этого прекрасного классического балетного шедевра.
10 из 10
24 марта 2013
Наслышана была про этот фильм с детства: дескать, сняли умопомрачительной красоты постановку балета, и то ли на «полку» положили, то ли за границу продали, в общем, народу так и не показали. Не знаю уж, что там было, и действительно ли народу так и не показали, но теперь у народа все есть благодаря торрент-трекерам и благородным флибустьерам… Ладно, к делу.
Это, безусловно, неплохая постановка. Для театра. Для фильма же можно было бы и костюмы с декорациями придумать поинтереснее, и танцоров подобрать получше. Точнее, к кастингу претензия одна, но большая: исполнитель роли принца Зигфрида (Джон Марковский) настолько явно проигрывает обоим другим обладателям более-менее значимых мужских ролей, что смотреть на него после них прямо-таки тошно. Особенно плачевный контраст получается в совместных сценах с Ротбартом-Эсамбаевым. Но и шут-Панов тоже с легкостью уделывает пресного и вялого главного героя.
Про Ротбарта хочется сказать особо. Он — единственное, ради чего этот фильм стоит смотреть. Несмотря на довольно небольшое время, великолепный Эсамбаев станцевал свою роль так, что, черт побери, хотелось, чтобы этот колдун размазал непутевого принца по стенке и долгие годы жил весело и счастливо, в свое удовольствие питаясь лебедями. Но увы — подобное развитие событий для советской балетной традиции было несвойственно.
В остальном — постановка как постановка: много унылых перемещений кордебалета, чуть-чуть более-менее бодрящих номеров солистов, минимум свежести и оригинальности. Вроде, и не скажешь, что плохо, но почти все, кроме Эсамбаева, вызывает легкую сонливость и оставляет ощущение милой такой, родной замшелости. Как залежи пыли под любимым уютным диваном.
Тут еще случилось так, что буквально на следующий день я посмотрела немецкий фильм «Schwanensee» 1967 года с Рудольфом Нуреевым и Маргот Фонтейн. И с изумлением обнаружила, что зевота, оказывается, вовсе не является обязательным побочным эффектом от приобщения к волшебству классического балета. Оказывается, можно сделать ярко, нескучно, и напряженно, и все на тот же сюжет и с той же музыкой.
В нашем фильме был лучше только Ротбарт. И еще, пожалуй, «испанский танец» был красивее, но не сказать, чтоб намного. Однако даже невзирая на шикарнейшего Эсамбаева, по общему впечатлению и особенно результатам сравнения могу поставить отечественному изделию не больше, чем
5 из 10
21 октября 2010