Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путь в «Сатурн» |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виллен Азаров |
сценаристы: | Михаил Блейман, Василий Ардаматский, Виллен Азаров |
видеооператор: | Марк Дятлов |
композитор: | Александр Флярковский |
художники: | Семен Ушаков, Н. Ефанова |
монтаж: | Алла Абрамова |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
Фильм В. Азарова (сценаристом которого стал создавший и литературную первооснову картины «Сатурн» почти не виден», В. Ардаматский, что, как обычно в таких случаях, видимо, пошло фильму на пользу), которому было суждено стать первым в трилогии, о советском разведчике Сергее Крылове (М. Волков), одновременно явился и первым в ряду советских многосерийных саг «про разведчиков». К счастью, старт этой новой киномоды, которая продержится не одно десятилетие, и обогатит отечественный кинематограф такими образцами как «Семнадцать мгновений весны», «Вариант «Омега», «Отряд особого назначения» и др. пришелся на время оттепели. Несомненно, этот факт сыграл положительную роль в смысле качества сюжета и актерской игры. И дело не только в политической составляющей, состоящей в пусть и краткой, но либерализации режима, но и в уровне режиссерского мастерства и актерской игры в отечественном кино второй половины 60-х гг., когда советское киноискусство достигло те высот, на которых затем уверенно держалось вплоть до распада СССР, с годами только набирая в качестве.
Характерной чертой режиссерской работы является динамизм сюжета. Зрителя вводят в гущу событий буквально с первого кадра. Нет почти ни единой провисающей, расходующей время сцены. Все предельно сконцентрировано, что позволяет вместить хронометраж насыщенной картины в 80 минут экранного времени. И если и присутствует в силу этого элемент некой калейдоскопичности, то он крайне невелик и не смазывает впечатление от картины.
Актерская игра убедительна, особенно в случае с Тимериным (М. Жженов), Вильгельми (Н Прокопович), фон Клее (В. Покровский). Сам М. Волков не слишком ярок в главной роли, слишком «в себе», хотя с другой стороны — именно так, согласно советским, (да и не только советским) представлениям, и должен, наверное, быть успешный разведчик- не привлекать в к себе внимания, делать свое дело незаметно, но эффективно. Тем не менее, игра Волкова на высоте. Вообще, все или большинство основных персонажей играют в спокойном «интеллектуальном» стиле, только изредка и тщательно дозированно и продуманно позволяя себе проявление эмоций (например, вспышки Крылова в плену или во время устраиваемых ему проверок). В этом смысле единственный по-настоящему экспрессивный из основных персонажей картины — Бударин в исполнении великолепного В. Кашпура. Видно, что спокойствие и хладнокровие, так нужные разведчику, даются ему с более заметным напряжением, нежели напарнику Крылову.
Изображение немцев не примитивно-ходульное, а вполне себе многоплановое- и это уже традиция нового советского кинематографа. Этим отличался уже первый советский военный сериал «Вызываем огонь на себя» (1964), хотя и посвященный не разведчикам, а подпольщикам. В «Пути в «Сатурн», с немецкой стороны — в фокусе внимания абвер и, без сомнения, именно отсюда берет начало «особое» отношение советской кинематографии к этой службе, которое потом отобразится и в «Щите и мече», и в «Майоре «Вихре», и в «Варианте «Омега». Суть его в следующем: абвер, конечно, мерзавцы, но мерзавцы интеллигентные, рядящиеся в тоги, и на этой почве с ними даже при провале можно прожить дольше, чем с костоломами СС. Хотя бы потянуть время, проводя мировоззренческие споры и идеологические дискуссии.
Свои, переметнувшиеся к врагу, тоже чуть ли не впервые в советском кино показаны в совершенно непривычном ракурсе. Еще в том же «Вызываем огонь на себя», «прислуживавшие» немцам могли быть «хорошими» только при условии, что они в реальности работали на партизан под прикрытием (как староста или полицай Костя Поваров), а перешедшие «не понарошку» (наподобие Тереха) выводились отпетыми негодяями и кончали по принципу «собаке собачья смерть». Зато в «Пути в «Сатурн» сдавшийся немцам Андронов (Г. Гай) только и делает, что мучается угрызениями, совестится, вздыхает, слушая радо о приближении немцев к Москве, и под конец (ну, конечно же!) легко соглашается работать на Крамера -Крылова. Да и другие совработники «Сатурна» из числа завербованных (герои Г. Юхтина, В. Талызиной и др.), кажется, только тем и заняты, что мучаются и каются, дожидаясь только часа, чтобы перебежать обратно к своим. Даже самый несимпатичный из сатурновского «выпуска» Грибков, как выясняется при допросе в НКВД, хоть и пустил под откос эшелон, но порожняк (а передал что воинский). Так что тут очевидный перекос из одной крайности -сталинского принципа: любой попавший в плен -предатель Родины, в другую — даже те, кто пошел на сотрудничество с врагом — это только заблудшие овцы, ведомые силой обстоятельств.
