Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сказка о золотом петушке |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александра Снежко-Блоцкая |
сценаристы: | Виктор Шкловский, Александр Пушкин |
продюсер: | Г. Кругликов |
видеооператор: | Екатерина Ризо |
композиторы: | Николай Римский-Корсаков, Виталий Гевиксман |
художник: | Виктор Никитин |
жанры: | фэнтези, драма, семейный, мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 30 мин |
Неделя просмотра советской мультипликационной экранизации великой русской классики 18-19 веков. Мультфильм 4-й.
Продолжается наша неделя просмотра мультипликационных экранизаций русской классики. И сегодня у нас опять Пушкин, и его очередная сказка «Сказка о золотом петушке».
Сказка о том, что престарелому царю Дадону не живётся спокойно он постоянно нападет на соседние царства, а потом в ответ и его постоянно преследуют соседи, которые хотят отомстить ему, видя что сам царь уже не в силах править и ему бы прилечь на постель и отдыхать, а не с врагами воевать. Но как-то ж защитить царство надо, и он прибегает к помощи колдуна-звездочёта, который дарит ему волшебного золотого петушка, который и будет охранять дадоново царство от злопыхателей, возвещая громогласно о том, с какой стороны идёт враг. Живёт Дадон теперь припеваючи, враги его побаиваются, а он об опасности знает наперёд. А сам спит постоянно и отдыхает.
Но вот возвещает об опасности петушок золотой и уходит в поход его старший сын. Много дней о сыне нет вестей, и во второй поход отправляется его младший сын. И так же пропадает без вести вместе с войском. Тут уж делать нечего и третье войско возглавляет сам Дадон, хоть ему вообще не до всех этих военных дел, ему бы спать-отдыхать и всё. Но нет… Дадон так же долго-долго идёт вместе со своим войском и в итоге всё же натыкается на поверженные войска своих сыновей. Горюет он недолго, ведь тут же возникает шатёр, а в том шатре взору царя предстаёт красавица Шамаханская царица.
И вот Дадон уже и забыл о своём горе и о своих сыновьях. Он уже околдован и очарован царицей, которая обольстила старого царя своими танцами и тонкой талией. Ну а старый Дадон уже всё, хочет жениться и забыл обо всём на свете! Как говорится, седина в бороду - бес в ребро. Это точно о Дадоне. Он абсолютно потерял бдительность и ему невдомёк с кем же сражались войска его сыновей.
Самая главная опасность не всегда заметна на первый взгляд… Уже везёт он царицу в своё царство и ни о чём не подозревает. А беда так близка… Своему колдуну-звездочёту он обещал выполнить любое его желание и тот просит у него именно царицу, но царь Дадон не соглашается и не держит своё слово, которое дал. Ну и главным злом тут изображается женщина - царица, помимо глупости самого царя Дадона. Всё же его глупость - главный его враг! Ну и всему своё время. Околдовала старика… нет бы ему поразмыслить, а он просто оглупел и повёлся. повёлся на красивое тело, на зло, которое погубило и его, и его царство.
Всё же это классика литературы и мультипликации, скрытая ирония очень бросается в глаза. Пушкин, конечно, мастер высмеивать своих персонажей и их пороки.
Смотрите наслаждайтесь, можно даже всей семьёй. Мультфильм со смыслом. Думать учит. А ещё учит тому, что долг платежом красен. Если дал кому-то обещание, так будь добр, выполняй его. А если выполнить не можешь, то не надо было и давать. Или просто извинись и больше опрометчивых обещаний не давай, чтобы снова не оказаться в неприятном положении.
Мультфильм красочный и оригинальный, талантливо снятый. Для детей предназначен вроде, но есть моменты совсем не детские, когда царь заходит в шатёр к Шамаханской царице. И у царицы вид совсем нецеломудренный. Нет, скорее мультфильм для взрослых. Дети будут смотреть лишь картинки, но думаю смысл им не будет понятен.
Александра Снежко-Блоцкая - режиссёр этого мультфильма (постоянная «напарница» другого знаменитого мультипликатора - Ивана Иванова-Вано) и она мне запомнилась красивейшими длинными советскими сказками.
Рисунки очень красивые, люблю эту сказку, и смотрела её с десяток раз наверное. Особо хороша Шамаханская царица - какие глаза, грудь, формы, волосы - настоящая красавица! Из-за такой дамы конечно старикашка мог и потерять голову. Не знаю, как советская цензура пропустила эти шикарные рисунки...
