Интервенция
7.1
6.8
1968, комедия, драма, приключения
СССР, 1 ч 41 мин
12+

В ролях: Владимир Высоцкий, Юлия Бурыгина, Юрий Толубеев, Ефим Копелян, Ольга Аросева
и другие
Одесса, 1919 год. Большевистское подполье ведет агитацию среди солдат французских войск. Понимание среди части французов находят речи большевика Степанова. Цветочница Санька требует от Степанова опасных заданий. Легкомысленный отпрыск богатейшей банкирши Женя, под влиянием Степанова мечтавший стать пламенным революционером, для погашения карточного долга за вознаграждение предает учителя и Саньку. Степанова расстреливают, Санька убивает предателя. Войска Красной Армии занимают Одессу. Четверо бывших оккупантов, перешедших на сторону большевиков, остаются, чтобы вместе с Санькой и другими подпольщиками продолжить борьбу с белогвардейцами.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Интервенция

год: 1968
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Владимир Бурыкин, Евгений Мезенцев
композитор:
художники: Михаил Щеглов, Валерий Юркевич
монтаж: ,
жанры: комедия, драма, приключения, музыка, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 мая 1987 г.
на DVD: 20 января 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 41 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, приключения, музыка, история

Видео к фильму «Интервенция», 1968

Видео: Фрагмент (Интервенция, 1968) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Интервенция», 1968

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Интервенция», 1968

Маяковский «Сказка о красной шапочке»

Ситуация сложилась, мягко говоря, та ещё. После Первой мировой войны, когда страна находится в разрухе, полыхает война между «красными» и «белыми» приезжают союзники и требуют денег за свою силовую поддержку. Плюсом к этому ещё и осевшие в Одессе французики, которые барствуют, словно расположились на собственной земле. На фоне неутешительных событий возникает ещё и таинственная фигура Бродского, главного большевика подпольщика, за которого обещают заплатить огромные, по тем временам, деньги. Именно в это время транжира и ярый игрок в карты Евгений, родившийся с золотой ложкой во рту, вдруг решил заделаться коммунистом. Это центральный образ фильма, фактически, олицетворение антагонизма. Изменчивый юноша влюбляется в идейную пролетарку Фёклу, обещая, что останется преданным своим идеалам. Но желание вернуть проигранные деньги заставляет его пойти на очень неприятный поступок…

Что мне больше всего нравится в этом фильме? Драматург, который писал эту историю, придерживается коммунистических взглядов, но это не означает, что он сделал злодеев однозначными, а героев без страха и упрёка, напротив, досталось всем. Пролетарка Фёкла, например, хоть и идейно совпадает с автором, нарисована карикатурно-гротескной дурочкой. Она рвётся на любую инициативу, даже не предполагая, чем это может обернуться. От неё можно ждать совершенно абсурдных романтических поступков, в которых нет никакого осознания действительного положения вещей. Что характерно, фразу «Я не могу жить без революции», произносят именно Евгений и Фёкла в разные временные промежутки фильма. Но как раз эти двое и губят революцию продажностью или идиотизмом. Более того, насколько мне известно, о таких вещах в коммунистическом обществе болтать не принято. Любишь революцию, так люби молча.

Есть в фильме и ещё один герой, который показан на редкость чистым и правильным. Это Мишель, человек, который весь фильм менял обличия и личины, но остаётся с одной и той же идейной «начинкой». Он агитирует людей, несогласных с революцией, подчинится ей, подкупает обаянием врагов. Что удивительно, в этом персонаже больше всего чувствуется советская манера исполнения роли, какой-то определённый взгляд на искусство. Если все остальные актёры стараются играть и вызывающе, и манерно, и крикливо, то Высоцкий отыгрывает Мишеля героически-сдержанно. Это советский метод, направлять актёрские силы не на крик, не на истерику или ужимки, а куда-то во внутрь, практически не показывая эмоций. Советские актёры способны, не меняя жестов и позы, играть одними глазами. Что делает Высоцкий? Его Мишель находится в тылу врага, он никак не может выдать себя. И всё же, нет-нет, да настоящая личина персонажа проглядывается. Где-то взгляд скосил, где-то ухмыльнулся. Один только момент, когда Мишель бормочет под нос «славные парни, славные» уже говорит о многом.