Некоторые эпизоды (кадры эвакуации Москвы 16 октября, диалог Дробота и Тимерина о предвоенных дискуссия в разведке и др.) из-за своей непривычной правдивости кажутся последними дуновениями уходящей под брежневский «застой» оттепели. Уже спустя пару лет в советских фильмах такие реминисценции станут невозможными.
Музыка А. Флярковсого неплохо сочетается с сюжетом фильма. Любопытный прием с фоновыми врезками трансляций радиопередач, как советских, так и немецких которые в атмосферу военных фильмов всегда вносят неповторимый эффект присутствия.
В целом, один из последних фильмов советской «кинооттепели» и первый из советских киносериалов о разведчиках в тылу врага — уже достаточное условие для того, чтобы фильм стал заметным кинособытием.
9 из 10
1 ноября 2019
Посыл фильма остался для меня не понятен. О сюжете выскажусь ниже, все же остальные элементы воздействия на зрителя были «серенькими» и «средненькими». Сценарные ходы явны и понятны, игра актёров — в «рамках» стереотипов, операторская работа… есть такая, сценография слабенькая, эмоциональной составляющей нет… вот кроме как развлекательная цель для съёмки этого фильма или (не дай бог, конечно) как это бывало в среде кинематографистов — ради бюджета, зарплаты — хотя режиссёра «Это случилось в милиции» и «Взрослые дети» вряд ли можно заподозрить в подобном меркантилизме. А может «спущена» разнарядка — и «дежурный» режиссёр отдувается за студию. Повторюсь фильм, что называется «проходной».
О сюжете: к сожалению, в очередной раз, действительно смертельно опасную работу разведчика, а тем более в период войны, нам представили как воскресный водевиль: противник спросил — поверил, принял в спецшколу — любой нынешний работодатель «расколол» бы героя Михаила Волкова поймав его на вранье. Сыгранного именно так персонажа расколол бы и уволил без выплат долгов по з/п. Этим упрощением принижается мужество и профессионализм наших спецслужб. Абвер, в очередной раз выглядит как труппа аутистов не видящих дальше своего носа. Кстати, насколько я помню, засылка в спецшколу получилась не ранее 1943г., что согласитесь, сильно смещает оценку правдивости в картине. Для образного понимания: такая упрощённая подача сродни «кино-фокусу» из современного фильма «Т-34» когда в концлагерь пригоняют танк с боекомплектом и личным оружием экипажа, только последнее — более грубое упрощение, а в разбираемом фильме — того же разряда, только на другом уровне.
Почему я так категорично высказываюсь по этим факторам в фильме? А дело здесь в памяти. Памяти цены победы. И главное в технологии, или даже технологиях победы. Ведь если судить по таким фильмам всё было довольно просто и легко, а доставшееся легко — легко и теряется, вот сначала самостоятельно обесценили собственные достижения, потом поверили в это и как следствие теряем те завоевания за которые отдали жизни деды наши и прадеды. Только сейчас становиться достоверно известно, насколько огромная работа, технически, интеллектуально и физически была проделана страной и народом для успешного противостояния тогдашней объединённой Европе. От новых технологиях в сварке броневых плит или отказа от строгания в производства стволов артиллерии — до дороги жизни, от обеспечения радио-игры контрразведки до полушубков из Тувы и много много ещё решённых задач и подвигов которые сами по себе, без лишнего упрощения, завораживают и увлекают требуя только правдивости и способности понять и передать всю красоту этих моментов борьбы.
Итог — фильм легковесный шпионский боевичок, из-за чего-то ограждающий зрителя от действительности, способный был лишь взволновать средний школьный возраст, в момент выхода на экран.
6 из 10
23 февраля 2019