Стихотворение, которое повествует мультфильм - не оригинал, а вольная интерпретация классического произведения. Скорее по мотивам либретто оперы Римского-Корсакова, чем сказки Пушкина, но получилось отлично. Здесь больше тонкого юмора, иронии, поэтому сказку интересно смотреть и детям, и взрослым.
Может быть, создатели мультфильма не ставили здесь задачи, донести до детей «глубинную суть». Зато воплотить образ раздолбая Дадона, разорившего царство, роковой Шамаханской царицы и многих других самых разных героев, беспечных и мудрых, им вполне удалось. Помимо режиссёра мультфильма, нелишне отметить также постановщика Виктора Никитина, сотворившего много нестареющих кино- и мультсказок советского времени.
Нашествие неприятельского флота показало причину военных неудач Дадона последних лет. Несмотря на то, что в структуре обороны царства имеется хорошо налаженная система оповещения, хорошо видно, что дозорный спит на посту и просыпается лишь от крика петушка. Выходит, никакой петушок Дадону был не нужен, достаточно было взяться за укрепление дисциплины в армии.
Видимо, в этом же и состоит тот самый намёк, добрым молодцам урок - не следует расслабляться, во всём полагаясь на творения чужого ума, которые создавший их ум легко может обернуть как оружие.
Самый, впечатляющий момент сказки - когда слетевший со спицы петушок накрывает город гигантской тенью. Это - явная отсылка к Библии: да омрачит его тьма и тень смертная.
Дадон неспроста так ехидно спрашивает мудреца - и зачем тебе девица? Из сказки видно, что мудрец был скопцом (т. е. кастратом, евнухом), то есть девица точно так же не могла интересовать его по прямому назначению, как лысого - расчёска.
Работа композитора и дань моде тех лет, а для нас - музыкальный привет из тех лет. Музыкальный драматичный апофеоз - во время картины поля боя - заставляет сжаться сердце.
Мораль сказки, на мой взгляд такова - не наноси соседям обиды, чтобы тебе не мстили, не бегай за девицами на старости лет, не доверяй врагу, держи царское слово: эту мораль мультфильм вполне передал.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина как тёплое одеяло - уютны, качественно скроены и любимы нами с самого детства. Их можно назвать бессмертными и не ошибиться. Их с удовольствием проходят в школе и читают вслух уже своим подросшим детям. Эта классика не стареет и периодически напоминает о себе в новых воплощениях. «Сказка о золотом петушке» - классика из разряда тех самых сказок, в которых намёков-уроков более, чем достаточно.
Читайте и смотрите русскую классику, впитывайте в себя её мудрость и красоту, наполняйте душу светом. И хоть это всё 'Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней'..., но по сей день невероятно актуально. Ведь какой бы век на дворе не стоял, а люди не меняются.
10 из 10
1 августа 2024
Экранизация сказки Александра Пушкина опирается также на более позднюю литературную обработку, поэтому зрителям стоит заранее приготовиться к некоторым дополнениям. Надо сказать, что мультфильм неплохо расширяет мир сказки, показывая больше сражений и добавляя больше мистики, что для советского произведения почти нонсенс. Кроме того, в мультфильме есть юмор, но что самое поразительное — тут впервые появляется откровенный образ.
Шамаханская царица, появившись в этом мультфильме, открывает новый этап советской (а позднее российской) анимации. Злодейка не просто красивая, а даже сексуальная. Такой «горячий» образ усиливает остроту событий. Один из самых демонических женских персонажей получился вместе с тем и самым лучшим в советской анимации. Царь Дадон и его сыновья балансируют на лезвии ножа, поскольку на Русь нападают и другие враги, которые больше похожи на орков, чем на людей. Сюрреалистичная внешность подталкивает на мысли о кошмарном сне, в котором пребывают жители несчастно города.
Но если у Пушкина осуждалась в основном жадность царя, который очень уж не хотел делиться самым ценным, то мультфильм смело идёт дальше. Дадон не просто жадный, но и глупый правитель. Как и его сыновья. Не будем забывать, что мультфильм вышел в 1967 году, когда ещё сохранялась память об Октябрьской революции и царском режиме, так что такие вольности не случайны, а очень даже предсказуемы.
Колоритным и даже стильным получился мудрец-звездочёт, которого озвучивает Гергий Вицин. Правда, режиссёр упустил (возможно, специально) такую делать, что персонаж является скопцом, то есть полностью стерилизован, а значит, не может обладать такой густой бородой. Впрочем, более вероятно, что таким образом исправлялась странность в первоисточнике, ведь в итоге звездочёт проявляет вполне себе сильный интерес к коварной царице.