Опять же, несмотря на общий гротеск и пестроту происходящего, история-то выходит совсем трагическая. Да, нам пытаются доказать, что человек в революции — расходный материал. Одного заморят, так другой найдётся, который будет также прыгать на штыки. И мне кажется, в этом чувствуется, опять же, советский подход, который нам не перенять. Если бы про что-то подобное сняли на западе, то не допустили бы мысли, что человека можно заменить. А тут, выходит, что так. И Мишель, и Фёкла, и Евгений, лишь отголоски революции, её пешки, которыми она руководствуется, как хочет. Русские стреляют в русских, и для идеологически выверенного фильма — это тоже трагедия, но не та. Здесь ужас братоубийственной войны заменился агитацией. В этом фильме утверждается, что революцию надо бы осуществить в любом случае, несмотря на урон. И, если подумать, глупо было убирать этот фильм «на полку», потому что, фактически, он рассказывает о близких для коммунистов идей и ценностей. Фильм кажется абсурдным и гротескным, но на деле, говорит о жутких, неприглядных событиях. Именно такой язык искусства, в котором никогда ничего не говорится прямо, а показывается через многослойные образы, мне и люб. Естественно, разобрать фильм без исторической справки, да и без базового понятия о драматургии и о ценностях советских людей будет трудно. Да и вообще, понять этот фильм трудно, но надо, чтобы увидеть революцию во всей её красе.

7 февраля 2021

Очень и очень интересно сделанный фильм. Разумеется, я не видела живьём буффонады двадцатых годов, но, судя по литературным данным, как-то так они и должны были выглядеть. Стилизация получилась бесподобная! Мне, как поклоннице более классического театра, театра Станиславского, даже казалось местами, что гротеска здесь чуть-чуть перебрали, но готова признать, что это просто другой театральный язык. А художественными средствами хорошего богатого языка можно рассказать любую историю.

И этот фильм доказывает, что можно языком буффонады говорить о героическом. И оккупация Одессы во время Гражданской войны — идеальная тема для этого: двадцатые годы — это время буффонад Мейерхольда, Вахтангова и Маяковского, а Одесса — это город по природе своей предназначенный для буффонад, по крайней мере, в массовом сознании такой стереотип имеется. И одесский юмор, говор и фольклор идеально укладываются в общую стилистику фильма, не нарушая её ни единой фальшивой нотой. Но гармоничная итоговая картинка — это заслуга не только режиссёра, но и актёров: серьёзные, драматические артисты в других своих ролях, здесь они перевоплощаются в актёров площадного, ярмарочного балагана — и это у них получается великолепно. Настоящий актёр должен быть многоплановым!

И под конец приходит понимание, что этот площадной балаган здесь не только допустим, но и необходим. Он создаёт необходимую атмосферу бардака времён интервенции. Господа сионисты вперемешку с господами из Союза русского народа, банкирши вперемешку с публичными девками, иностранные офицеры вперемешку с бандитами — и посередь всего этого столпотворения мирный испуганный обыватель-аптекарь, 3 года не видевший анализа мочи. А потом внезапно из всего этого хаоса вырастает героическая тема. Она теплилась с самого начала фильма — лаконичным Мишелем Вороновым, но с момента ареста, со сцены в тюрьме она становится главенствующей. А потом, когда всё балаганное отребье отчаливает на перегруженной «Империи» от берегов Одессы, остаются только извечные лирика и свет шестидесятников. Остаётся Санька, совсем другая — повзрослевшая, похорошевшая, вовсе уже не комическая, а лиричная героиня. Остаются солдаты, шагающие в самое счастливое будущее. И у них, и у Саньки впереди целая жизнь. Нет, для того, чтобы увидеть в этом фильме что-то антисоветское, нужен был очень формальный и поверхностный взгляд! Это нормальный романтический рассказ о революции от нормального шестидесятника. А язык — это просто средство, стилистика — это просто средство, которым нужно уметь пользоваться, и всё.

8 из 10

12 июля 2018

Фильм как бокал игристого вина

Один из лучших гротесковых фильмов. Поминая ушедшую Ольгу Аросеву никто не вспоминает ее роль в этом фильме, а жаль. «Какая гагара!» — вот уж правда. А смиренно-меланхолический аптекарь в исполнении Толубеева, а ни с чем не сравнимый одесский говор! На фоне яркого бурлеска, кипения талантов, Высоцкий кажется актером среднего дарования (Да простит мне Господь Бог!), а Копелян, Золотухин, забытая Гелена Ивлиева, а Руфина Нифонтова (изнеженная, утонченная Катя из «Хождений по мукам») в роли налетчицы!!: «Будет мокруха!».

