Путь в «Сатурн»
7.3
7
1967, военный
СССР, 1 ч 19 мин
16+

В ролях: Михаил Волков, Георгий Жжёнов, Аркадий Толбузин, Евгений Кузнецов, Леонид Чубаров
и другие
Группе советских разведчиков удается внедриться в немецкий центр шпионажа «Сатурн», осуществляющий подрывную деятельность на московском направлении. Доступ к секретной информации противника позволяет нашим тайным агентам успешно осуществлять задания командования...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Путь в «Сатурн»

год: 1967
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Марк Дятлов
композитор:
художники: Семен Ушаков, Н. Ефанова
монтаж:
жанр: военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 декабря 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 19 мин
Другие фильмы этих жанров
военный

Постеры фильма «Путь в «Сатурн»», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Путь в «Сатурн»», 1967

Увидеть «Сатурн» и выжить

Фильм В. Азарова (сценаристом которого стал создавший и литературную первооснову картины «Сатурн» почти не виден», В. Ардаматский, что, как обычно в таких случаях, видимо, пошло фильму на пользу), которому было суждено стать первым в трилогии, о советском разведчике Сергее Крылове (М. Волков), одновременно явился и первым в ряду советских многосерийных саг «про разведчиков». К счастью, старт этой новой киномоды, которая продержится не одно десятилетие, и обогатит отечественный кинематограф такими образцами как «Семнадцать мгновений весны», «Вариант «Омега», «Отряд особого назначения» и др. пришелся на время оттепели. Несомненно, этот факт сыграл положительную роль в смысле качества сюжета и актерской игры. И дело не только в политической составляющей, состоящей в пусть и краткой, но либерализации режима, но и в уровне режиссерского мастерства и актерской игры в отечественном кино второй половины 60-х гг., когда советское киноискусство достигло те высот, на которых затем уверенно держалось вплоть до распада СССР, с годами только набирая в качестве.

Характерной чертой режиссерской работы является динамизм сюжета. Зрителя вводят в гущу событий буквально с первого кадра. Нет почти ни единой провисающей, расходующей время сцены. Все предельно сконцентрировано, что позволяет вместить хронометраж насыщенной картины в 80 минут экранного времени. И если и присутствует в силу этого элемент некой калейдоскопичности, то он крайне невелик и не смазывает впечатление от картины.

Актерская игра убедительна, особенно в случае с Тимериным (М. Жженов), Вильгельми (Н Прокопович), фон Клее (В. Покровский). Сам М. Волков не слишком ярок в главной роли, слишком «в себе», хотя с другой стороны — именно так, согласно советским, (да и не только советским) представлениям, и должен, наверное, быть успешный разведчик- не привлекать в к себе внимания, делать свое дело незаметно, но эффективно. Тем не менее, игра Волкова на высоте. Вообще, все или большинство основных персонажей играют в спокойном «интеллектуальном» стиле, только изредка и тщательно дозированно и продуманно позволяя себе проявление эмоций (например, вспышки Крылова в плену или во время устраиваемых ему проверок). В этом смысле единственный по-настоящему экспрессивный из основных персонажей картины — Бударин в исполнении великолепного В. Кашпура. Видно, что спокойствие и хладнокровие, так нужные разведчику, даются ему с более заметным напряжением, нежели напарнику Крылову.

Изображение немцев не примитивно-ходульное, а вполне себе многоплановое- и это уже традиция нового советского кинематографа. Этим отличался уже первый советский военный сериал «Вызываем огонь на себя» (1964), хотя и посвященный не разведчикам, а подпольщикам. В «Пути в «Сатурн», с немецкой стороны — в фокусе внимания абвер и, без сомнения, именно отсюда берет начало «особое» отношение советской кинематографии к этой службе, которое потом отобразится и в «Щите и мече», и в «Майоре «Вихре», и в «Варианте «Омега». Суть его в следующем: абвер, конечно, мерзавцы, но мерзавцы интеллигентные, рядящиеся в тоги, и на этой почве с ними даже при провале можно прожить дольше, чем с костоломами СС. Хотя бы потянуть время, проводя мировоззренческие споры и идеологические дискуссии.

Свои, переметнувшиеся к врагу, тоже чуть ли не впервые в советском кино показаны в совершенно непривычном ракурсе. Еще в том же «Вызываем огонь на себя», «прислуживавшие» немцам могли быть «хорошими» только при условии, что они в реальности работали на партизан под прикрытием (как староста или полицай Костя Поваров), а перешедшие «не понарошку» (наподобие Тереха) выводились отпетыми негодяями и кончали по принципу «собаке собачья смерть». Зато в «Пути в «Сатурн» сдавшийся немцам Андронов (Г. Гай) только и делает, что мучается угрызениями, совестится, вздыхает, слушая радо о приближении немцев к Москве, и под конец (ну, конечно же!) легко соглашается работать на Крамера -Крылова. Да и другие совработники «Сатурна» из числа завербованных (герои Г. Юхтина, В. Талызиной и др.), кажется, только тем и заняты, что мучаются и каются, дожидаясь только часа, чтобы перебежать обратно к своим. Даже самый несимпатичный из сатурновского «выпуска» Грибков, как выясняется при допросе в НКВД, хоть и пустил под откос эшелон, но порожняк (а передал что воинский). Так что тут очевидный перекос из одной крайности -сталинского принципа: любой попавший в плен -предатель Родины, в другую — даже те, кто пошел на сотрудничество с врагом — это только заблудшие овцы, ведомые силой обстоятельств.