Обсуждая персонажей мультфильма, как-то даже забываешь про золотого петушка. Такое происходит и после прочтения сказки, где акценты тоже смещены. Главными лицами произведения являются всё-таки Дадон и царица. Если бы не слишком своеобразная анимация, мультфильм получил бы от меня высшую оценку.
8 из 10
13 февраля 2023
••• Когда меня режут, я терплю, но когда дополняют — становится нестерпимо!
Все мы в школе читали «Сказку о золотом петушке». Читал и я. Но времени прошло немало и подробности забылись. Не получается вспомнить и первые впечатления от мультика. И вот, спасибо зимним каникулам, для заполнения досуга посмотрел «Сказку…» по телевизору. Посмотрел раз, посмотрел два… И захотелось прочитать Александра Сергеевича. Понятно, что часть текста «от автора» ушла в картинку без слов. Вот и решил напрямик послушать поэта, чтобы восполнить…
И, оба-на! А сказка-то читается короче вчетверо, нежели фильма идет… И не просто картинками заполнено пространство экрана, а и текстом, и сюжетными подробностями совсем не из этой сказки… Тут и появление «по-мотивам» в титрах стало ясно, и титр «текст В. Владимирова» бросился в глаза…
Короче, текст сказки в мультике в несколько раз объемнее, нежели у Пушкина.
Честно говоря, я не знаю как к этому относиться. С одной стороны, сказка стала занятнее, веселее, смешнее что-ли, более направлена на детей. С другой стороны, теряется Пушкин за «соавтором» В. Владимировым (в нете наткнулся на утверждение, что это некто Владимир Лифшиц). И вернуться к Пушкину становиться сложно, «не по-децки» сложно, хочется снова окунуться в балагурство мультика. Хочется легкости слушания, хочется снова отключить думалку и просто веселиться… И посылы Пушкина читателю теряются, для многих безвозвратно.
В общем это тот случай, когда не поняв и не приняв литературное произведение, нельзя начинать смотреть эту экранизацию. А как это можно сделать, если мультик явно нацелен на более молодую аудиторию, нежели сказка Пушкина…
7 января 2016
С детства люблю мультфильмы по сказкам Пушкина, но «Сказка о золотом петушке» — исключение.
Меня всегда смущала рисовка этого мультфильма. Все его герои, за исключением воеводы Полкана, ключницы Амелфы и бояр-тощие, сухонькие, как будто все сразу переболели анорексией. Неужели при создании мультфильма у художников, рисовавших его, не хватило фантазии на что-то более стоящее?Я помню свою книжку, в которой были замечательные иллюстрации к этой сказке, которые хотелось просматривать и просматривать.. Мультфильм же пересматривать не хочется.
Единственный плюс мультфильма-озвучка. Эмоции героев переданы очень живо, прочувствован каждый момент. Отдельно хочется выделить Алексея Грибова,мастерски озвучившего царя Дадона.
За прекрасное озвучивание моя оценка мультфильму
2 из 10
22 июня 2012
Что-то в этом мультфильме есть. Какая-то прочувствованность, придающая хрестоматийной и оттого уже заигранной сказке — достоверность.
Какие-то мелкие детали. Ослабевшие от старости руки царя, неспособные уже поднять меч, взятые в фокус: еще изящные даже, гибкие запястья мечника, но уже бессильные. Его младший сын, в сказке — безликий статист, а здесь — личность, томный и уверенный в себе красавец-сердцеед, с одинаковой ленцой гоняющий голубей и уходящий на войну. Воевода, старый вояка, единственный разумный человек при дворе. Голопопые детишки, провожающие воинов на бой. Нечеловечески узкая талия и полные бедра демонически-обольстительной Шамаханской царицы. Разные породы коней у всех отрядов: от тонконогих бегунов до богатырских тяжеловозов.
Пожалуй, смущает только отсутствие внятности, как и в оригинальной сказке, финала. Кто все-таки эта Шамаханская царица и зачем она мудрецу? И все же, какова мораль? Пушкинские «давши слово — держись» и «не верь коварным обольстительницам» или советское «цари и бояре — наши классовые враги, так им всем и надо»?
В целом же — еще один самородок из золотого фонда отечественных мультфильмов.
10 ноября 2010