И не надо задавать глупых вопросов (г-да Хорваты и пр.): о чем фильм, про что фильм? Это все-равно что объяснять анекдот или пояснять английский юмор. Не всем дано. Далеко не всем, даже знающим что-то о новейшей истории России, даже читавшим Бабеля или хотя бы Ильфа с Петровым.

Низкий поклон Геннадию Полоке за очень талантливую вещь в искусстве, редкую и изящную. Спасибо!

14 октября 2013

Я не знаю, что такое стиль «буфф». Я не знаю, что за интервенция была и как там всё оно было. Я вообще не понял четверть фильма. Я даже не могу понять, понравился он мне или нет. А если не понравился, то чем. Столько загадок.

Это было что-то такое театральное, красочное, музыкальное, немного хореографическое. Первые десять минут я вообще не понимал, что происходит. Ни логику слов ни вообще кто все эти люди. Зачем-то Сергей Юрский в четырёх ипостасях, зачем-то много народа, кто-то что-то говорит, но в общую картину у меня это никак не складывалось. Минуте к пятнадцатой стало проясняться: это гражданская война, есть Евгений Бродский — тот, которого нужно поймать, ибо он большевистское зло, с точки зрения белых. Есть целый полк иностранных солдат, которые пришли помочь, наверное, сначала белым, но потом их переквалифицировали в помощники большевикам. Ну и всякие многие другие персонажи, которые так или иначе способствуют развитию сюжета. Кстати, вот вам и первый положительный момент: здесь много персонажей, они разнообразны, интересны, в какой-то степени намеренно гипертрофированны и разговаривают довольно интересно. Ещё может показаться интересным и тот самый одесский говор. Тут его не прям уж много, но он-таки имеет место быть.

Что ещё отличает данный запрещённый фильм от других советских незапрещённых фильмов? Тут произносится слово «триппер». Тут произносится фраза «женщины, с которыми вы спите», а потом показывают пышные обнажённые формы бутафорских женщин и лежащих рядом с ними мужчин. Тут героиня Ольги Аросевой — похотливая дама «бальзаковского возраста». Это всё так непривычно видеть в советском фильме 1968 года.

Но в целом, не могу признать, что мне понравился этот фильм. Если бы ещё всю эту интервенцию показали больше с исторической точки зрения, а не с музыкально-эксцентричной, то было бы побольше пользы. А так, не знаю даже. Намешано много чего, винегрет жанровый получился. Эклектика какая-то.

6 из 10

17 августа 2013

Этот фильм можно признать одним из самых оригинальных и в то же время спорных кинопроизведений о Гражданской войне и интервенции, тех самых, что произошли вслед за революционными событиями 1917 года. Весьма любопытным представляется и его временное измерение: с одной стороны, он воссоздает традиции театрального искусства 20-х годов, с другой стороны, он опередил свое время.

Что он представляет собой по форме? Да нечто среднее между фантасмагорией, буффонадой и мюзиклом. Не слишком ли смело и легкомысленно, когда идет речь о народной трагедии? А почему бы и нет?! Тем самым авторы довольно убедительно показали, насколько нелепа и даже комична была ситуация безумной гражданской войны. Ну, а в Одессе с ее юмористическими традициями, пестрым населением и его авантюрным духом она, наверное, и не могла быть какой-нибудь иной. Красные, белые, интервенты-французы, зеленые, петлюровцы и прочие националисты, черносотенцы и просто бандиты. Чехарда всех этих сил не только драматична, трагична, но и комична. В фильме много хорошей музыки, песен, эксцентрики, театрализованных сцен, костюмированных представлений, юмора, одесского фольклора, что делает его весьма ценным безотносительно его содержания.

А вот если попытаться понять содержание, основной смысл этого фильма, то вопросов будет больше, чем ответов. И это для нашего времени скорее хорошо, чем плохо. Кому-то покажется это произведение просоветским, кому-то антисоветским, кому-то антирусским или антиправославным, кому-то антилиберальным. Авторы фильма постарались уйти от слишком откровенных идейных предпочтений. Хотя в целом в нем интервенция и силы ее поддерживавшие осуждаются, а красные подпольщики героизируются. И все же автор этих строк рискнул бы выделить в нем в первую очередь антибуржуазную, антимещанскую суть.