Некоторые эпизоды (кадры эвакуации Москвы 16 октября, диалог Дробота и Тимерина о предвоенных дискуссия в разведке и др.) из-за своей непривычной правдивости кажутся последними дуновениями уходящей под брежневский «застой» оттепели. Уже спустя пару лет в советских фильмах такие реминисценции станут невозможными.

Музыка А. Флярковсого неплохо сочетается с сюжетом фильма. Любопытный прием с фоновыми врезками трансляций радиопередач, как советских, так и немецких которые в атмосферу военных фильмов всегда вносят неповторимый эффект присутствия.

В целом, один из последних фильмов советской «кинооттепели» и первый из советских киносериалов о разведчиках в тылу врага — уже достаточное условие для того, чтобы фильм стал заметным кинособытием.

9 из 10

1 ноября 2019

Посыл фильма остался для меня не понятен. О сюжете выскажусь ниже, все же остальные элементы воздействия на зрителя были «серенькими» и «средненькими». Сценарные ходы явны и понятны, игра актёров — в «рамках» стереотипов, операторская работа… есть такая, сценография слабенькая, эмоциональной составляющей нет… вот кроме как развлекательная цель для съёмки этого фильма или (не дай бог, конечно) как это бывало в среде кинематографистов — ради бюджета, зарплаты — хотя режиссёра «Это случилось в милиции» и «Взрослые дети» вряд ли можно заподозрить в подобном меркантилизме. А может «спущена» разнарядка — и «дежурный» режиссёр отдувается за студию. Повторюсь фильм, что называется «проходной».

О сюжете: к сожалению, в очередной раз, действительно смертельно опасную работу разведчика, а тем более в период войны, нам представили как воскресный водевиль: противник спросил — поверил, принял в спецшколу — любой нынешний работодатель «расколол» бы героя Михаила Волкова поймав его на вранье. Сыгранного именно так персонажа расколол бы и уволил без выплат долгов по з/п. Этим упрощением принижается мужество и профессионализм наших спецслужб. Абвер, в очередной раз выглядит как труппа аутистов не видящих дальше своего носа. Кстати, насколько я помню, засылка в спецшколу получилась не ранее 1943г., что согласитесь, сильно смещает оценку правдивости в картине. Для образного понимания: такая упрощённая подача сродни «кино-фокусу» из современного фильма «Т-34» когда в концлагерь пригоняют танк с боекомплектом и личным оружием экипажа, только последнее — более грубое упрощение, а в разбираемом фильме — того же разряда, только на другом уровне.

Почему я так категорично высказываюсь по этим факторам в фильме? А дело здесь в памяти. Памяти цены победы. И главное в технологии, или даже технологиях победы. Ведь если судить по таким фильмам всё было довольно просто и легко, а доставшееся легко — легко и теряется, вот сначала самостоятельно обесценили собственные достижения, потом поверили в это и как следствие теряем те завоевания за которые отдали жизни деды наши и прадеды. Только сейчас становиться достоверно известно, насколько огромная работа, технически, интеллектуально и физически была проделана страной и народом для успешного противостояния тогдашней объединённой Европе. От новых технологиях в сварке броневых плит или отказа от строгания в производства стволов артиллерии — до дороги жизни, от обеспечения радио-игры контрразведки до полушубков из Тувы и много много ещё решённых задач и подвигов которые сами по себе, без лишнего упрощения, завораживают и увлекают требуя только правдивости и способности понять и передать всю красоту этих моментов борьбы.

Итог — фильм легковесный шпионский боевичок, из-за чего-то ограждающий зрителя от действительности, способный был лишь взволновать средний школьный возраст, в момент выхода на экран.

6 из 10

23 февраля 2019

Военный фильм Путь в «Сатурн» появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Виллен Азаров. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Михаил Волков, Георгий Жжёнов, Аркадий Толбузин, Евгений Кузнецов, Леонид Чубаров, Владимир Ферапонтов, Григорий Гай, Николай Граббе, Зоя Исаева, Юрий Киреев, Михаил Кислов, Петр Кононыхин, Светлана Коновалова, В. Корнев, Н. Красносельская.

Страна производства - СССР. Путь в «Сатурн» — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.