Вместе с тем может показаться, что авторы этого кинотворения как бы романтизируют одесский преступный мир. Но так ли это? Может быть, они всего лишь хотели сказать, что в условиях безумства гражданской войны все эти ее участники, легко проливавшие чужую кровь, как и свою тоже, поставили себя почти на тот же уровень, что и жулики, бандиты и прочие уголовные элементы? Или же то, что власть меняется, а преступный мир остается при любой власти?

В заключении хотелось бы поблагодарить режиссера Г. Полоку, который сумел собрать в своем фильме блестящий актерский ансамбль и в итоге создать столь необычное, интересное кино. Правда, в фильме можно найти и немало слишком спорных моментов и явных недостатков. Среди них осмелился бы упомянуть недостаточную проработку отдельных сцен, сюжетные неувязки, неоправданно поверхностное изложение некоторых показываемых в нем событий.

Оценка 7,5 из 10.

21 ноября 2009

Революция как балаган.

«Раньше наших детей крали цыгане, а теперь их крадут коммунисты!»

Такого фильма о революции, какой снял Геннадий Полока в 1968 году, не осмелился снять больше никто. В то время уже были установлены строгие каноны, как надо правильно и достоверно снимать кино о нашем славном и героическом революционном прошлом. А здесь драма — буфф с выстрелами, драками, песнями и танцами. Революция как клоунада, как шутовской балаган, как азартная карточная игра, где у каждого свои ставки и свой интерес. Карнавал персонажей в ярком гриме и театральных костюмах. Декорации сведены к минимуму и абсолютно условны. И среди всего этого разворачивается трагическая и героическая история об одесских революционерах — подпольщиках в 1919 году во время прибытия в Одессу французских войск Антанты.

Геннадий Полока пришёл в кино из театра. И «Интервенцию» по пьесе Льва Славина он сам называл «анти — фильмом». Снятый в стилистике театра 20-х годов, в стилистике комедий — буфф Мейерхольда и Маяковского он похож на спектакль, в котором соединились и кино, и театр, и цирк, и балаган. А неповторимый одесский юмор и своеобразный одесский язык, на котором не говорят больше нигде в мире, придаёт дополнительный колорит.

- У счастливчиков любовь кончается триппером. У тебя она кончится петлей!

- Аптекарь, налей мне яду… Что это?

- Кураре.

- А возьмёт ли меня кураре?

- Об чём разговор!

- Шо Вы его слушаете, он же лапидузник!

- Не бери меня на понт!

- Не играй меня на характер!

Этот уникальный говор просто пропитывает собой весь фильм и превращает всё это в совершенно феерическое зрелище, сопровождающееся музыкой и песнями Владимира Высоцкого. Его «Песня о деревянных костюмах» — самое пронзительное и самое моё любимое место в фильме. А его музыкальная тема «Губернский розыск рассылает телеграммы…» создаёт такой эмоциональный настрой, что ещё долго продолжает звучать а голове после окончания фильма….

Весь блестящий актёрский состав играл на одном дыхании, как сработавшийся годами единый театральный коллектив, а не просто как плеяда собранных вместе звёзд. Ефим Копелян, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Руфина Нифонтова, Юрий Толубеев, Ольга Аросева, Борис Сичкин, Валентин Гафт и Сергей Юрский, сыгравший до этого у Полоки в «Республике ШКИД» — многие ли фильмы могут порадовать нас таким количеством гениальных (не побоюсь этого слова) актёров!

Этот фильм называли фильмом — легендой. По приказу Госкино уже готовый фильм должен был быть смыт с плёнки. И был спасён просто чудом. Геннадий Полока восстановил его в 1987 году. И теперь мы имеем возможность смотреть его и пересматривать, получая каждый раз огромную порцию удовольствия от этого самого необычного фильма о революции.

9 июня 2009

Комедия Интервенция появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссером является Геннадий Полока. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Высоцкий, Юлия Бурыгина, Юрий Толубеев, Ефим Копелян, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Руфина Нифонтова, Гелена Ивлиева, Владимир Татосов, Марлен Хуциев, Георгий Штиль, Юрий Катин-Ярцев, Николай Дупак, Павел Панков, Михаил Уржумцев.

Страна производства - СССР. Интервенция — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.